Скачать:TXTPDF
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич

Ямвлиха, которое принимает и Немесий. — Г. Б.], по–видимому, разделяет и Гален, врач, достойный удивления, который сообразно разным видам животных допускает существование и разных видов душ» (О природе человека 2, пер. Ф. С. Владимирского, цит. по изд.: Немесий Эмесский. О природе человека / Пер. Ф. С. Владимирского. М., 1996. Сс. 59, 61). Впрочем, в указанном месте из «Послания к Кледонию» св. Григорий подчеркивает не столько то, что у каждого вида животных свой вид души, сколько то, что «животная душа», мыслимая в человеке, неотделима от его ума, т. к. только вместе с ним составляет человеческую природу.

1044

Второе послание к Кледонию, цит. по изд.: Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2–х томах… Т. 2. С. 18.

1045

См.: Епифаний Кипрский. Панарион 25.35 (Против димнгрнтов).

1046

См.: Булгаков С., прот. Агнец Божий. М., 2000. Сс. 30–33.

1047

См.: Епифаний Кипрский. Панарион 35.

1048

См.: Григорий Нисский. Антирритик 32. Здесь и ниже цитаты из св. Григория Нисского приводятся в соответсгвии с разбиением и по изд.: Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария // Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. М., 1865. Сс. 59—201.

1049

Там же.

1050

Григорий Нисский. Антирритнк 32.

1051

См., например: Григорий Нисский. Антирритик 41.

1052

См. в настоящем томе «Антологии» раздел о нем.

1053

См. статьи о нем во втором томе «Антологии».

1054

Григорий Нисский. Антирритик 41.

1055

См.: Беневич Г. И., Шуфрин А. М. Дело Максима / / Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007. Сс. 46—61.

1056

Св. Григорий Нисский устанавливает эквивалентность обоих антропологических схем (см.: Антирритик 8).

1057

Тексты св. Григория приводятся по изд.: Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2–х томах. Т. 2. М., 1994.

1058

Текст приводится по изд.: Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 5. М., 1882.

1059

Текст приводится по изд.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. М., 1865.

1060

О Макрине см. сочинение свт. Григория «Послание о жизни святой Макрины».

1061

См. предисловие к трактат)’ «Об устроении человека»; предисловие н заключение к защитительному слову о Шестодневе.

1062

См. письмо 13 свт. Григория Нисского, к знаменитому антиохийскому ритору Либанию.

1063

См. письмо 11 (по PG; в рус. пер. — 16) свт. Григория Богослова.

1064

Ср.: Григории Нисский. О девстве 3.1; Григорий Богослов. Письмо 197.2; Он же, Эпиграмма 164; Никифор Колышет. Церковная история 11.19.

1065

В «Слове на свое рукоположение» (4) свт. Григорий свидетельствует о том, что он не был готов принять епископский сан. См. также: Григорий Нисский. Письмо 9.3; Василий Кесарийский. Письмо 100.

1066

См.: Василий Кесарийский. Письма 58–60.

1067

См.: Он же, Письма 225, 233.

1068

См.: Он же, Письма 237, 239.

1069

См.: Григорий Нисский. Письмо 6.6–11.

1070

См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 15; Письмо 19.

1071

См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 16.

1072

См.: Он же, Письмо 19.11.

1073

См.: Он же, Письмо 19.5.

1074

См.: Он же, Письма 5, 18, 19.16—18, 22.1—2.

1075

См.: Кодекс Феодосия 16.1.3; Созомен. Церковная история 7.9.6.

1076

1 См.: Григорий Нисский. Письмо 2.12—13.

1077

См.: Он же, Письмо 3.

1078

См.: Он же, Письмо 2.16—18.

1079

См.: Он же, Письма 6.10, 18.5, 21.2.

1080

Большое огласительное слово 5.

1081

Там же.

1082

Там же.

1083

Об устроении человека 2.

1084

Там же 3.

1085

Об устроении человека 8.

1086

Там же.

1087

Ср.: «…Поскольку, согласно этой последовательности, из принявших жизнь через плоть чувственное может быть само по себе без умной природы, но словесное не иначе возникает в теле, как только срастворившись с чувственным, то поэтом}’ последним после произрастающего и пасущегося был устроен человек, ведь природа известным образом шла вперед к совершенству.<…>Таким образом, природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков жизни, совершает восхождение от самого малого к совершенном)*» (Там же, рус. пер. В. М. Лурье, цит. по изл.: Григорий Нисский, св. Об устроении человека / Пер., послесл. н прим. В. М. Лурье. СПб., 2000. Сс. 32–34).

1088

Об устроении человека 16. См. также: О надписании псалмов 1.3.

1089

Об устроении человека 16.

1090

О душе и воскресении: PG 46, 41 С.

1091

О смерти 41–42 (GNO); О душе и воскресении: PG 46, 40.

