73.5: 274.21–22 (Holl).
551
Там же 73.4: 274.1–8 (Holl).
552
Епифаний Кипрский. Панарион 73.5: 274.26–275.14 (Holl).
553
Там же 73.6: 275.21 ff. (Holl).
554
Там же 73.6: 276.13–15 (Holl).
555
Ср.: Притч. 3, 19; 9, 1.
556
Епифаний Кипрский. Панарион 73.6: 276.13—22 (Holl). Отметим, что русский перевод этого места: Творения святого Епифания Кипрского… Ч. 4. С. 307 — следует, вероятно, изданню Миня, в то время как в издании «Панариона» К. Холлем здесь принято иное чтение, расходящееся с чтением в издании Миня. См. также: Панарион 73.10: 288.8–10 (Holl).
557
Там же 73.8: 279.7–8 (Holl).
558
Там же 73.8: 279.8–15 (Holl).
559
См.: «И если кто, признавая Отца и по власти, и по сущности Отцом Сына, почитает, однако же, Сына единосущным и тождесущим (????????? bk ? ???????????) с Отцом — анафема да будет!» (Епифаний Кипрский. Панарнон 73.11: 284.5 (Holl)).
560
Steenson J. Basil of Ancyra on the meaning of Homoousios / / Arianism: Historical and theological Reassessments. Papers from the Ninth International Conference on Patristic Studies, Oxford, September 5—10, 1983 / Ed. R. Gregg. The Philadelphia Patristic Foundation, 1985. P. 269.
561
Епифаний Кипрский. Панарион 73.9: 279.22–26 (Holl).
562
33 Там же 73.15: 288.15 (Holl).
563
Там же 73.17: 290.2–13 (Holl).
564
Steenson J. Basil of Ancyra… P. 270.
565
См.: Афанасий Александрийский. Послание о соборах 16: 3.2 (Opitz). (см. в разделе, посвященном Арию, в данном томе «Антологии»).
566
SteensonJ. Basil of Ancyra… Pp. 272–273.
567
Созомен. Церковная история 3.18, цит. по изд.: Церковная история Эрмия Созомена… Сс. 213—214.
568
Григорий Нисский. Против Евномия 3.5.63—64 (Jaeger) (см. в разделе, посвященном Евномню, в данном томе «Антологит>, а также: Бирюков А· С. Неоплатонические элементы в неоарианстве (Евномий и Ямвлих) // Вестник молодых ученых. 4, 2006 (Философские науки 2, 2006). Сс. 37—43).
569
Там же 3.5.61 (Jaeger).
570
Епифаний Кипрский. Панарион 73.17: 290.7–9; 18: 290.16–18 (Holl). О том, что и д<\я Святого Луха, как и для Отца и Сына, также характерно то свойство, что Он — дух, см.: Там же 73.16: 288.23 (Holl).
571
В целом подробный анализ коннотаций, которые несет у подобосущников понятие ипостаси, см. в статье замечательного русского дореволюционного исследователя сочинений подобосущников В. П. Виноградова: О литературных памятниках полуарианства. VI?VIII // Богословский вестник. 3:3, 1911. Сс. 552–557.
572
Епифаний Кипрский. Панарион 73.16: 288.20–31 (Holl).
573
Там же 73.16: 288.32–289.1 (Holl). В этой фразе и подобных ей, впрочем, еще проявляется определенный субордицианизм в богословском языке подобосущников, когда «Божество» отождествляется с «Отцом».
574
Виноградов В. П. О литературных памятниках. VI?VIII… С. 751.
575
Тексты приводятся по изд.: Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 4. М., 1863–1885. Нумерация пунктов дается по стандартному разбиению 73–й гл. «Панариона» свт. Епифания.
576
Полемика с неоарианами. См. статью, посвященную Аэцию, в данном томе «Антологии».
577
Православные оппоненты Аэция и Евномия называли их «аномеями» (Василий Кесарийский. Против Евномия: PG 29, 500.27), т. е. «неподобниками», однако это некорректное название, поскольку, во–первых, и Арий уг–верждал, что Христос неподобен Богу, и, во–вторых, в определенном отношении, согласно Аэцию и Евномию, Христос яв/\лется подобным Богу (по воле). Поэтому мы, следуя за современными исследователями, будем называть Аэция и Евномия «неоарианами», а их учение — «неоарианским»; обсуждение этого вопроса см. в изд.: Wiles М. Archetypal Heresy: Arianism through the Centuries. Oxford, 1996. Pp. 30–31.
578
Cm.: Heine R. Perfection in the Virtuous Life. Philadelphia Patristic Foundation, 1975. P. 135.
579
См.: Василий Кесарийский. Письмо 234.1.
580
Феодорит Кирский. Церковная история 2.24.
581
Филосторгий 3.15.
