стал собираться в новое путешествие. Он отказался взять с собой Иоанна-Марка, поскольку тот в первом путешествии в самой сложной ситуации бросил Павла. Варнава проявил солидарность со своим племянником и Иоанном-Марком и отказался от поездки сам. Так Варнава самоустранился от исторически важного дела. Полагают, что Варнава продолжал заниматься распространением христианства, но он сошел с главного стратегического направления. Да, собственно, документальных свидетельств о его дальнейшей деятельности нет.
Павел пустился в путешествие вместе с Силой, который прибыл из Иерусалима в составе делегации. Сила был римским гражданином родом из Иерусалима. Он был достаточно хорошо знаком с языческим миром. Конечной целью путешествия были Дарвия, Листра и Икония, где Павел в первом путешествии организовал христианские церкви. Здесь он привязался к подростку Тимофею, который за это время возмужал и, главное, развился духовно. Он был не просто набожным, но мыслящим верующим. Все верующие в Ликонии были о нем очень хорошего мнения. С тех пор Павел стал звать его сыном. Они стали неразлучны. Тимофей был секретарем Павла и диаконом. Более усердного ученика, чем Тимофей, у Павла не было. Тимофей был необрезанным, поскольку по происхождению он был язычником. Павел понимал, как трудно будет общаться необрезанному его ученику с иудеями, которым Закон запрещал даже садиться за один стол с необрезанными. Во имя большого дела Павлу неоднократно приходилось идти на противный его душе компромисс с иудеями. Но ради дела, которое ему поручил Христос, он вынужден был это делать. Поэтому Павел обрезал своего «сына» Тимофея.
У дорогих сердцу детей-галатов, проживающих в Дарвин, Листре и Иконии, Павел оставался недолго. Здесь все шло хорошо, и он отправился вместе с Силой и Тимофеем в Антиохию Писидийскую, где его ждали верующие христиане. Разрешив некоторые спорый укрепив их дух, Павел вначале намеривался двинуться в самую западную часть Малой Азии, в Ассийскую провинцию. Она была самой многолюдной частью Малой Азии. Столицей провинции был город Эфес. В Ассийской провинции находились процветающие города Смирна, Пергам, Магнезия, Фиотир, Сарды, Филодельфия, Колоссы, Лаодикея, Гиераполис, Траллы и Милет. Однако на этот раз Дух Святой не допустил Павла идти проповедовать в Асию.
Миссионеры направились в центральную часть Малой Азии, где проживали менее цивилизованные народы. Пройдя Ениктетову Фригию, города Синноды и Эзаны, миссионеры достигли окраины Мизии. Далее они из конца в конец прошли всю Мизию и прибыли в Александрию Троадскую. Этот порт находился недалеко от развалин древней Трои. Весь их путь проходил по местам, где не было синагог и римских колоний.
В Троаде Павел встретил врача из Македонии, который был прозелитом из язычников. Он был необрезанным. Звали его Лукан, или Лука. Полагают, что латинское имя Луки может служить указанием на то, что он был родом из римской колонии в Филиппах. Лука хорошо знал морскую географию и мореплавание. Лука стал сотрудником Павла. Будучи неординарной личностью, он был ошеломлен грандиозными планами Павла и испытывал к нему безграничную преданность. Деятельный, опытный, обладавший глубокими знаниями и нестесненный иудаистскими ограничениями Лука очень нравился Павлу. В будущем Лука станет историком первых десятилетий христианства. По его записям будут судить о христианстве I века другие историки. Одно из четырех евангелий написано Лукой.
Македонянин Лука убедил Павла двинуться в Македонию. У Павла было видение во сне, в котором некий македонянин звал Павла: «Приди и помоги нам!»
Историки утверждают, что Македония того времени была во всем античном мире «самой честной, здоровой и самой серьезной страной». Македонцы из всех народов древности наиболее походили на римлян. Они не стремились толпами в Рим. Жизнь в Македонии шла в нормальном, здоровом русле. Македонцы любили свою родину и были уверены в будущем.
Павел со спутниками и Силой, Тимофеем и Лукой на корабле добрались из Троады до Неаполиса, который служил гаванью большому городу Филиппы. Сойдя на берег, миссионеры направились пешком на восток по главной дороге, которая пересекала всю Македонию и Фракию. По этой дороге они добрались до самой Фессалоники. Миссионеры преодолели горный хребет и достигли города Филиппы.
