одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8:14–17).
После этого апостолы Петр и Иоанн вернулись в Иерусалим. Диакон Филипп продолжал свою успешную миссию. Он направился в страну филистимлян. Еще со времен господства Макковеев здесь было много иудеев. Но Филипп обращал в христианство не только их. Здесь он обратил в христианство вельможу-министра финансов и хранителя сокровищ Кандакия Эфиопского. Кандакия была тогда титулом царей эфиопских. Министр был иудеем и возвращался из Иерусалима домой в Эфиопию. Иудаизм из Эфиопии проник в Абиссинию и Нубию. Многие из жителей этих стран принадлежали к числу тех прозелитов, которые веровали в единого Бога, хотя и не были обрезаны. Видимо, таким прозелитом был и министр. Особенность обращения в христианство эфиопского министра состояла в том, что он был необрезанным. Это означало нарушение закона Моисея. Правомерно ли поступил Филипп? После дебатов апостолы пришли к заключению, что правомерно, поскольку это крещение было произведено по приказанию Святого Духа. Но апостолы констатировали, что это исключение из правил — не более. Они, будучи истинными иудеями, еще десятилетиями будут сопротивляться тому, чтобы обращать уверовавших в христианство без обрезания. Апостолы считали, что «закон есть закон». Если бы судьбу христианства решали они, то до сегодняшнего дня не дошло бы и названия христиан. Кстати, в то время такого названия еще и не было. Оно возникло позднее в Антиохии.
Из страны филистимлян Филипп отправился в Азот.
«А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию» (Деян. 8:40).
Дорога в Газу и Азот была южной границей первых евангельских проповедей. Собственно, это была естественная граница, за которой начиналась пустыня. Из Азота Филипп пошел по побережью на север вплоть до Цезарии. Полагают, что за время этой своей миссии Филипп основал христианские церкви в Иоппии, в Лидде, которые очень быстро пошли в гору. После этого Филипп остановился в Цезаре и основал там обширную церковную общину. Город Цезария был выстроен Иродом Великим на месте сидонийской крепости, которая называлась «Башня Абдастарты или Стратона». Город был назван Цезарея в честь цезаря Августа. Он был самым значительным городом Иудеи, самой лучшей гаванью всей Палестины. Развалины города сохранились до наших дней. Название его не изменилось.
Римские представители власти в Иудее (прокураторы), которым изрядно надоело пребывание в Иерусалиме, перенесли в Цезарею свою резиденцию. Здесь им дышалось легче — большую часть города составляли язычники. Иудеи были в меньшинстве. Филипп действовал здесь более двадцати лет. Его церковь процветала. Местные иудеи вынуждены были считаться с большинством населения города, которое говорило на греческом языке. Поэтому они не только говорили по-гречески, но и службу в синагоге отправляли на греческом. Иерусалимским раввинам это не нравилось. Зато распространению христианства способствовало. Церковь в Цезарии находилась в сношении практически со всеми церквами побережья Средиземного моря.
За какой-нибудь год активные проповедники-эллины распространили христианство по всей Палестине вплоть до реки Иордан. Распространилось христианство и в других регионах и странах. Так, в Дамаске к этому времени функционировала стабильная христианская община.
После смерти Стефана община в Иерусалиме рассеялась. Но апостолы и родственники Христа продолжали оставаться в Иерусалиме. За свою жизнь бояться им не приходилось, они не делали ничего такого, что могло бы вызвать гнев саддукеев и фарисеев. Содействовать распространению христианства они также не могли, по крайней мере, из-за языка. Поэтому когда страхи улеглись и выждав довольно длительное время, они начали восстанавливать христианскую общину в Иерусалиме. Дело это шло очень медленно. Созданная вновь община мало была похожа на прежнюю. Прелесть тех лет осталась только в воспоминаниях. Той прежней общины-семьи больше не было. Не было общего имущества. Но общину поддерживали материально все другие христианские общины. Откуда исходила инициатива — мы не знаем. То ли апостолы настаивали на своей уникальности (что очень вероятно), то ли другие общины сами это поняли? Важно, что иерусалимская община регулярно получала пожертвования от других общин. Собственно, это был главный источник материального обеспечения иерусалимской общины. В евангелиях сообщается, что Петр часто предпринимал апостольские хождения. Но все это было вокруг Иерусалима. При этом он снискал славу чудотворца. Так, в Лидде он исцелил расслабленного. Из Лидды он отправился в Яффу, где он мог не опасаться дискуссий с ортодоксальными иудеями. Здесь их просто не было. Население Яффы составляли преимущественно рыбаки, рабочие и вообще бедняки, которым было не до философских проблем. Здесь Петр прожил долго, остановившись у Симона Кожевникова, дом которого находился у моря. В евангелии сообщается, что в Яффу (тогда Иоппия) апостол Петр попал следующим образом:
«В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит «серна», она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла; ее омыли и положили в горнице.
