Скачать:TXTPDF
Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун

и проводили их до Верии. Созданная Павлом христианская церковь в Фессалонике оказалась прочной и способной на самозащиту от нападок со стороны иудейских фанатиков. Они достойно продемонстрировали, что людей, имеющих благородную цель, трудности только сближают.

Редко в каком городе обходилось без инцидентов. Павел знал, что новое рождается в муках. И он множество раз рисковал своей жизнью чтобы это новое могло родиться. Правда, в Верии судьба к нему была более благосклонна. Здесь Павел излагал учение Христа в синагоге беспрепятственно. Слушатели посещали его проповеди более активно. В результате здесь многие греки и прозерлиты уверовали в учение Христа и вошли в образованную христианскую церковь. Большинство уверовавших, собственно, как и в других местах, были женщины — язьнницы-гречанки. Таким образом, можно было бы подытожить, что все в Верии обочлось на редкость хорошо, но неприятности подоспели из Фессалоники. Они следовали за Павлом по пятам. Иудейские фанатики, узнав, что Павел успешно проповедует в Фессалонике, прибыли туда и возбудили там как жителей-иудеев, так и власти. «Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю а Сила и Тимофей остались там» (Деян. 17:14). Так иудеи, распявшие Христа, следовали за ним по пятам всю его жизнь и, в конце концов, они одели на него «узы», в которых он взошел на эшафот. В данном случае с помощью друзей ему удалось избегать иудейской «любви».

В сопровождении товарищей Павел добрался до Афин. Товарищи вернулись обратно с указанием от Павла, чтобы Тимофей и Сила прибыли в Афины. Пока же их не было, Павел один знакомился с городом и его населением «Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Дэян. 17:16).

Павел беспрепятственно по субботам проповедовал в синагоге и, кроме того, ежедневно вел дискуссии на площадях со встречающимися.

«Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним, и одни говорили: «Что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «Кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И взявши его, привели в ареопаг и говорили: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши; посему хотим знать, что это такое?»

Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как-то особенно набожны, ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам:

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду. Сам, давая всему жизнь и дыхание все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем всюду покаяться; ибо он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.

Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: «Об этом послушаем тебя в другое время».

Итак, Павел вышел из средних» (Деян. 17:18–33).

Правда, «некоторые же мужи, приставшие к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина именем Дамарь, и другие с ними».

В Афинах Павлу не угрожали палками, камнями или темницей. Но там не было людей, готовых воспринять христианство. Христианской церкви там в то время Павел не создал. Это очень огорчило его, и он отправился в Коринф.

Коринф был отстроен в 44 году до Р.Х. Юлием Цезарем. Город стал одной из важнейших римских колоний, заселенной главным образом вольноотпущенниками. Этот город со смешанным населением отличался необычайной развращенностью нравов. Достаточно сказать, что при храме Венеры жили больше тысячи священных куртизанок. Поэтому весь город напоминал публичный дом. Сюда стекалось множество иностранцев, особенно моряков.

Была в Коринфе и еврейская колония. Она пополнилась новыми переселенцами, которых Клавдий изгнал из Рима. Среди них были супруги Акила и Прискилла. Они были христианами, и за это их изгнали из Рима. То, что население Коринфа было смешанным, благоприятствовало распространению христианства. По учению Христа все люди равны. Павел понял, что в Коринфе надо работать много и долго, чтобы не только посеять, но и взрастить всходы христианства. Он обосновался здесь обстоятельно. Павел всегда сам заботился о своем пропитании, поэтому здесь он занялся своим ремеслом — изготовлением палаток. Ему сам Бог послал супругов Акилу и Прискиллу, которые занимались тем же ремеслом. Они стали жить под одной крышей и зарабатывать на хлеб сообща.

Еще в Афинах Павел узнал, что в церкви в Фессалонике возникли организационные и принципиальные проблемы. Для их решения Павел послал туда Тимофея. Тимофей справился там с многими из них и прибыл к Павлу в Коринф. Он обрадовал учителя, сообщив, что в Фессалонике все образовалось, что все обращенные преуспевали в виде и благочестии, что все они преданы Павлу и стойко выдерживают насмешки и преследования со стороны своих сограждан. В Коринф прибыл и Сила. Здесь все они прожили долго.

