Скачать:TXTPDF
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич

трех ипостасях или лицах.

475

Ср.: Маркелл Анкирский. Против Астерия, фр. 18,40, 77, 82.

476

Ср.: Лактанций. Божественные установления 4.6.4.

477

Ср.: Там же 4.6.4.

478

Ср.: Евсевий Кесарийский. Доказательство Евангелия 1.5, 4.1–3, 5.1; Маркелл Анкирский. Против Астерия, фр. 32.

479

У Платона: бога.

480

Тимей 68е, цит. по изд.: Платон. Собрание сочинений в 4–х тт. Т. 3. М., 1994. С. 474; т. е. данный отрывок — из «Тимея», а не из «Горгия», как говорится у Маркелла. Ошибка вызвана, возможно, отсутствием у Маркелла оригинала платоновского текста или же использованием промежуточного источника. В «Против Астерия», фр. 88 цитата из «Горгия» приведена правильно.

481

Тимей 52а, цит. по изд.: Платон. Собрание сочинений… Т. 3. С. 455; опять ошибка Маркелла в атрибуции диалога.

482

Ср.: Маркелл Анкирский. Против Астерия, фр. 34.

483

Термин встречается у Лактанция: Божественные установления 4.7.3.

484

Ср.: Евсевий Кесарийский. Приуготовление к Евангелию 7.1 If., 11.7 и 14–18.

485

Гностик; см.: Ириней Лионский. Против ересей 1.27.

486

Евсевий Кесарийский настаивает, что почитать следует только Сына (Церковное богословие 1.10.5, 2.7.13). Кирилл Иерусалимский доказывает, что Святой Дух значительно выше ангелов (Огласительные поучения 16.23), чего он не стал бы делать, если бы к тому времени (348 г.) не существовало противоположного мнения. Однако стоит отметить, что термины «раб» и «слуга» применительно к Святому Духу начали применяться только в 370–х гг.

487

Ср.: Афанасий Александрийский. Изложение веры Сардикийского собора; Защитительное слово против ариан 47.4.

488

Текст приводится по изд.: Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 4. М., 1880. Сс. 278–282 с изм.

489

Ср.: Афанасий Александрийский. Защитительное слово против ариан 20–21.

490

Ср.: Маркелл Анкирский. Против Астерия, фр. 63–64, 66, 69, 74, 76–77.

491

Ср.: Маркелл Анкирский. Против Астерия, фр. 40; Пс. — Афанасий. О воплощении и против ариан 1, 9; Афанасий Александрийский. Томос к антиохийцам 3.1.

492

Опровергаются положения, ранее изложенные в: Против Астерия, фр. 114–117, а также: Пс. — Афанасий. О воплощении и против ариан 1,9; Афанасий Александрийский. Томос к антиохийцам 3.1.

493

Ср. Никейский символ веры.

494

Ср.: Пс. — Анфим. О Святой Церкви 10,12,15; Маркелл Анкирский. Против Астерия, фр. 40,80.

495

Переведено по изд.: Tetz М. Athanasiana: zu Leben und Lehre des Athanasius. Berlin, New?York, 1995. S. 78–84.

496

Возможно, не Евгений (????????), а Гигин (??????), упомянутый у Епифания (Панарион 72.11.5), однако также и остальные имена в списках подписавшихся под этими двумя не совпадают друг с другом.

497

Букв.: лаиками (мирянами).

498

Ср.: Афанасий Александрийский. Послание к Эпиктету 2; Пс. — Афансий. Слово четвертое против ариан 21.

499

Ср.: Пс. — Афанасий. Слово четвертое против ариан 9.

500

Ср.: Пс. — Афанасий. О воплощении и против ариан 1; 9; Афанасий Александрийский. Томос к антиохийцам 3.1.

501

Ср.: Афанасий Александрийский. Слово первое против ариан 18.

502

Возможно, это ответ на «Томос к антиохийцам» (7.1) Афанасия Александрийского.

503

О Павле Самосатском см.: Афанасий Великий. О соборах 45.6.

504

О Фотине см.: Епифаний Кипрский. Панарион 71.2.

505

Ср.: Пс. — Афанасий. Слово четвертое против ариан 15.

506

Видимо, имеется в виду Василий Кесарийский, см. выше в статье о Маркелле Анкирском.

