то, что тот разорвал Пятикнижие Моисея. Кумон таким способом надеялся успокоить иудеев. А достиг обратного: беспорядки нарастали с каждым днем. Иудеи успокоились только с разрушением Иерусалима и их главного храма Соломона. А пока что они находились в религиозной лихорадке. Они везде силою насаждали иудаизм. Иерусалимский храм приносил им огромные, баснословные доходы. Пожертвования присылали из разных стран. В Сирии иудаизм победил. Его насаждали насильственно, насильственно обрезали сопротивлявшихся. Дом Ирода делал все, чтобы насаждать иудаизм. Богатства дома были неисчислимы. Тот, кто хотел жениться на принцессах этого дома, должен был обрезаться и принять иудаизм. И принимали. Принимали ради богатства князья мелких династий, которые были подчинены Риму. Иудаизм распространялся в Эфиопии и Аравии. Обращались в иудаизм не только насильственно. Высокие моральные нормы, заложенные в Законе, вызывали уважение. Считалось, что этот Закон надо знать. Исполнение требований Закона должно приносить счастье. Многие из уверовавших в единого Бога не обрезались. Но Закон исполняли. В Сирии практически все религии были пропитаны идеей единого Бога. В Дамаске, где иудеев было не так уж и много, практически все женщины перешли в иудейство. Но люди принимали не фарисейское иудейство, против которого боролся Христос, а иудейство, свободное от фарисейской закваски. В этом иудействе обрядность играла меньшую роль. Но зато в него люди вносили добрую волю и чистое сердце. Поэтому за этим свободным иудейством было будущее.
Приимером добровольного принятия иудейства может быть царская семья Адиабенов Тигридских. Этот род был персидского происхождения. Его представители знали греческую культуру и были высокообразованным людьми. Этот царский дом примкнул к самому набожному направлению иудейства. Показательно, что прозелиты часто были более набожным, чем иудеи по рождению Глава семьи Изот не только принял иудейство, но и обрезался. Его мать Елена, брат Монобад и почти вся семья приняли иудейство. Мать Елена около 44 года переехала в Иерусалим и выстроила дворец для царского рода Адиабенов и сфвмильньй мавзолей. Оба эти сооружения сохранились до сегодняшнего дня. Елена занималась благотворительной деятельностью Во время чумы44 года эта женщина, которую так любили иудеи и считали ее святой, скупила хлеб в Египте и винные ягоды на Кипре. Все это она раздавала несчастным жителям Иерусалима. Сам Изот посылал значительные суммы для раздачи беднякам. Часть богатств этого рода была перевезена в Иерурусалим. Сыновья Изота изучали в Иерусалиме язык иудеев и их обычаи.
Христиане включают род Адиабенов в свою историю. Это ещё раз говорит о том, насколько срослись иудейство и христианство. Точнее, христианство выросло на здоровом теле иудейства с его проповедью милосердия, любви к ближнему и даже помощи своему врагу («Если враг твой голоден, накорми его», — говорил премудрьй Соломон.) Дом Адиабенов поступал не только по- иудейски, но и по-христиански. Поэтому можно считать Адиабен ов одними из первых язычников, которые обратились в христианство. Они были намного ближе к христианству, чем, фарисеи, для которые религия была только предлогом к ненависти и презрению. Прозелиты не были фанатиками. Они отделяли религию от политики. У фанатических иудеев все слилось вместе, они жаждали насилия и крови, не признавая никого, кроме себя.
Итак, иудейство распространилось и насильно, и по доброй воле. Вступлению в иудейскую веру мешала необходимость обрезания. Такая же ситуация была и в христианстве. Иудеи, как и христиане, должны были решать этот вопрос. Прогрессивные христиане считали обрезание необязательным, а консервативные настаивали на строгом исполнении закона Моисея. Такое же положение было и в иудаизме, где образовались две фракции, о которых мы уже говорили. Прогрессивным был свободный иудаизм. К сожалению, возобладал иудейский фанатизм. Он-то и привел к гибели Иерусалима. После гибели Иерусалима христиане продолжали распространять веру в единого Бога. Можно сказать, что они продолжили то, что делали свободные иудеи. Христиане и свободные иудеи составляли нечто вроде сообщающихся сосудов. На этом этапе истории слава христианства связана со славой здоровой части иудейства. Последнее служило основой для дальнейшего, более широкого распространения христианства.
Когда побивали камнями Стефана, молодой Савл стоял и сторожил его одежду. Он тогда еще не знал, что станет апостолом Павлом и что ему суждено распространять христианство среди язычников.
Павел родился в Киликии, в городе Тарсе около 10-го или 12-го года нашей эры. Таре был одним из наиболее важных городов Иудеи. В нем были широко развиты не только различные ремесла, но и гуманитарная наука. Население Тарса составляли представители греческой и арамейской расы. Естественно, как и в любом другом большом городе, здесь были и иудеи. В Тарсе науки и литература были очень популярны. Столько школ и ученых учреждений как в Тарсе, не было даже в Афинах и Александрии.
