Скачать:TXTPDF
Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун

так с чистосердечным, хотя и слабым, порывистым апостолом, любовь которого была совершенно искренняя, хотя и не могла выдержать испытания. Он щадит его от всякого упора, и только с вопросительной ласкою повторив его уверение — открывает ему горькую истину: «Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды»…. Несмотря на свою самоуверенность, несмотря на уверения в преданности, несмотря на воображаемую искренность, Петр окажется мякиной.».

Можно ли было надеяться, что такие пастыри, как Петр, дадут правильный старт христианству и смогут вывести его через иудейскую осаду? Конечно, нет. Положение усугублялось тем, что родственники Иисуса, которые при жизни осуждали Его, вдруг подключились к исполнению миссии Христа. Они сделали свой выбор после того, как стали благодаря Иисусу известными и когда сторонников Христа уже насчитывалось около пятисот человек. Сам Христос хорошо знал своих родственников, поэтому, будучи уже на кресте, попросил своего ученика Иоанна взять к себе мать Иисуса и быть ей за сына. Но ситуация изменилась, и родственники Христа посчитали выгодным для себя приобщиться к Иерусалимской общине. И не просто приобщиться, а возглавить ее. Когда начались преследования, Петр передал руководство общиной «брату Господнему» Иакову, а сам на время скрылся. Иакову бояться было нечего. Он десятилетиями вел себя как самый ревнивый, самый ярый иудей. Недаром Ренан считает Иакова опаснейшим врагом Христа. Он действительно всячески тормозил распространение истинного христианства, независимого от иудаизма. Иаков же действовал от имени самого Христа, поскольку Христос, по его словам, явился первому ему.

Что же касается матери Иисуса, то полагают, что она не на много пережила Его.

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ

После распятия Христа кружок его ближайших учеников рассеялся. Как и говорил Христос, все ученики соблазнились о Нем и бросили Его. Некоторые апостолы вернулись домой в Галилею и занялись рыбной ловлей, а другие просто поспешили скрыться от страха. Никто из них не был готов к суровой реальности. Все до самого последнего момента ждали чуда.

Тем временем начало распространяться известие о воскрешении Христа. Но очень многими оно воспринималось с недоверием. У апостолов начала зарождаться вера в то, что произошло обещанное Христом чудо. Все ждали новых чудес. Никто не знал, что делать дальше. И чудеса действительно последовали. Христос явился двум своим ученикам, Клеопатру и Клеопе. По пути из Иерусалима в Еммаус к ним присоединился попутчик, которому они излили душу о постигшем всех горе: «Разве ты не слышал об Иисусе Назарянине, который был пророк, сильный в деле и слове перед Богом и всем народом? Разве ты не знаешь, как предали его первосвященники и начальники для осуждения на смерть и распяли его? А мы надеялись, было, что Он тот, который должен избавить Израиль, а между тем сегодня третий день как все это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас. Они были рано у гроба и не нашли тела Его, а сказывали, что они видели ангелов, которые говорят, что он жив. Некоторые из наших пошли ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но его не видели». Незнакомый попутчик был грамотным. Он знал Закон, цитировал Моисея и пророков. Когда они вместе вечеряли, разговор о вере продолжился. Незнакомец в точности так, как Христос, переломил хлеб и подал ученикам. И вдруг через какое-то время ученики обнаружили, что их таинственного попутчика нет. Он ушел, не попрощавшись, исчез. Тут они догадались, почему незнакомец цитировал именно те места Писания, в которых говорилось, что Мессия должен был пострадать. Они догадались, что с ними говорил сам Христос. Об этом надо было рассказать своим собратьям. И они спешно возвратились в Иерусалим.

Они рассказали о случившемся и при этом узнали, что Христос явился и Петру. Когда все собрались у Петра, то испытали очередное потрясение. Они ощутили приход Христа и слышали обычное его приветствие «Шалом» (счастье, мир, мир дому сему). После этого они уже не сомневались, что Иисус с ними рядом, что он их не оставил, он их пасет. На восьмой день, когда явился им Христос, апостол Фома усомнился в реальности видения. С тех пор для всех людей он стал Фомой неверующим. Но и он удостоверился, что это был Христос.

Часть учеников Христа сбежала в Галилею сразу после того, как взяли Христа. Остальные находились в Иерусалиме. Но через несколько дней и они отправились в северную провинцию. Они чувствовали таинственность происходящего, но страх возобладал. Когда собирались в Иерусалиме вместе, то закрывались на все запоры, боясь погрома со стороны иудеев. Безопаснее было уйти отсюда. И они ушли. Мотивировали они свой уход из Иерусалима по-разному. «Галилейские жены» вспомнили, что когда они были у гроба Христа, ангел сказал им, что Христос предварит их в Галилее. Другие ученики говорили, что им приказал идти в Галилею сам Иисус. Они вспомнили слова, сказанные им еще до распятия. Так все они оказались в Галилее. У всех у них была несбыточная мечта вернуть все на свои места. Они надеялись, что Христос когда-нибудь вернется к ним насовсем. Они верили в то, что это возможно, и радовались.