В Филиппах евреев было очень немного. Синагоги здесь не было. Но здесь были люди, усвоившие еврейские обычаи, в частности празднование субботы. В субботу они собирались за городом на крутом берегу у небольшой реки. Выбиралось место у воды с тем, чтобы можно было совершать обряд омовения. Когда в ближайшую субботу на это молельное место пришел Павел со спутниками, они нашли там несколько женщин. Павел рассказал женщинам о Спасителе Иисусе, о том, что Он уже приходил, но был распят. Далее события развивались следующим образом: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, ищущая Бога, слушала, и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас» (Деян. 16:14–15).
Несколько недель Павел и его спутники благополучно каждую субботу поучали народ в молитвенном месте на берегу. В результате образовалась маленькая, но очень сплоченная христианская община, состоявшая преимущественно из женщин. Среди них Лидия, Евдокия и Синтихея. Они были диаконессами. Павел отмечает и «брата, сотрудника, сподвижника» Епафродита, Климента и других. Эта община-церковь была единственная, от которой Павел согласился принять денежную помощь. Он мотивировал свое согласие тем, что здесь не было так много еврейских бедняков, как в других церквах, эта церковь была богата. Больше всего жертвовала на церковь Лидия.
По-видимому, Павел оставался бы здесь дольше, но весьма неприятные обстоятельства изменили его планы. В общем, все происходило, как и везде. Вначале большой интерес, появляются последователи, затем начинается бунт тех, кому это невыгодно или непривычно. Поводом к возбуждению послужил такой факт:
«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее». И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И приведши их к воеводам, сказали: «Сии люди, будучи иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять». Народ также восстал на них; а воеводы, сорвавши с них одежды, велели бить их палками. И давши им много ударов, ввергли в темницу, преподавши темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду» (Деян. 16:16–24).
Далее события развивались следующим образом:
«Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники бежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу, и в трепете припал к Павлу и Силе. И, выведши их вон, сказал: «Государи мои! Что мне делать, чтобы спастись?» Они же сказали: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься и ты и весь твой дом». И проповедали слово Господня ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его; и, приведши их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: «Воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром». Но Павел сказал к ним: «Нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут, и сами выведут нас».
Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышавши, что это римские граждане. И, пришедши, извинились пред ними и, выведши, просили удалиться из города. Они же, вышедши из темницы, пришли к Лидии и, увидевши братьев, поучали их и отправились» (Деян. 16:25–40).
Лука и Тимофей, которых не обвиняли, остались в Филиппах. Лука встретился с Павлом снова только через пять лет. Павел и Сила вышли из Филипп и направились по Игнатийской дороге по направлению к Амфиполису. Достигнув города, миссионеры пошли дальше и через какое-то время пришли в большой город Фессалонику. Это был важнейший торговый порт Средиземного моря с большим населением. В городе возвышалась большая синагога. Она была центром для последователей иудейской религии в Филиппах, Амфиполисе и Аполлонии. Там синагог не было, были только молельные дома.
Павел действовал по уже отработанной схеме. Три субботы подряд он проповедовал иудеям учение Христа, доказывал, что Спаситель уже приходил, но Его распяли. Павел умел убеждать и словом и духом, своей верой. Многие уверовали. Среди них было только несколько евреев, а остальные были бедные греки. Этих греков называли «богобоязненными». Христианство распространялось, прежде всего, среди бедных слоев общества.
Многие язычники если и не перешли в иудаизм, то были сочувствующими. Условие обязательного обрезания у иудеев удерживало мужское население язычников от принятия христианства. Зато женщин это не касалось. Поэтому почти во всех городах Средиземноморья основным языческим активом иудейской веры были женщины. Очень часто это были сливки общества. Так было и в Фессалонике. Здесь многие язычники, и прежде всего женщины, соблюдали субботу, ходили в синагогу и выполняли многие другие еврейские обряды. Они с большим интересом отнеслись к проповедям Павла, и те принесли практические плоды. Уверовало в учение Христа много язычников и особенно много знатных женщин. После этого успеха последовала реакция иудеев:
«Но неуверовавшие иудеи, возревновавши и взявши с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступивши к дому Иасона, домогались вывести их народу. Не нашедши же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли сюда, а Иасон принял их; и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но сии, получивши удовлетворение от Иасона и прочих, отпустили их». (Деян. 17:5–9).