Христу такой же, как и в Ветхом завете: всезнающий, всевидящий, милосердный, всемогущий, справедливый и т. д. Бога увидеть нельзя, Его можно познать только при посредстве того, что Он сотворил. Христос уточняет: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанн. 4.23–24). На самом деле Бог, по Христу, намного человечнее. Он является Отцом не только Христу, но и всем людям. Когда фарисеи спрашивали Христа, какая самая главная заповедь в законе Моисея, он отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22.37–40).
Эти две заповеди в Ветхом завете, в законе Моисея соседствовали, но не были прямо связаны друг с другом. Христос их объединил, и смысл получился следующий: любовь к Богу означает любовь к человеку, к ближнему, а любовь к ближнему и есть любовь к Богу, к тому Духу, которому Вселенная обязана своим существованием. Добавим к этому, что, по Христу, Бог находится в каждом из нас. Путь к Богу — это есть путь к тому лучшему, что есть в душе каждого человека.
Остается прояснить, кто считается ближним. Такой вопрос задали Христу, и Он ответил на него притчей о Лазаре, которого разбойники ограбили, избили и бросили на обочине дороги. Проходили мимо его соплеменники-иудеи, и никто не оказал ему помощи. И только один из самарян, которых иудеи презирали и предпочитали с ними даже не разговаривать, подобрал его. Он оказал ему помощь и доставил в гостиницу, там уплатил за его пребывание два динария и сказал, что, если потребуется, уплатит еще. Так презренный иудеями самарянин оказался ближним для иудея. Поэтому заповедь: «возлюби ближнего, как самого себя» надо толковать очень широко: ближний не тот, кто близко, а тот, кто может оказаться рядом, близко, когда он понадобится. Ближний — это любой, независимо от национальности, социальной принадлежности и т. д. Это главное положение учения Христа означает, что Его учение адресовано каждому из живущих на Земле.
Если кто-то говорит, что верит в Бога, а значит, любит Бога, обязательно спросите его, любит ли он своих ближних, как самого себя. Задумайтесь над этим. Верить в Бога, по Христу, отнюдь не значит произносить столько-то молитв в день, посещать храм, ставить свечи, соблюдать посты и т. д. Делать все это еще не значит веровать в Бога. Вера в Бога мерится одной мерой — любовью к другим людям, к ближним. Поскольку это требование направлено к каждому из людей, то результат очевиден: всем будет хорошо, если к любому человеку (то есть к ближнему) будут относиться, как к самому себе. Тут уместно напомнить другую заповедь Христа, которая вытекает из приведенных выше, а именно: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6.31).
Таким образом, если в Ветхом завете Бог и человек стоят по разные стороны и человек должен был приносить жертвы Богу, умилостивливать Его, бояться Его, то в Новом завете, в учении Христа Бог находится в душе каждого человека, как в добром, так и в злом. Бог хочет милости, а не жертвы. Он хочет любви, любви не абстрактной, а весьма конкретной любви к ближнему, любви человека к человеку. Недаром в евангелии сказано: «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Иоанн. 1.17). Именно в этом и состоит учение Христа в своем первоначальном, неискаженном смысле.
Заповедь — «возлюби ближнего своего, как самого себя» содержалась в Ветхом завете, в законе Моисея. Но Христос придал ей более глубокий смысл, соединив любовь к ближнему с любовью к Богу. Но Он пошел намного дальше закона Моисея. Он требовал: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему от тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лук. 6.27–29). Далее Он обосновывает это требование: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лук. 6.32–34).
По учению Христа нужно любить даже врагов своих. И это не утопия. Это продемонстрировал сам Христос, когда враги распинали Его на кресте. Он молился за них и просил Отца своего и Отца их, Господа Бога: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23.24). Христос считал Бога не только Отцом Своим, но в такой же мере и Отцом всех других людей. Он неоднократно обращался как к своим ученикам, так и к толпам слушавшего Его народа с призывом поступать по Божьим заповедям, и тогда они станут сынами Господа Бога. «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5.44–45).