1092

Такое использование понятие «подобие» см., например, в трактате «О душе н воскресении» (PG 46, 89С-92А).

1093

Об устроенни человека 16, см. также: Там же 22, 29.

1094

Там же 20–29.

1095

PG 45, 120С; см. также т. н. 38 письмо свт. Василия Великого, принадлежащее, как считают современные исследователи, свт. Григорию Нисскому (HubnerK Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius: Zum unterschiedlichen Verstandnis der ousia bei den kappadokischen Briidern / / Epektasis: Melanges patrisdques offerts au cardinal Jean Danielou / Eds. J. Fontaine, Ch. Kannengiesser. Paris, 1972. Pp. 478–481; Fednick P. Commentary of Gregor)’ of Nvssa on the 38th Letter of Basil of Caesarea // Orientalia christiana. periodica’ 44:1,1978. Pp. 31–51).

1096

Это учение в оригеновском изводе было осуждено на Константинопольском соборе 543 г. (анафематизм 9).

1097

Об устроении человека 21,28; Большое огласительное слово 8,26,35.

1098

Об устроении человека 16, см. также: Там же 22. Возможно, в учении свт. Григория о всецелой природе человека и об отсутствии полового различения у первочеловека сказывается влияние Филона, см.: Филон. О сотворении мира 134.

1099

Там же 17.

1100

Там же 13–14.

1101

О жизни Моисея 2.96–98. В этом разделении и в учении об иерархии сил свт. Григорий следует философской традиции, восходящей к 4 книге платоновского «Государства».

1102

Об устроении человека 14, цит. по изд.: Григорий Нисский, св. Об усгроении человека… С. 61.

1103

О душе и воскресении: PG 46, 29 и 41; Против Евномия 3.1.61–63 (Jaeger).

1104

Об устроении человека 12.

1105

Там же 27.

1106

PG 44, 69В–С.

1107

PG46, 124B?D.

1108

У свт. Василия также возникает данная тема, но вне связи с понятием ???????? (см.: Беседы на Шестоднев 1.8: PG 29b, 20–21). В качестве аналога этих идей в платонической философии Ричард Сорабжи (Sorabji R. Gregory of Nyssa: The Origins of Idealism / / Idem., Time, Creation and the Continuum. Theories in Antiquity and the Early Middle Ages. London, 1988. Pp. 292—293) указывает на 3 кннгу 6 «Эннеады» Плотина (6.3.8) и на пересказ Симпликнем идей Порфирия в «Комментариях на «Физику»» (230.34—231.7) (следует также отме тить следующие места: Порфирий. Исагога 7.19—24; Краткий комментарий 129.9—10). В целом Сорабжи соотносит соответствующее учение Каппадокийских отцов с идеалистической философской позицией Дж. Беркли.

1109

См. ссылки в разделе, посвященном свт. Василию Кесарийскому, в данном томе «Антологии».

1110

Василий Кесарийский. Против Евномия 2.4: PG 29b, 580А (см. в разделе, посвященном свт. Василию, в данном томе «Антологии»).

1111

См.: Ba/as D. The Unity of Human Nature in Basil’s and Gregory of Nvssa’s Polemics against Eunomius // Studia Patristica. 14:5, 1976. Pp. 278–279.

1112

Василий Кесарийский. Против Евномия 2.4: PG 29b, 577C.

1113

В то же время, свт. Григорий при цитировании этого фрагмента свт. Василия, лойдя до слов «сущностью же называю здесь материальное подлежащее», приводит их в измененном виде: «сущностью же не называю здесь материальное подлежащее (?????? ?? ???? ??? ?? ?? ?????? ???????????)» (Опровержение Евномия 3.5.22.7–8 (Jaeger)). Д. Балас обращает особое внимание на этот факт, допуская, что свт. Григорий здесь «подкорректировал» неудобный для его взглядов и для его полемики с Евномием пассаж из свт. Василия.

1114

Пер. В. М. Лурье под ред. А. Л. Берлинского; текст приводится по изд.: Григорий Нисский, св. Об устроении человека / Пер., послесл. и прим. В. М. Лурье. СПб., 2000.

1115

Текст приводится по изд.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 4. М., 1862.

1116

Рус. пер. Ф. С. Владимирского (Немесий Эмесский. О природе человека / Пер. с греч. Ф. С. Владимирского. Сост., послесл. и общ. ред. М. Л. Хорь–кова. М., 1998) с изм. А. М. Шуфрина. Постраничные примечания Ф. С. Владимирского. О Немесии еп. Эмесском почти ничего не известно. Время написания трактата «О природе человека» относится, вероятно, к концу IV в.

1117

Цифры в фигурных скобках указывают на номера схолий А. М. Шуфрина, которые приведены после текста.

1118

???? ???? ?????? — букв.: «в некоторое время».