507

Интересные соображения о соотношении богословия св. Афанасия, его, шнии в церковном строительстве и «мелетианскон» и «арианской» альтернативы высказаны в исследовании: Brakke D. Athanasius and the Politics of Asceticism. Oxford, 1995. Автор, в частности, отмечает, что в контексте формирующегося монашеского движения св. Афанасий сумел противопоставить свою концепцию христианской жизни, отречения от мира и готовности претерпеть страдания за веру мелетианскон претензии на наследование мученикам, а вместе с тем противопоставил тот же идеал христианской жизни арианскому «академизму», подмене, в которой на место христианства встает своего рода «риторическая культура» (см.: Ibid., р. 267).

508

См.: Kannengiesser С. Le verbe de Dieu scion Athanase d’Alexandrie. Desclee, 1990. P. 189.

509

Современные исследователи датируют эти сочинения временем между 328 и 337 гг., но некоторые придерживаются и прежней датировки — еще до Никейского собора. Другие же, напротив, заходят так далеко, что датируют эти сочинения 350–ми гг. (см.: Leewa/is J. Thirteen years of Athanasius research (1985—1998): A survey and Bibliography // Sacris Erudiri. 39, 2000. Pp. 132–135).

510

Подробнее об отношениях св. Афанасия и Аполлинария см. в статье об Аполлинарии Лаодикийском.

511

См.: Афанасий Александрийский. Жизнь Антония 69—70.

512

Другим человеком, претерпевшим от ариан и оклеветанным ими, был св. Евстафий Антиохийский, но и здесь со стороны ариан, судя по всему, при его низложении не было прямой полемики о вере.

513

Anatolios К Athanasius. London, 2004. P. 15.

514

«Образ» для Маркелла оказывается связанным исключительно с чувственным образом: «Очевидно, что до принятия нашего тела Слово Само по Себе не было образом невидимого Бога. Ибо образу подобает быть видимым, чтобы посредством его могло быть видимым то, что нельзя было увидеть прежде» (Против Астерия, фр. 23, пер. А. Ю. Братухина по изд.: Gegen Markell; Ueber die kirchliche Theologie; Die Fragmente Markellus / / Eusebius Werke. Vol. 4 / Ed. E. Klostermann. Leipzig, 1906).

515

Как замечает Айрес, «Астерий говорит о Логосе как об «образе сущности Отца», вероятнее всего, потому, что для него понятие «образ» имеет ясный смысл отличия и подчинения» (Ayres L Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth?Century Trinitarian Theology. Oxford, New?York, 2004. P. 54).

516

Как замечает Айрес: «На этой стадии в писаниях Афанасия нет признаков того, что он знает, а может, он просто игнорирует традицию, восходящу ю к Оригену, использования слова «ипостась» для обозначения индивидуальной реальности Отца и Сына. Вплоть до середины сороковых годов Афанасий никогда не использует слово «ипостась» для обозначения индивидуального существования чего?либо и никогда не использует этот термин в техническом смысле для обозначения различных Лиц» (Ibid., pp. 46–47).

517

См. например: Parvis S. Marcellus of Ancyra and the Lost Years of the Arian Controversy. 325—345. Oxford, 2006. P. 239.

518

Подробнее см. в статье о Маркелле Анкирском.

519

См.: Ayres L Nicaea and its Legacy… P. 107.

520

На этом же соборе был осужден ученик Маркелла Фотин, который, видимо, пошел дальше своего учителя, т. е. его богословие было более радикальной реакцией на «арианство» (подробнее см. статью о Маркелле Анкирском в данном томе «Антологии»). Св. Афанасий по вопросу о Фотнне занял позицию иную, чем Маркелл. Если последний так и не отрекся от своего ученика и не осудил его явным образом, то св. Афанасий, как и западный епископат, принял осуждение Фотина, признав его еретиком. Это, видимо, на время привело к охлаждению отношений св. Афанасия и Маркелла, но в конечном тоге отношения все же снова восстановились.

521

См.: Ayres L Athanasius’ Initial Defense of the Term ?????????: Rereading the De Decretis // The Journal of Early Christian Studies. 12, 2004. Pp. 337–359.

522

См.: Ayres L· Nicaea and its Legacy… P. 172. Говоря о сближении сторон (а именно единосущников, с одной стороны, и трехипостасников — с другой), Айерс замечает, что оно происходило на основе некоторых важных общих принципов, а именно: «Афанасий, Василий Анкирский и Иларий Пнктавийский — все говорили о непостижимом рождении Сына, происходящем без нарушения Божественной простоты. В этом контексте богословие непостижимого рождения служит тому, чтобы показать близость Сына к Отцу и Его отличие от Отца, дабы показать также, что это рождение может быть понято как бесстрастное и нематериальное. Появление сочетания этих тем у разных авторов является принципиальным шагом в направлении развития всецело проникейских богословских учений. Эти темы оставляют открытым целый ряд вопросов о том, как следует понимать порядок, иерархию и единство в отношении Отца и Сына, но они подготавливают следующую стадию — появление ясных учений о единстве сущности, силы и природы при сохранении всецелого различия Лиц» (Ibid., р. 186).

