Ямвлиха, которое принимает и Немесий. — Г. Б.], по–видимому, разделяет и Гален, врач, достойный удивления, который сообразно разным видам животных допускает существование и разных видов душ» (О природе человека 2, пер. Ф. С. Владимирского, цит. по изд.: Немесий Эмесский. О природе человека / Пер. Ф. С. Владимирского. М., 1996. Сс. 59, 61). Впрочем, в указанном месте из «Послания к Кледонию» св. Григорий подчеркивает не столько то, что у каждого вида животных свой вид души, сколько то, что «животная душа», мыслимая в человеке, неотделима от его ума, т. к. только вместе с ним составляет человеческую природу.
1044
Второе послание к Кледонию, цит. по изд.: Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2–х томах… Т. 2. С. 18.
1045
См.: Епифаний Кипрский. Панарион 25.35 (Против димнгрнтов).
1046
См.: Булгаков С., прот. Агнец Божий. М., 2000. Сс. 30–33.
1047
См.: Епифаний Кипрский. Панарион 35.
1048
См.: Григорий Нисский. Антирритик 32. Здесь и ниже цитаты из св. Григория Нисского приводятся в соответсгвии с разбиением и по изд.: Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария // Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. М., 1865. Сс. 59—201.
1049
Там же.
1050
Григорий Нисский. Антирритнк 32.
1051
См., например: Григорий Нисский. Антирритик 41.
1052
См. в настоящем томе «Антологии» раздел о нем.
1053
См. статьи о нем во втором томе «Антологии».
1054
Григорий Нисский. Антирритик 41.
1055
См.: Беневич Г. И., Шуфрин А. М. Дело Максима / / Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007. Сс. 46—61.
1056
Св. Григорий Нисский устанавливает эквивалентность обоих антропологических схем (см.: Антирритик 8).
1057
Тексты св. Григория приводятся по изд.: Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2–х томах. Т. 2. М., 1994.
1058
Текст приводится по изд.: Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 5. М., 1882.
1059
Текст приводится по изд.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. М., 1865.
1060
О Макрине см. сочинение свт. Григория «Послание о жизни святой Макрины».
1061
См. предисловие к трактат)’ «Об устроении человека»; предисловие н заключение к защитительному слову о Шестодневе.
1062
См. письмо 13 свт. Григория Нисского, к знаменитому антиохийскому ритору Либанию.
1063
См. письмо 11 (по PG; в рус. пер. — 16) свт. Григория Богослова.
1064
Ср.: Григории Нисский. О девстве 3.1; Григорий Богослов. Письмо 197.2; Он же, Эпиграмма 164; Никифор Колышет. Церковная история 11.19.
1065
В «Слове на свое рукоположение» (4) свт. Григорий свидетельствует о том, что он не был готов принять епископский сан. См. также: Григорий Нисский. Письмо 9.3; Василий Кесарийский. Письмо 100.
1066
См.: Василий Кесарийский. Письма 58–60.
1067
См.: Он же, Письма 225, 233.
1068
См.: Он же, Письма 237, 239.
1069
См.: Григорий Нисский. Письмо 6.6–11.
1070
См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 15; Письмо 19.
1071
См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 16.
1072
См.: Он же, Письмо 19.11.
1073
См.: Он же, Письмо 19.5.
1074
См.: Он же, Письма 5, 18, 19.16—18, 22.1—2.
1075
См.: Кодекс Феодосия 16.1.3; Созомен. Церковная история 7.9.6.
1076
1 См.: Григорий Нисский. Письмо 2.12—13.
1077
См.: Он же, Письмо 3.
1078
См.: Он же, Письмо 2.16—18.
1079
См.: Он же, Письма 6.10, 18.5, 21.2.
1080
Большое огласительное слово 5.
1081
Там же.
1082
Там же.
1083
Об устроении человека 2.
1084
Там же 3.
1085
Об устроении человека 8.
1086
Там же.
1087
Ср.: «…Поскольку, согласно этой последовательности, из принявших жизнь через плоть чувственное может быть само по себе без умной природы, но словесное не иначе возникает в теле, как только срастворившись с чувственным, то поэтом}’ последним после произрастающего и пасущегося был устроен человек, ведь природа известным образом шла вперед к совершенству.<…>Таким образом, природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков жизни, совершает восхождение от самого малого к совершенном)*» (Там же, рус. пер. В. М. Лурье, цит. по изл.: Григорий Нисский, св. Об устроении человека / Пер., послесл. н прим. В. М. Лурье. СПб., 2000. Сс. 32–34).
1088
Об устроении человека 16. См. также: О надписании псалмов 1.3.
1089
Об устроении человека 16.
1090
О душе и воскресении: PG 46, 41 С.
1091
О смерти 41–42 (GNO); О душе и воскресении: PG 46, 40.