Вернувшись в Галилею, апостолы-рыбаки занялись своим делом — ловлей рыбы. Все они — Петр, Фома, Нафанаил, сыновья Заведаевы зажили своей прежней рыбацкой жизнью. С ними были и галилейские женщины. И действительно, рыбаки-апостолы не ошиблись. Христос часто являлся им на озере. Он помогал им рыбачить, принимал участие в их трапезах. Однажды вечером после рыбной ловли они с удивлением увидели догоравший костер. На углях лежала рыба и рядом с ней хлеб. Рыбой и хлебом они питались, когда ходили вместе с Христом. Они поняли, что ужин приготовил им сам Христос.

Чаще всего Иисус являлся Петру и Иоанну. Верующих во Христа становилось все больше. Количество их достигло 500. Поскольку Христа уже не было рядом, они повиновались его ученикам, в особенности Петру.

Имея такую армию последователей можно было начать всерьез профессионально заняться религиозной деятельностью. Апостолы решили, что это большое дело надо было начинать в Иерусалиме. И все они вернулись туда. Родственники Иисуса также переменили свое мнение относительно миссии Иисуса и присоединились к апостолам. Исследователи считают, что переселение их в Иерусалим произошло или во время праздника кущей в конце 33 года, или же в Пасху 34 года.

В Иерусалим вернулись не все последователи Христа, а только руководители и активисты. Но у оставшихся в Галилее христиан (тогда их так еще не называли) перспектив не было. Их общину иудаизм задушил. Кто сумел, скрылся по ту сторону реки Иордан. Апостолы и родственники Иисуса основали в Иерусалиме Христианскую общину. Иаков наряду с Петром стал лидером общины. Община насчитывала около 120 человек. Основная ее деятельность проходила в синагоге. Это не должно удивлять, поскольку все члены общины были стопроцентными иудеями. Они полностью признавали и исповедовали устав иудейской веры — закон. Сам Христос говорил, что Он пришел не отменить закон, а исполнить его. Новое у последователей Христа было только одно — ожидаемый всеми иудеями Мессия уже явился в образе Иисуса, но иудеи его не приняли и распяли. Но эту истину последователи Христа боялись проповедовать открыто (громко и на площадях). Об этом они говорили только шепотом и только с теми, кто не выдаст их синедриону. Иначе можно было поплатиться жизнью, как Христос. По-видимому, наиболее ярым иудеем по вере был «брат Господень» Иаков. Недаром его считают «опаснейшим врагом Христа». Молодому христианству мешали оковы иудаизма. Апостол Петр готов был что-то сделать, чтобы ослабить эти оковы. Но Иаков был категоричен. Его все знали как истинного иудея, и он на деле делал все, чтобы не допустить отступления от Закона. К счастью, не все зависело от него. Длительное время христианская община в Иерусалиме была фактически сектой иудаизма, которая старалась не выделяться, опасаясь за свою жизнь.

Члены общины вели строгий образ жизни «в трудах, в бдениях, в постах». Правила общежития в ней строились действительно на учении Христа. Это потом и учение Христа извратят и потребуют умертвления греховной плоти, разного рода аскетизма. Тогда же разрешалось все, что соответствует природе человека. Поэтому не требовалось, как в средневековых монастырях, отказываться от брака, мужчинам и женщинам жить раздельно, служить только Богу. Христос ясно сказал, что служить Богу, это значит служить ближнему, помогать нуждающимся, любить их. Первая община была действительно организована на принципах Христа. Все исповедовали Закон, а в Законе содержатся строгие моральные требования. Десять заповедей — основа Закона. У иудеев помощь нуждающимся ставилась на первое место. Это было одно из главных требований иудаизма. Поэтому принципы общежития не были чем-то новым. Новым была вера в Христа, в Спасителя, который уже приходил и был распят. Новыми были и принципы общности имущества. Первыми христианами были бедные и неимущие. Они стремились в общину. Жить в общине, где «все за одного, а один за всех», было легче. Члены общины не имели собственного имущества. Поэтому они очень радовались, когда в общину вступали богатые люди, состояние которых становилось общим. Принцип общности имущества был слишком строгим. Мы уже говорили о том, как Петр умертвил супругов за то, что они утаили часть своего имущества.

Все члены Иерусалимской общины жили в одном квартале. Это упрощало их общение. Много часов они проводили в молитвах. Некоторые из них приходили в экстаз, и на них нисходило божественное откровение. Среди них было полное согласие. Все без исключения выполняли нравственные предписания. Можно сказать, что они жили счастливой большой семьей. Вечером эта семья, или целиком, или разбившись на группы, собиралась на вечерю в знак братства и в память об Иисусе. Все знали, что Иисус находится среди них. Они садились тесным кружком. Старший преломлял хлеб и благословлял чашу, пуская ее по кругу. Это был знак единения с Христом. Общие вечери сопровождались молитвами. Апостолы рассказывали, как Христос говорил: «Примите, едите, сие есть тело мое, за вас помимое, сие творение в сое воспоминание».

Со временем эти вечери стали проводить только по воскресеньям. Напомним, что христиане, оставаясь, по сути, иудеями, праздновали субботу.

В это время по жребию вместо апостола Иуды Искариота был избран Матфей. Надо сказать, что апостолы, хотя и были выбраны Христом, не могли иметь преемников. Это очень принципиально. В противном случае постоянная коллегия могла бы захватить власть в общине. Но такое положение продолжалось недолго. Церковь пошла другим путем, полностью узурпировав власть над верующими. Церковь стала олигархией.

Апостолы ограничивали свою деятельность главным образом своей общиной. Так было примерно до 60 года, когда они

Скачать:TXTPDF

Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать, Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать бесплатно, Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать онлайн