523

См.: Афанасий Александрийский. Письмо первое к Серапиону 27.

524

См.: Ayres L Nicaea and its Legacy… P. 106.

525

Против ариан 1.16, цит. по изд.: Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Т. II. М., 1994. С. 197.

526

Текст приводится по изд.: Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Т. II. М., 1994.

527

Ариане.

528

Афанасий Александрийский. Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкин Исавринскон 17 (далее: О соборах).

529

Он же, Против ариан 4: PG 25, 700.

530

Он же, Апология на свое бегство: PG 25, 677.

531

Это послание сохранилось у Созомена, приведем его: «Кругшение из?за Аэция обняло почти всю Антиохию, ибо всех осужденных вами учеников этого ненавистного еретика Евдоксий принимает и возводит на степени клириков, а самому ему оказывает особенную честь. Итак, поддержите великий ваш город, чтобы крушение его не увлекло [к погибели] всей вселенной; соберитесь вместе, скольким можно собраться, а от прочих епископов истребуйте подписей, и определите, чтобы из Антиохийской Церкви Евдоксий изгнал Аэция, а учеников его, возведенных в чин церковный, низложил. Если же, вместе с Аэцием, он не перестанет называть Сына неподобным Отцу и дерзающих говорить это будет предпочитать говорящим противное, то ваша Антиохия, как я выше сказал, погибнет» (Церковная история 4.13, цит. по изд.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. С. 249 с изм.).

532

Иероним Стридонский. О знаменитых мужах 89.

533

Епифаний Кипрский. Панарион 71.1.

534

Филосторгий 3.16. По свидетельству св. патриарха Фотия, Филостор–гий писал об этом следующим образом: «Аэций, вступив с Василием Анкирским и Евстафием Севастийским в спор о единосущии (???? ??? ???–??????), будто бы выставил их (согласно совершенно неправдоподобному измышлению Филосторгия [вставка Фотия. — А?.]) как людей, полностью лишенных дара слова, и с этого времени Аэция преследовала их неистребимая ненависть». В этом свидетельстве вызывает удивление сообщение о диспуте Василия с Аэцием о понятии «единосущие» — потому, что и Василий, и Аэций одинаково отрицательно относились к этому понятию в его приложимости к области богословия.

535

Liber de virginitate: PG 30, 669—809. О том, что Василий Анкирский писал о девстве, свидетельствует Иероним (О знаменитых мужах 89). Ф. Кавалера отождествил указанное сочинение, приведенное у Миня, с этим трактатом, однако нельзя с окончательной уверенностью говорить об авторстве Василия Анкирского в отношении него.

536

См. главу «Homoiousian Asceticism» в книге: Elm S. Virgins of God’: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford, 1994. Pp. 106–136.

537

Об этом свидетельствует Иероним (см.: О знаменитых мужах 89).

538

Епифаний Кипрский. Панарион 73.1.

539

«При императоре Констанции он [Василий Анкирский] вместе с Евстафием Севастийским был главой македонианской партии» (Иероним. О знаменитых мужах 89).

540

См.: Созомен. Церковная история 4.13; Епифаний Кипрский. Панарион 73.2.

541

Об этом можно судить по подписям, которые стоят после текста послания собора, приводимого у Епифания (см.: Панарион 73.11).

542

Панарион 73.29—33.

543

Епифаний Кипрский. Панарион 73.2: 269.22—23 (Holl).

544

На этом соборе, с одной стороны, был низложен свг. Афанасий Александрийский, а с друтой — было осуждено радикальное арианство.

545

Там же. 73.3: 271.16–17 (Holl).

546

Там же 73.3–4: 272.4.24 (Holl).

547

Там же 73.3–4: 272.5.25 (Holl). В дореволюционном русском переводе понятие ?????? передано как «дебелость» (Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 4. М., 1863—1885. 4. Сс. 300, 301), что сбивает с толку при попытке понимания мысли послания.

548

Там же 73.4.

549

Там же 73.4: 273.15–17 (Holl).

550

Там же

Скачать:TXTPDF

Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич Христианство читать, Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич Христианство читать бесплатно, Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич Христианство читать онлайн