Христос понимал, что такое требование для людей очень трудное. Он понимал, что человек грешен и поэтому несчастен. Но путь к счастью для каждого отдельного человека лежит через собственное очищение, покаяние и возвращение на путь истины. Эта работа крайне сложная. Основная задача, которую Христос ставил перед собой и перед своими учениками, состоит в том, чтобы бороться за каждого оступившегося, заблудившегося, нагрешившего. Христос говорил: «Не здоровые имеет нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Марк. 2.17). Важно одно: искренне раскаяться в своих грехах, прощать другим их прегрешения по отношению к вам. По учению Христа, кто прощает, тому простится. Главная задача — достижение внутреннего душевного совершенства. Христос говорил: «Будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный» (Матф. 5.48). Христос на упреки, что Он общается с грешниками (мытарями, блудницами и др.) отвечал: «Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы?» Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф. 9,12–13). И еще: «Истинно говорю вам, мытари и блудницы вперед вас (то есть фарисеев) идут в Царство Божие» (Матф. 21.31).
Что такое Царство Божие? Христос говорит: «Царство Божие внутри вас есть» (Лук. 17.21). Он считает, что Царство Божие приходит для тех, кто достиг совершенства души, поступает согласно учению Христа.
Но это не формальность. Это перерождение. Как говорит Христос, это есть новое, второе рождение, от Духа. «Иисус сказал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанн. 3.3). «Не удивляйся тому, что я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоанн. 3.7–8). Не надо ожидать, что Царствие Божие нагрянет в определенный момент времени. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот оно здесь» или «вот там» (Лук. 17.21). Это очевидно, поскольку Царствие Божие внутри нас (если мы его достигли), и момент этого достижения для каждого свой.
Обратите внимание, что в современный христианской трактовке это совсем не так. Вопрос перешел из духовной плоскости в организационно-иерархическую, и Царства Небесного верующие ждут как явления, которое наступит в определенное (хотя известное только Богу) время. В этой трактовке Царство Небесное (Божие) — это нечто от нас не зависящее, хотя от нашего поведения и зависит то, пустят нас туда или нет. На самом деле, по Христу, это понятие, с одной стороны, значительно более глубокое, поскольку требует необычайных усилий каждого, а с другой стороны, более реально достижимое. Попадет ли данный человек в Царство Божие, зависит от него самого. Ведь он должен не стараться попасть в Царство, а сам создать Его в своей душе. Царство Небесное наступает в душах людей, истинно исповедующих учение Христа, непрерывно, по мере того как такие люди появляются, рождаются свыше, от Духа, перерождаются. Этот процесс идет по-разному: то успешнее, то с большими затруднениями. Но он идет всегда. Христос не сомневался, что все люди Земли достигнут такого душевного состояния. Христос говорил: «И придут от востока и запада и севера и юга и возлягут в Царствии Божием» (Лук. 13.29). Он знал, что «настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе: Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанн. 4.23–24).
Из современного христианского учения известно, что путь в Царствие Небесное лежит через Страшный суд. Христос же говорил так: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоанн. 3.19). Следовательно, поскольку суд предшествует Царствию Небесному, то он идет в душе каждого непрерывно. Если Царствие Небесное внутри нас, то и ад находится в нас же. Суд, происходящий в душе каждого, является объективным процессом. Учение Христа — это не одно из учений, а единственное учение, которое соответствует устройству Мира (включая человека). Христос говорил: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд мой праведен, ибо не ищу моей воли, но воли пославшего меня Отца» (Иоанн. 4.30). Учение предписывает любить не только ближних, но и явных врагов, делать всем добро, внутренне совершенствоваться, быть смиренным и прощать другим прегрешения их и т. д. Может ли существовать другое учение, более верное, помогающее каждому встать на путь истины и счастья?
Что же касается смирения и прощения, то когда апостол Петр спросил: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз?» — Иисус сказал ему: «Не говорю тебе «до семи», но до семижды семидесяти раз» (Матф. 18.21–22). «Прощайте и прощены будете» (Лук. 6.37). Еще Христос говорил: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговор ему, и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: «каюсь», — прости ему» (Лук. 17.3–4).