А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышавши, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтоб он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился и, обратившись к телу, сказал: «Тавифа! Встань!» И она открыла глаза свои, и, увидевши Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее и, призвав святых и вдовиц, поставил ее пред ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона Кожевника» (Деян. 9:3 6–4 3).
Вопрос о том, можно ли крестить необрезанных, встал в очередной раз. Петр не был готов разрешить этот вопрос положительно. Но правильное решение ему пришло во сне.
«В Цезарии был некоторый муж по имени Корнелий, сотник из полка, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
Он в видении ясно видел около девятого часа дня ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнелий? Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом;
Итак, пошли людей в Иоппию, и призови Симона, называемого Петром; он гостит у некоего Симона Кожевникова, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь твой дом.
Когда ангел, говоривший с Корнелием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и рассказав им все, послал их в Иоппию.
На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел вверх дома помолиться. И почувствовал он голод и хотел есть. Между тем как приготовляли, он пришел в исступление. И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
И был голос к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда и другой раз был глас к нему: что Бог очистил, то не почитай нечистым. Это было трижды, — и сосуд опять поднялся на небо.
Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнелием, расспросивши о доме Симона, остановились у ворот» (Деян. 10:1—17).
Далее события развивались следующим образом. Когда Петр оказался у Корнелия, тот попросил принять его в новую веру. Петр крестил центуриона, несмотря на то что он был необрезанным.
Это самовольство не прошло Петру даром. Когда в Иерусалиме об этом узнали «братья Господни», они этот случай поставили Петру в тяжкую вину. Его упрекали в том, что он открыто нарушил Закон. Закон был нарушен по нескольким пунктам. Во-первых, крестили необрезанного. Во-вторых, Петр жил среди необрезанных и вкушал вместе с ними пищу. Петр оправдывался тем, что он видел видение. Только защитившись приказанием свыше, Петр сумел реабилитировать себя. Этот случай красноречиво говорит о том, смогли ли бы иерусалимские апостолы и «братья Господни» распространить учение Христа среди язычников. Как же их заедал догматизм. Забыли они слова Христа: «Бойтесь закваски фарисейской». Чтобы следовать за Христом, им не хватало не только смелости, но и понимания. Это было только начало. Далее руководители Иерусалимской общины во главе с Маковым методически препятствовали распространению христианства у язычников без обрезания. Даже когда на словах они соглашались, на деле всячески старались расстроить планы и дела тех, кто «работал» с язычниками. Но об этом мы расскажем позднее.
После казни Стефана несколько лет христиане в Иерусалиме жили в безопасности. Трагедия разыгралась в 44 году, когда был обезглавлен Иаков, сын Заведеев, брат Иоанна. Не было никакого синедриона. Правитель имел неограниченную власть и воспользовался ею (как и в случае с Иоанном Крестителем).
Это произошло, потому что изменилась политическая ситуация в Иудее. После смерти Ирода Великого к власти пришел его внук Ирод Агриппа, который старался восстановить царство своих предков. И он это сделал. Он объединил под своей властью Батаму, Трахонитиду, часть Гаурана, Абилену, Галилею и Перею. Кроме того, он получил Самарию и Иудею. Иудеи любили его, и эта любовь была взаимной. Ирод Агриппа любил Иерусалим и строго соблюдал предписания иудейской веры. Он освободил жителей Иерусалима от налога, который должен был ему платить каждый дом. Ортодоксальные евреи были очень довольны. И он делал все, чтобы еще больше им нравиться. Поэтому он обезглавил Иакова, а Петра заточил в башню Антонии. Но Петр чудом спасся — двери темницы сами раскрылись перед Петром, и он освободился.
Ирод Агриппа в том же 44 году скоропостижно умер. Видимо, его отравили. Иерусалим потерял свою независимость и стал управляться римским прокуратором. Для христиан это было спасение, поскольку римляне хоть как-то сдерживали нетерпимых иудеев. При этом римляне отделили светскую власть от духовной (в Иудее). Светская власть была предоставлена прокуратору. Брат отравленного Агриппы — царь Халкидский был назначен духовным главой, хранителем первосвященнических одежд и казначеем священной кассы с правом назначать первосвященников. Такое положение оставалось до 48 года, когда он скончался. Ему наследовал сын ранее отравленного Ирода Агриппы (тоже Ирод Агриппа). Он правил вплоть до великой иудейской войны, закончившейся разрушением Иерусалима.
Все это подготовило политику мягкотелого римского прокуратора Кумона. Показательно, что он казнил своего солдата только за