582
Епифаний Кипрский. Панарион 76.2.
583
Филосторгий 3.16.
584
Филосторгий 3.27, 4.7; Юлиан. Письмо 25. См.: BideлJ. La Vie de ГЕшpereur Julien. Paris, 1930. Pp. 90–93.
585
Феодорит Кирский. Церковная история 2.27, цит. по изд.: Феодорит Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 109.
586
Там же.
587
Филосторгий 4.12.
588
Филосторгий 8.2.
589
Епифаний Кипрский. Панарион 76.11: 352.14—359.23 (Holl).
590
Сокровище православной веры 5.93: PG 139, 1396Bff.
591
PG 28,1173–1201.
592
Bardy G. L’Heritage Litteraire D’Aetius // Revue D’Histoire Ecclesiastdque. 24, 1928. P. 809–827.
593
Epiphanius. Ancoratus und Panarion. Т. III. Leipzig, 1933. (Die griechischen christlichen Schriftsteller 37). S. 351–360.
594
Wickham L. The Sjntagmation of Aetdus the Anomean // The Journal of Theological Studies. 19,1968. Pp. 532–569.
595
The Panarion of Epiphanius of Salamis. Book II and III (Sects 47—80, De Fide) / Transl. by F. Williams. Leiden, New?York, Koln, 1994. (Nag Hammadi Studiies 35; Nag Hammadi and Manichaen Studies 36). Pp. 508–513. Имеется также русский перевод «Синтагматиона» в составе дореволюционного издания «Панариона» св. Епифания Кипрского, однако этот перевод устарел и представляется не вполне совершенным; к тому же он сделан до появления критических изданий как «Панариона» св. Епифания, так и «Синтагматиона» Аэция.
596
Коресек Tb. A History of Neo?Arianism. Т. I. The Philadelphia Patristic Foundation, 1979. P. 121.
597
См. послание Ария св. Александру Александрийскому в этом томе.
598
См. в «Талии» Ария: «Сам Бог, поскольку Он таков, для всех неизречен. Он один не имеет ни равного, ни подобного, ни подобославного Себе. Именуем же Его нерожденным ради рожденного по естеству…» (Афанасий Александрийский. О соборах 15; см. этот текст в данном томе «Антологии» в разделе, посвященном Арию).
599
Kopecek Th. A History of Neo?Arianism. Т. I… Pp. 72–73.
600
Подробнее см. в посвященной Астерию статье в данном томе «Антологии».
601
Wickbam L The Syntagmation of Aetius the Anomean… P. 561.
602
Wickbatn L· The Syntagwation of Aetius the Anomean… P. 561.
603
См: Метафизика 12.9; О душе 430al0–19.
604
См.: Wickham L. The Syntagmation of Aetius the Anomean… Pp. 559, 567.
605
Kopecek Th. A History of Neo?Arianism. Т. I… Pp. 119ff., 188ff., 224ff.
606
См.: Епифаний Кипрский. Панарион 73.12—22. См. этот текст в разделе, посвященном подобосущникам, в данном томе «Антологии».
607
Епифаний Кипрский. Панарион 73.14.
608
Афанасий Александрийский. О постановлениях Никейского собора 28.
609
Там же 29.
610
SVFII, 177.
611
См.: Александр Афродисийский. Комментарий на «Первую аналитику» 402.12–18 (Wallie).
612
Предположение Р. Морглн (Mortley R. From Word То Silence. The Way of Negation: Christian and Greek. Bonn, 1986. Vol. II. P. 135) о том, что Аэций полемизировал в этом отношении с современными ему неоплатоннческнми философами, на наш взгляд, несостоятельно. Церковно–политическая борьба, этапом которой послужило написание Лэцпем «Синтагматнона», была достаточно напряженной, чтобы исключить возможность полемики Аэция с «внешними», по крайней мере в данном сочинении.
613
В связи с этим уместно постави л» вопрос: не связан ли отмеченный у Созомена факт, что Аэция называли «атеистом» («…В то же время у еретиков славился Аэций; он был диалектик, был сильный в искусстве силлогизмов, опытнейший в словопрении, беспрестанно этим занимавшийся. За своп легкомысленные рассуждения о Боге у многих он был прозван атеистом (?$???)» (Созомен. Церковная история 3.15)), т. е. человеком, утверждающим, что Бога не существует, с критической аргументацией его оппонентов, согласно которой основное для богословского дискурса Аэция понятие «нерожденность» на самом деле указывает на «ничто», т. е. на несуществование Бога? Иными словами, то, что Аэция называли атеистом — может быть, это не просто риторический прием, но в данном случае за этим понятием кроется определенная содержательная нагрузка, указывающая на аргументацию противников учения Аэция и призванная выразить ее в одном слове?