1092
Такое использование понятие «подобие» см., например, в трактате «О душе н воскресении» (PG 46, 89С-92А).
1093
Об устроенни человека 16, см. также: Там же 22, 29.
1094
Там же 20–29.
1095
PG 45, 120С; см. также т. н. 38 письмо свт. Василия Великого, принадлежащее, как считают современные исследователи, свт. Григорию Нисскому (HubnerK Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius: Zum unterschiedlichen Verstandnis der ousia bei den kappadokischen Briidern / / Epektasis: Melanges patrisdques offerts au cardinal Jean Danielou / Eds. J. Fontaine, Ch. Kannengiesser. Paris, 1972. Pp. 478–481; Fednick P. Commentary of Gregor)’ of Nvssa on the 38th Letter of Basil of Caesarea // Orientalia christiana. periodica’ 44:1,1978. Pp. 31–51).
1096
Это учение в оригеновском изводе было осуждено на Константинопольском соборе 543 г. (анафематизм 9).
1097
Об устроении человека 21,28; Большое огласительное слово 8,26,35.
1098
Об устроении человека 16, см. также: Там же 22. Возможно, в учении свт. Григория о всецелой природе человека и об отсутствии полового различения у первочеловека сказывается влияние Филона, см.: Филон. О сотворении мира 134.
1099
Там же 17.
1100
Там же 13–14.
1101
О жизни Моисея 2.96–98. В этом разделении и в учении об иерархии сил свт. Григорий следует философской традиции, восходящей к 4 книге платоновского «Государства».
1102
Об устроении человека 14, цит. по изд.: Григорий Нисский, св. Об усгроении человека… С. 61.
1103
О душе и воскресении: PG 46, 29 и 41; Против Евномия 3.1.61–63 (Jaeger).
1104
Об устроении человека 12.
1105
Там же 27.
1106
PG 44, 69В–С.
1107
PG46, 124B?D.
1108
У свт. Василия также возникает данная тема, но вне связи с понятием ???????? (см.: Беседы на Шестоднев 1.8: PG 29b, 20–21). В качестве аналога этих идей в платонической философии Ричард Сорабжи (Sorabji R. Gregory of Nyssa: The Origins of Idealism / / Idem., Time, Creation and the Continuum. Theories in Antiquity and the Early Middle Ages. London, 1988. Pp. 292—293) указывает на 3 кннгу 6 «Эннеады» Плотина (6.3.8) и на пересказ Симпликнем идей Порфирия в «Комментариях на «Физику»» (230.34—231.7) (следует также отме тить следующие места: Порфирий. Исагога 7.19—24; Краткий комментарий 129.9—10). В целом Сорабжи соотносит соответствующее учение Каппадокийских отцов с идеалистической философской позицией Дж. Беркли.
1109
См. ссылки в разделе, посвященном свт. Василию Кесарийскому, в данном томе «Антологии».
1110
Василий Кесарийский. Против Евномия 2.4: PG 29b, 580А (см. в разделе, посвященном свт. Василию, в данном томе «Антологии»).
1111
См.: Ba/as D. The Unity of Human Nature in Basil’s and Gregory of Nvssa’s Polemics against Eunomius // Studia Patristica. 14:5, 1976. Pp. 278–279.
1112
Василий Кесарийский. Против Евномия 2.4: PG 29b, 577C.
1113
В то же время, свт. Григорий при цитировании этого фрагмента свт. Василия, лойдя до слов «сущностью же называю здесь материальное подлежащее», приводит их в измененном виде: «сущностью же не называю здесь материальное подлежащее (?????? ?? ???? ??? ?? ?? ?????? ???????????)» (Опровержение Евномия 3.5.22.7–8 (Jaeger)). Д. Балас обращает особое внимание на этот факт, допуская, что свт. Григорий здесь «подкорректировал» неудобный для его взглядов и для его полемики с Евномием пассаж из свт. Василия.
1114
Пер. В. М. Лурье под ред. А. Л. Берлинского; текст приводится по изд.: Григорий Нисский, св. Об устроении человека / Пер., послесл. и прим. В. М. Лурье. СПб., 2000.
1115
Текст приводится по изд.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 4. М., 1862.
1116
Рус. пер. Ф. С. Владимирского (Немесий Эмесский. О природе человека / Пер. с греч. Ф. С. Владимирского. Сост., послесл. и общ. ред. М. Л. Хорь–кова. М., 1998) с изм. А. М. Шуфрина. Постраничные примечания Ф. С. Владимирского. О Немесии еп. Эмесском почти ничего не известно. Время написания трактата «О природе человека» относится, вероятно, к концу IV в.
1117
Цифры в фигурных скобках указывают на номера схолий А. М. Шуфрина, которые приведены после текста.
