— христианские общины, которых он родит в муках.
Варнава был умным и податливым человеком и мирился с новым мышлением Павла, которое противоречило иерусалимской традиции, а точнее, традиции иудаизма. Что касается Иоанна-Марка, то он оказался более узколобым. Ему не по душе был размах Павла, тем более что этот размах грозил тем, что их могут побить камнями или палками. Иоанн-Марк в последующем сделал свой выбор в пользу личного спокойствия и отказался от миссии. Он оказался не бойцом, и в следующий раз Павел, естественно, отказался принять его в свою команду.
Так Павел с Ванавою и Иоанном-Марком оставили Кипр и направились в Малую Азию. В то время Малая Азия не была единым государством. Она была очень разнородной как по уровню развития цивилизации, так и по социальному уровню. Западная часть Малой Азии была наиболее развита. Цивилизация в свое время распространилась вдоль побережья. Самыми развитыми на побережье были Ассийская провинция и древнее царство Пергам. Чем дальше от побережья, тем меньше чувствовалась цивилизация. Здесь царило бездорожье, разбойники и самоуправство. Власть Римской империи сюда не доходила. Зато религиозные пастыри властвовали безраздельно. Полудикий народ здесь был крайне доверчивый и жаждал чудес.
Римляне завоевали эти страны без кровопролития. Все были рады быть завоеванными. От этого они только выиграли. Только римляне могли справиться с разбоем и анархией, которая господствовала практически везде, особенно в городах Тавр, Исаврия и Писидия. Включение стран Малой Азии в состав Римской империи для населения оказалось благом. Эти народы прожили сотни лет безмятежно и счастливо.
Что касается евреев, то они составляли здесь могущественные общины и также жили безбедно. Но признавать этого они не хотели. Они постоянно кричали о том, что их преследуют, жаловались римским властям на своих соседей и так постепенно добились для себя привилегированного положения по сравнению с другими классами населения. В Риме хорошо знали склочность и пакостность иудеев и делали все, чтобы им угодить. Что касается веры иудеев, то римляне никогда и нигде не вмешивались в это дело. Евреи свободно исповедовали свою веру. Но кроме этого римляне освободили евреев, живших в Малой Азии, от многих общих для всех других жителей повинностей. Евреи убедили римлян, что выполнение этих повинностей противоречит их Закону, их вере, их совести. К этим евреям, которые привыкли любить только себя, и отправился Павел. И он в полной мере ощутил их «гостеприимство».
Из Кипра миссионеры-моряки прибыли в Персию. Персия была заселена народами семитского происхождения. Но к ним примешалось много различных элементов, и народ утратил свой самобытный характер. Здесь процветал древний культ Дианы.
В Персии Иоанн-Марк оставил Павла и направился в Иерусалим. Павел и Варнава пошли тяжелым и опасным путем на север. Они прошли Памфилию, Писидию и добрались до Фригии. Путь их проходил мимо разбойнических гнезд. Павел выбирал путь так, чтобы выйти на еврейские поселения. Они существовали в Иконии и Антиохии Писидийской. Здесь еврейские колонии образовались давно. Это благотворно на них повлияло. Сказалось и то, что сюда не доходило влияние палестинского фанатизма, а Иерусалим был далеко. Поэтому здешние евреи жили в согласии с язычниками, не возносились над всеми и не кичились своей избранностью. Все это было им только на пользу. В здешние синагоги ходили и язычники. Были широко распространены смешанные браки. Павел добирался сюда не случайно. Он знал здешние условия и отдавал себе отчет в том, что распространять христианство среди язычников здесь можно успешнее, чем в чисто иудейской среде, которая отделена от язычников глухой стеной.
Павел активно проповедовал в Антиохии Писидийской. События развивались по уже описанной нами схеме. Павел и Варнава в ближайшую субботу отправились в синагогу. Там, как обычно, вначале шло чтение закона и пророков. Затем начались выступления присутствующих. Начальники синагоги пригласили выступить находившихся здесь гостей-чужестранцев Павла и Варнаву. Выступил Павел. Он рассказал о тайне рождения Иисуса, его смерти на кресте и о его воскресении. Речь Павла всех потрясла. Его попросили выступить в следующую субботу. Когда Павел и Варнава вышли из синагоги, за ними последовала толпа иудеев и обращенных язычников. Павел не ждал следующей субботы, а проповедовал народу всю неделю. Языческое население все больше и больше интересовалось проповедями Павла. Когда наступила следующая суббота, у синагоги собралось все население города, чтобы слушать Павла. Это очень не понравилось правоверным иудеям, которые расценили выступление Павла как ересь. Павлу запретили выступать в синагоге. На это Павел сказал иудеям: «Вам первым надлежало быть проповедано слово Божие, но вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам». Произошедшее здесь еще раз убедило Павла, что иудейство будет всеми силами сопротивляться учению Христа и что надо более активно проповедовать среди язычников.
Иудеи выгнали Павла из синагоги, зато язычники приняли идеи христианства, и вскоре здесь образовалась первая языческая христианская церковь. Так в последующем образовались христианские церкви в Филиппах, в Александрии Троадской и в других колониях. Раньше язычники обращались в иудейство. Их привлекала идея о едином Боге. Сейчас они тем более охотно стали обращаться в христианство, что Павел не требовал обрезания. Кроме того, Павел не требовал исполнения разных мелких, докучных обрядов. Так, Павел за довольно короткое время в Антиохии Писидийской создал многочисленную церковь. С этих пор эта церковь стала центром пропаганды, оттуда новое учение распространилось дальше.