614
На этом дискурсе, в частности, бутдет построена и критика учения Евномия свт. Григорием Нисским.
615
См.: Василий Кесарийский. Против Евномия: PG 29, 533.35–536.38, а также раздел, посвященный свт. Василию, в данном томе «Антологии».
616
Там же. PG 29, 556.14–21; ср.: 536.29–30.
617
Там же. PG 29, 540.13.
618
Это видно, в частности, из речи о Сыне в 28–п секции «Синтагматиона»: «’’Порождение», обозначая бытие (?? ?????) и заключая [свою] причину в своей сущности, указывает на сутцность, а не на обладание».
619
Понятие ????, которое использует Аэций в соответствующем контексте, можно переводить как «качество» (так это понятие передают большинсгво переводчиков «Синтагматиона»), а можно как «обладание», причем чаще именно этот последний перевод является наиболее уместным — в том случае, когда ???? использу ется в составе классической пары категорий ???????? — ???? (лишение — обладание).
620
Метафизика 1069а22—25.
621
О том, что умные силы имеют определенную «природу», Аэций упоминает в Синтагматионе 31 (Wickham).
622
См.: Категории 3bl0–23.
623
См.: Эннеады 2.6.3; 6.2.4.
624
Более подробно о полемике Аэция со св. Афанасием и подобосущниками относительно статуса и значения понятия «нерожденность» см. в статье: Бирюков А· С. Философские категории и значение копулы «есть» в «Синтагматионе» Аэция–арианина: историко–философский бэкграунд // AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 7 / Отв. ред. А. В. Цыб. СПб., 2008. Сс. 194—215.
625
Перевод Д. С. Бирюкова по изд.: Wickham L. The Syntagmation of Aetius the Anomean // The Journal of Theological Studies. 19,1968. Pp. 540–544. Разбиение секций приводится по этому же изданию. Данная подборка охватывает более половины корпуса «Синтагматиона».
626
Т. е. нерожденного Бога.
627
Т. е. Бога («Нерожденного»).
628
Здесь, так же как в секции 26, Аэций исходит из положения, согласно которому тот, кто дает имена, выше именуемых. Подобной логики будет придерживаться и Евномий, который доказывал, что имена вещей установлены Богом (см.: Григорий Нисский. Против Евномия 2.1.417 (Jaeger)).
629
О связи именования с «природой вещей» в неоарианском учении см. в статье: Бирюков Д. С. Представления о природе языка в арианских спорах и их историко–философский бэкграунд: Евномий и свт. Василий Кесарийский // Вестник РХГА. 8:2, 2007. Сс. 92–110.
630
Подобный дискурс используется также в «Послании» Василия Анкирского и Георгия Лаодикийского (см. у Епифания: Панарион 73.3).
631
М. Уайлз связывает акцент Аэция на понятии «сущего» с традицией неоарианской экзегезы Исх. 3, 14 (Wiles М. Eunomius: hair?splitting dialectician or defender of the accessibility of salvqjion? 11 The Making of Orthodoxy. Essays in Honour of Henry Chadwick / Ed. R. Williams. Cambridge University Press, 2002. P. 166).
632
Вероятно, аллюзия к Исх. 3, 14 по древнееврейскому тексту: «Я есмь Тот, Кто Я есмь».
633
Аэций приводит два определения лишения через обладание: «лишение есть отъятие обладания» (в данной секции) и «лишение есть утрата обладания» (24–я секция). Вероятно, это школьные определения «лишения»; но ни одного из этих определений не встречается ни у Аристотеля, ни у его комментаторов, ни у стоиков. Однако определение лишения через отъятие, которое приводит Аэций, дословно встречается у св. Иоанна Дамаскина (VIII в.) в «Философских главах» (59.13). Таким образом, у Дамаскина имеется определение, восходящее, видимо, к некоему общему с Аэцием источнику (фактически невероятно, чтобы Дамаскин стал опираться непосредственно на Аэция вследствие крайне негативного отношения к нему в патристическую эпоху из?за его статуса «еретика»). То, что указанное определение встречается у такого собирателя и знатока школьных компендиумов античности, как Дамаскин, свидетельствует о том, что Аэций активно ими пользовался. Сама пара ???????? — ???? отсылает к одной из разновидностей противоположностей, на которую указывает Аристотель (Категории 12а29—31) и стоики (SVF II, 177–179).
634
Holl: рожденности.
635
Таково понимание этого места Л. Уикхэмом.
636
Ср.: Аристотель. Метафизика 1069а22–25.
637
Не вполне прозрачное место. Перевод Л. Уикхэма: «If none of the invisible beings pre?exists itself in germ, but continues in its allotted nature, how does the ingenerate Deity, being free of allotted class…» Перевод Ф. Уильямса: «If no invisible thing preexists itself in germ, but each remains in the