Свою деятельность в Коринфе Павел начал проповедями в синагоге. Относились к нему по-разному. Одно семейство иудеев уверовало во Христа, и Павел его крестил. Иудеи отнеслись к этому очень ревностно, и дело кончилось полным разрывом Павла с иудеями. После этого Павел проповедовал только среди язычников. Поселился Павел рядом с синагогой в доме некоего Тита Юста. Успех Павла был в том, что глава еврейской общины Криси перешел на сторону Павла и вместе со своим домом крестился. Крестил их сам Павел. Лед тронулся. Постепенно были крещены многие, как иудеи, так и язычники.

Павел оставался в городе год и шесть месяцев, поучая слову Божию его жителей. «Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахании, напали иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал иудеям: «Иудеи! Если бы какая-нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайтесь сами: я не хочу быть судьею в этом». И прогнал их от судилища. А все эллины, схвативши Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем; и Галлион ни мало не беспокоился о том.

Павел, еще пробыв довольно дней, простился с жителями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши голову в Кенхреях по обету» (Деян. 18:12–18).

АПОСТОЛЬСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Павел создал христианские церкви язычников, в которых обряд обрезания не проводился. Иерусалимская церковь, которая была резиденцией апостолов, целиком базировалась на иудаизме. «Брат Господень» Иаков, которого еще называли Праведным, практически не отлучался из синагоги. От бесконечных молитв у него на коленях образовались большие мозоли, как у верблюда. Все служение Богу он сводил к формальностям, против которых так боролся Христос. Некоторых апостолов не стало, а другие не проявляли особой активности. Они не представляли себе, что возможны какие-либо отступления от закона. Именно потому фарисеи в Иерусалиме очень благосклонно относились к секте христиан, которые, во-первых, так не называли себя, во-вторых, во всех отношениях вели себя, как иудеи. К этому времени в Иерусалимской церкви кроме апостолов функционировали пресвитеры.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой одни христианские церкви (прежде всего Иерусалимская церковь) исполняли закон в полном объеме, а созданные Павлом многочисленные церкви, которые во многом состояли из язычников, формальную часть закона не исполняли. Одним из требований этой формальной части было обрезания. Моисей в свое время ввел необходимость обрезания в закон с целью ограничить еврейское общество от проникновения в него инородных элементов. Признать обязательным обрезание для христиан значило загубить дело на корню. Христос был за исполнение идейной части закона и отвергал все формальности и обрядовость.

На данном этапе надо было определиться в этом принципиальном вопросе с тем, чтобы в христианских церквах не наступил раскол. Чтобы решить эту проблему Павел, Варнава и Тит отправились в Иерусалим. Павел не считал себя подотчетным Иерусалиму. Однако в общих интересах старался найти такое решение, которое позволило бы сохранить единство церкви. Иерусалимские вожди ни за что не пошли бы ни на какие уступки, если бы не знали, что за Павлом стоят десятки прочных христианских церквей, которые ни за что и никогда не примут иудейские требования. В интересах иерусалимских вождей было принять такое решение, при котором не только сохранилось бы единство всех церквей, но чтобы во главе всех церквей оставалась Иерусалимская церковь.

Переговоры шли очень трудно. На публичном обсуждении руководство Иерусалимской церкви высказалось за неукоснительное выполнение закона, то есть за обязательность обрезания. Далее Павел продолжил переговоры с Петром и частично с Иоанном и Иаковом. Петр был очень непостоянным, что возмущало Павла. Определенно вопрос так и не был решен, но сошлись на том, что апостолы будут нести евангелие обрезанным, а Павел — необрезанным. На том и расстались. Павла на обратном пути сопровождали послы Иерусалимской церкви, которые были уполномочены подтвердить смысл достигнутого соглашения. В соглашении необрезанным язычникам-христианам предписывалось воздерживаться от крови, жертвенной пищи и соблюдать те же законы, что и евреям, о браке, сношениях между полами. Что касается запретной для иудеев свинины, то этот вопрос должны были решать для себя сами язычники. Никакого письменного документа с изложением условий соглашения не было составлено. Договоренности были только устными. Таким путем удалось избежать раскола церкви, которою она не избежала в будущем. Павлу было высказано требование (просьба) поддерживать материально Иерусалимскую церковь. Он с этим согласился, понимая, что при такой организации, какая была в Иерусалиме, церковь всегда будет оставаться бедной.

Прибывшие с Павлом в Антиохию представители Иерусалимской церкви Иуда (Варсава) и Сильван (Сила) подтвердили суть соглашения и выразили осуждение тем братьям из Иудеи, которые посеяли сомнение и смуту в антиохийской церкви. Они подтвердили, что

Скачать:TXTPDF

Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать, Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать бесплатно, Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать онлайн