1119

Эта глава целиком заимствована у Немесия св. Иоанном Дамаскиным в «Точном изложении» (24). Дальнейшие пространные рассуждения Немесия о вольном и невольном, заключающиеся в последующих трех главах, воспроизведены Дамаскиным в той же главе (24) очень кратко и несистематично.

1120

Букв.: «назвали» (????????).

1121

Ср.: Аристотель. Никомахова этика 3.2, откуда вообще заимствованы Немесием все основные мысли настоящей главы.

1122

Букв.: «…что ушибленный слегка–умрет».

1123

Т. е. упомянутых процессов питания и роста.

1124

Т. е. указанные процессы.

1125

Иначе: ошибочны.

1126

Т. е. производящая причина.

1127

Т. е. к ней они стремятся как к чему?то известному.

1128

См.: Аристотель. О душе 2.3,414b2.

1129

Т. е. по вожделению и ярости.

1130

Букв.: «говорят о желании [хотении] обогатиться, но не говорят о осознанном предпочтении обогатиться».

1131

Иначе: взвешивается; букв.: «относится к искомому».

1132

Букв.: «их» (??????), т. е. вышеприведенных выражений.

1133

Букв.: «относительно чего мы прикидываем».

1134

Т. е. в области.

1135

Букв.: «по необходимости я разумею о том, что происходит всегда одинаковым образом».

1136

Букв.: «о том, что шестидесятилетний седеет или что у двадцатилетнего появляется борода».

1137

Все это читаем у Аристотеля: Никомахова этика 3.5.

1138

Ср.: Платон. Политик 477с.

1139

Букв.: «что и сами мы в состоянии [????????, т. е. сделать]».

1140

См. то же: Иоанн Дамаскин. Точное изложение 26.

1141

Значит, продолжим мы неоконченную мысль Немесия, и прикидывать относительно этого мы не могли бы.

1142

Букв: «раз все происходит сообразно (????) судьбе (року)».

1143

Т. е. неизменно одинаково.

1144

Точнее: «много таких, которые противостоят относительно этого».

1145

Настоящая глава посвящена решению первого вопроса: в ней доказывается, что есть нечто, находящееся в нашей власти. Второй и третий вопросы решаются в следующих двух главах.

1146

Т. е. признается отрицателями свободы воли.

1147

Никомахова этика 3, 1109b33–34.

1148

Например: Строматы 2.60. Разбор этого и других примеров: Clark Е. Clement’s Use of Aristotle: the Aristotelian Contribution to Clement of Alexandria’s Refutation of Gnosticism. New?York, 1977. Pp. 45–65.

1149

Никомахова этика 3, 1109b35—1110а20, пер. Н. Брагинской с изм.

1150

Метафизика 9, 1048Ы 8–35.

1151

???????; у переводчика: «страдание».

1152

?????; у переводчика: «страсть».

1153

???????; т. е. любого рода изменение.

1154

????????; у переводчика: «деятельное». В рукописи D (XII в.) добавлено: «в согласии с природой».

1155

Т. е. остальных двух, а именно вожделева! ельной и разумной, как явствует из почти дословно используемого здесь Немесием трактата Галена «De placitis Hippocratis et Platonis» (6.1.7 (De Lacy)) (ср.: 6.2.2).

1156

О природе человека 74: 6—11 (Morani).

1157

Никомахова этика 3, 1114а4—1115а2, пер. Н. Брагинской с изм.

1158

Ср. ниже схол. {8} к главе 35.

1159

Никомахова этика 3, 11ЮbЗЗ.

1160

Там же 3, 1111b27.

1161

См. схол. {4} к главе 29.

1162

Никомахова этика 3, 1111а26–27.

1163

О природе человека 16: 74.11–22 (Morani).

1164

О душе 3, 432b5–6.

1165

Никомахова этика 3, 111 1Ы 6—17.

1166

Там же 7, 1149а16—31.

1167

Никомахова этика 7, 1151b32—1152а2.

1168

Там же 7, 1151b5—30.

1169

Там же 3, 1112b28—29.

1170

Ср.: Там же 3, 111 За9—13.

1171

Евсевий Кесарийский. Приуготовление к Евангелию 6.8.29.

1172

Иллюстрацией его является известный анекдот о Зеноне: «Однажды он порол раба за кражу. «Мне суждено было украсть!» — сказал ему раб. «И суждено было быть битым», — ответил Зинон» {/Хиоген Лаэртский 7.23, пер. М. А. Гаспарова).

1173

????????? (у переводчика: «рок», или «фатум»). Соответственно своему пониманию смысла этого термина стоики возводили эту этимологию к ?????? — «сцепление (звеньев причинно–следственной цепи)».

1174

Ср.: Bobzien S. Determinism and Freedom in

Скачать:TXTPDF

Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич Христианство читать, Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич Христианство читать бесплатно, Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич Христианство читать онлайн