1118
???? ???? ?????? — букв.: «в некоторое время».
1119
Эта глава целиком заимствована у Немесия св. Иоанном Дамаскиным в «Точном изложении» (24). Дальнейшие пространные рассуждения Немесия о вольном и невольном, заключающиеся в последующих трех главах, воспроизведены Дамаскиным в той же главе (24) очень кратко и несистематично.
1120
Букв.: «назвали» (????????).
1121
Ср.: Аристотель. Никомахова этика 3.2, откуда вообще заимствованы Немесием все основные мысли настоящей главы.
1122
Букв.: «…что ушибленный слегка–умрет».
1123
Т. е. упомянутых процессов питания и роста.
1124
Т. е. указанные процессы.
1125
Иначе: ошибочны.
1126
Т. е. производящая причина.
1127
Т. е. к ней они стремятся как к чему?то известному.
1128
См.: Аристотель. О душе 2.3,414b2.
1129
Т. е. по вожделению и ярости.
1130
Букв.: «говорят о желании [хотении] обогатиться, но не говорят о осознанном предпочтении обогатиться».
1131
Иначе: взвешивается; букв.: «относится к искомому».
1132
Букв.: «их» (??????), т. е. вышеприведенных выражений.
1133
Букв.: «относительно чего мы прикидываем».
1134
Т. е. в области.
1135
Букв.: «по необходимости я разумею о том, что происходит всегда одинаковым образом».
1136
Букв.: «о том, что шестидесятилетний седеет или что у двадцатилетнего появляется борода».
1137
Все это читаем у Аристотеля: Никомахова этика 3.5.
1138
1139
Букв.: «что и сами мы в состоянии [????????, т. е. сделать]».
1140
См. то же: Иоанн Дамаскин. Точное изложение 26.
1141
Значит, продолжим мы неоконченную мысль Немесия, и прикидывать относительно этого мы не могли бы.
1142
Букв: «раз все происходит сообразно (????) судьбе (року)».
1143
Т. е. неизменно одинаково.
1144
Точнее: «много таких, которые противостоят относительно этого».
1145
Настоящая глава посвящена решению первого вопроса: в ней доказывается, что есть нечто, находящееся в нашей власти. Второй и третий вопросы решаются в следующих двух главах.
1146
Т. е. признается отрицателями свободы воли.
1147
Никомахова этика 3, 1109b33–34.
1148
Например: Строматы 2.60. Разбор этого и других примеров: Clark Е. Clement’s Use of Aristotle: the Aristotelian Contribution to Clement of Alexandria’s Refutation of Gnosticism. New?York, 1977. Pp. 45–65.
1149
Никомахова этика 3, 1109b35—1110а20, пер. Н. Брагинской с изм.
1150
Метафизика 9, 1048Ы 8–35.
1151
???????; у переводчика: «страдание».
1152
?????; у переводчика: «страсть».
1153
???????; т. е. любого рода изменение.
1154
????????; у переводчика: «деятельное». В рукописи D (XII в.) добавлено: «в согласии с природой».
1155
Т. е. остальных двух, а именно вожделева! ельной и разумной, как явствует из почти дословно используемого здесь Немесием трактата Галена «De placitis Hippocratis et Platonis» (6.1.7 (De Lacy)) (ср.: 6.2.2).
1156
О природе человека 74: 6—11 (Morani).
1157
Никомахова этика 3, 1114а4—1115а2, пер. Н. Брагинской с изм.
1158
Ср. ниже схол. {8} к главе 35.
1159
Никомахова этика 3, 11ЮbЗЗ.
1160
Там же 3, 1111b27.
1161
См. схол. {4} к главе 29.
1162
Никомахова этика 3, 1111а26–27.
1163
О природе человека 16: 74.11–22 (Morani).
1164
О душе 3, 432b5–6.
1165
Никомахова этика 3, 111 1Ы 6—17.
1166
Там же 7, 1149а16—31.
1167
Никомахова этика 7, 1151b32—1152а2.
1168
Там же 7, 1151b5—30.
1169
Там же 3, 1112b28—29.
1170
Ср.: Там же 3, 111 За9—13.
1171
Евсевий Кесарийский. Приуготовление к Евангелию 6.8.29.
1172
Иллюстрацией его является известный анекдот о Зеноне: «Однажды он порол раба за кражу. «Мне суждено было украсть!» — сказал ему раб. «И суждено было быть битым», — ответил Зинон» {/Хиоген Лаэртский 7.23, пер. М. А. Гаспарова).
1173
????????? (у переводчика: «рок», или «фатум»). Соответственно своему пониманию смысла этого термина стоики возводили эту этимологию к ?????? — «сцепление (звеньев причинно–следственной цепи)».
1174
Ср.: Bobzien S. Determinism and Freedom in