Но самонадеянные, кичливые иудеи не могли смириться с успехом Павла. Это ранило их самолюбие. И они пошли на разные интриги, лишь бы избавиться от Павла. Действуя через женщин, которые раньше обратились в иудейство, иудеи добились от их мужей-чиновников изгнания Павла и Варнавы из города. Был издан указ, предписывавший Павлу и Варнаве удалиться за пределы всей Антиохии Писидийской.
Павел и Варнава направились в Ликонию. Спустя пять дней они пешком добрались до ее столицы Иконии. Традиции у жителей Иконии были близкие к иудейским. В городе было много евреев. Еще больше было тех, кто обратился в иудейство. Здесь все происходило по прежнему сценарию: выступление Павла в синагоге, обращение язычников и образование христианской церкви на принципах Павла (без обрезания и без соблюдения иудейских обрядов). В Иконии Павел и Варнава оставались достаточно долго. Образованная там церковь стала центром апостольной деятельности. Успех Павла в проповеди христианства был необычайный. Местных жителей привлекала нравственная красота учения.
Но иудеи и здесь достали Павла. Они следили за его деятельностью и вели пропаганду среди язычников, настраивая их против Павла. Население города разделилось на два лагеря. Кончилось тем, что Павла и Варнаву хотели побить камнями, но они сумели благополучно бежать. Так они вынуждены были оставить столицу Ликонии Иконию. Но дело их успешно продолжало развиваться и укрепляться. Павел и Варнава направились дальше и, преодолев значительное расстояние по бездорожью, достигли маленького безвестного городка Листра. Это было захолустье, население которого разговаривало на ликаонском наречии. Вполне естественно, что в этом месте евреев было мало.
В Листре с Павлом и Варнавой произошел курьезный случай — их приняли за сошедших с неба богов Зевса и Ермиса (Гермеса). Поводом к этому послужило исцеление Павлом хромого. У городских ворот находился храм, посвященный Зевсу. Узнав о том, что Зевс спустился на землю, жрец храма подготовил все для торжественного жертвоприношения. Привели жертвенных быков, фронтон храма украсили венками. Но всю церемонию сломали сами Зевс (Варнава) и красноречивый Ермис (Павел). Они прибежали к храму и, раздирая на себе одежды, уверяли, что они вовсе не боги, а такие же люди, как и все, чем всех очень расстроили. Это и понятно, поскольку они лишили горожан возможности увидеть истинных богов.
В Листре миссионеры задержались надолго. Здесь Павел встретил своего будущего ученика Тимофея, которому тогда было пятнадцать лет. Мать Тимофея, Евника, и бабушка Лонда приняли христианство и очень активно его распространяли. Мать Евника когда-то вышла замуж за язычника, теперь она была вдовой. Мальчик Тимофей изучал Священное Писание.
До иудеев Иконии и Антиохии Писидийской дошел слух об обращении в христианство семьи Тимофея, и они направили в Листру своих боевиков с тем, чтобы настроить против Павла население Листры и расправиться с ним самим. Прибыв в Листру, фанатики схватили Павла, выволокли его за город, побили камнями и бросили в поле. Ученики Павла обнаружили его побитого без сознания. Раны были не смертельными, и Павел вернулся к обычной деятельности. Но не в Листре, а в Дервии. Туда Павел с Варнавою отправился сразу же на следующее утро.
В Дервии Павел и Варнава работали очень успешно. Многие язычники обратились в христианство. Была образована христианская община-церковь. Если созданные ранее церкви базировались на иудействе, то в Листре и Дервии были созданы сугубо языческие церкви. По духу это были Павловские церкви, не отягощенные иудейством. Здесь воображение новообращенных было направлено совсем в иную сторону, чем у сирийцев, которые срослись с иудаизмом. Поэтому эти церкви были самыми любимыми Павлом, его «детьми», его идеалом. Все это вы почувствуете, читая Послание апостола Павла к галатам. Дело в том, что и Листра и Дервия находились в административной провинции Галатии. Эта провинция объединяла несколько областей, которые находились под властью галатского короля Аминты. Галаты подарили Павлу двух учеников, с которыми он не расставался — Тимофея и Кая.
Обращает на себя внимание тот факт, что Павел не только сеял, но и взращивал. В своем первом миссионерском путешествии он с Варнавою находился пять лет. Это при том, что вся протяженность путешествия составляла не более пятисот километров. В каждом месте Павел жил долго, до тех пор, пока не убеждался, что дело хорошо закрепилось.
Обратно в Антиохию Павел и Варнава поили тем же путем — через Листру, Иконищ Антиохию Писидийскую В этих городах они подолгу жили, утверждая верных в вере, призывая их к стойкости, к терпению.
Организационно церкви выглядели так. Каждую церковь возглавлял пресвитер, которого назначал Павел. Выработалась определенная церемония проводов Павла. Вначале назначали общий пост, затем совершали молитву. После этого благовестники (Павел и Варнава) поручали верных Богу и трогались в путь.
Из Антиохии Писидийской Павел и Варнава причли в Пергию Здесь они проповедовали очень успешно. Из Пергии они направились в Атталию которая была большим портом в Памфилии. Там миссионеры сели на корабль и добрались до Селевкии. Из Селевкии Павел и Варнава вернулись в Антиохию в которой они отсутствовали целых пять лет. Созданные Павлом христианские церкви в Малой Азии сделались второю колыбелью христианства. Через какое-то время после того, как церкви Палестины переживут серьезные невзгоды, Малая Азия станет главным очагом новой веры.
ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПАВЛА
После возвращения из Иерусалима в Антиохию Павел