В таких условиях рос и воспитывался одаренный Павел. Его родители были иудеями, но имели римское гражданство, которое давали только за выдающиеся заслуги перед империей. У предков Павла такие заслуги были. Родители Павла придавали исключительно важное значение воспитанию сына, который проявлял сообразительность, любознательность и необычайную силу духа. Павел получил разностороннее эллинское образование. Он не только изучил, но и в совершенстве знал греческую мифологию, театр, философию. Естественно, изучал риторику на классическом греческом языке. Очень серьезно занимала Павла история. Кроме греческого образования Павел получил и иудейское образование. Его учителем был не кто-нибудь, а известный мыслитель Гамалиил, о котором мы уже говорили. Мудрый и терпеливый, он обучал Павла не только тонкостям закона, но и умению мыслить диалектически. Павел жадно стремился к знаниям. Он всегда считал, что знания нужны не сами по себе, а для того, чтобы их применять в жизни. Поэтому он не только учился, но и вел активную политическую жизнь. В то время все достаточно грамотные иудеи были фарисеями. Совсем неграмотных иудеев практически не было. Общество относилось к образованию детей и подростков очень серьезно. За это отвечала семья, но с нее строго спрашивали. Поэтому, как уже говорилось, к семи годам иудейский мальчик знал основные положения Священного Писания. Но учеба на этом не заканчивалась. Она продолжалась не только до достижения совершеннолетия, но всю жизнь. Иудей шел в синагогу, слушал там выступления своих сограждан по самым актуальным вопросам (отталкивались всегда от каких-то положений Закона) и сам там выступал со своими суждениями. Это стимулировало работу мысли. Что касается фарисеев, то к этой партии принадлежали не только Гамелиил и Павел, но и Иисус Христос. Христос сделал это слово ругательным, но евангелисты подчеркивают, что не все фарисеи были плохими. Фарисеи заботились об исполнении закона Моисея. Христос тоже говорил, что Он пришел не отменить закон, но исполнить его. Но Христос был против извращения закона, против перегибов, которые превращали закон в абсурд и беззаконие. Павел уже в молодые годы возглавлял партию молодых фарисеев. Они видели свою задачу в том, чтобы защитить закон от всякой ереси.
К закону Моисея, на котором строили свою жизнь (общественную и личную) иудеи тысячи лет, можно относиться по-разному. Мы из этого закона знаем только десять заповедей. Но надо понимать, что евреи сохранились как единая нация, государство только потому, что у них был закон. Закон связывал всех евреев, живших в разных странах и разных городах, и давал им возможность всегда чувствовать, что они — частицы, молекулы, органы одного организма. У каждого еврея в душе каждый день за последние две тысячи лет было свое еврейское государство, своя единая спаянная законом нация, своя большая семья. Поэтому можно утверждать, что евреи выжили благодаря закону. Они не просто выжили физически, физиологически, они выжили духовно, что значительно сложнее. Для выживания народа нужен не только хлеб насущный, но и духовный хлеб, объединяющий людей и дающий им силу выжить. Представим на момент, что все иудеи приняли бы христианство. Что бы тогда было с ними. Христианство с отсутствием в нем национальных границ лишило бы евреев их национальности, они растворились бы среди других народов, и современного Израиля, видимо, не было бы. Во всяком случае, не было бы смысла бросать насиженные места и отправляться в землю обетованную. Беда не в том, что иудеи не приняли Христа, беда в том, что далеко не все иудеи сегодня исповедуют истинный иудаизм с его любовью к ближнему и с его прощением врагов. Как, собственно, и далеко не все христиане сегодня исповедуют истинное учение Христа с его терпением, терпением и терпением.
Павел возглавлял партию молодых фарисеев, и ему пророчили прекрасное будущее на политически-религиозном поприще. Такое будущее предвещало все: превосходное глубокое, разностороннее образование, огромная сила духа, принципиальность, духовная и физическая выносливость, умение идти к достижению намеченной цели и многое другое. Никто из историков не забывал написать о его душевной красоте. У Павла был орлиный нос, проницательный взгляд и черные густые брови. Он почти сразу завладевал вниманием слушателей, и это объяснялось не только содержательностью и аргументированностью его речи, но и его убежденностью. У него были или сторонники, или противники. Равнодушными он не оставлял никого.
Всю свою жизнь Павел страдал неизлечимой болезнью (что-то вроде эпилепсии), но переносил этот серьезный недуг достойно. Сам он об этом сказал так:
«И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды просил я Господа о том, чтобы удалить его от меня, но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2-е Корин. 12:7—10).
Вы заметили трансформацию: Павел возглавляет партию молодых фарисеев, присутствует при побиении камнями Стефана и… говорит о притеснениях за Христа. Эта трансформация произошла в течение одного-двух дней и обсуждается уже две тысячи лет. Об этой трансформации рассказывается так:
«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим.
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Ты кто. Господи?» «Я Иисус, Которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна».
Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Люди же, шедшие с