Иерусалимская церковь признает и высоко ценит заслуги Павла и Варнавы в распространении христианства. Иуда после этого вернулся в Иерусалим. Сила остался с Павлом в Антиохии, где в отличие от Иерусалима можно было заниматься настоящим делом.
ТРЕТЬЕ БЛАГОВЕСТНИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПАВЛА
Третье путешествие Павла проходило главным образом по тем местам, которые он посетил во время второго путешествия. Он их не просто «прошел», а жил там подолгу (все второе путешествие заняло три года) и создавал новые христианские общины-церкви. Сейчас настала необходимость укрепить эти церкви в их вере, поскольку эмиссары из Иерусалима вызвали расколы и раздоры во многих из них.
Павел с Титом из Антиохии отправился в центральную часть Малой Азии в города Дервию, Листру, Иконию и Антиохию Писидийскую. Сохранилось мало документальных свидетельств о том, как он здесь работал и укреплял духом своих идейных детей. Из анализа всей совокупности свидетельств историки заключают, что его работа в этих церквах была весьма успешной и он изгладил остаток недоверия, которое старались привить христианам этих церквей блюстители закона из Иерусалима.
В первоисточниках сообщается, что в Дервии Павел подобрал себе нового ученика по имени Гай, который последовал за Павлом и оставался при нем все последующее время.
После работы в галатийских церквах Павел направился в Ефес (Эфес). Заслуга именно Павла в том, что Ефес стал третьей столицей христианства после Иерусалима и Антиохии. Ефес, как и Антиохия, был интернациональным городом. Учение Христа не предполагало делить людей по национальности. Поэтому оно находило сердечный отклик у разноязычного люда таких многонациональных городов. Что касается разноязычности, то все население владело греческим, поэтому проблем в общении не испытывало. Евреев в Ефесе было достаточно много. Они, хотя и объяснялись на греческом, вели замкнутую жизнь, о чем мы уже говорили.
До прибытия Павла в Ефес там уже находились Акила и Прискилла. Они участвовали в основании христианских церквей в Риме, в Коринфе и первыми начали это дело в Ефесе. Павел нашел в Ефесе небольшую христианскую общину, созданную этой легендарной четой.
Павел остановился у Акилы и Прискиллы и вместе с ними изготовлял палатки, чтобы зарабатывать на жизнь. В христианской общине большое влияние имел некий Аполлос, проповедовавший учение Христа. Аполлос был родом из Александрии. Он был красноречив, умел убеждать слушателей и толковать Писания. Но в нем не было правильного, идейного стержня. Он увлекался всеми новыми течениями. У Аполлоса была натура бродяги, который путешествовал в поисках новых идей. Он принял в свое время крещение от учеников Иоанна Крестителя. Своих учеников (около двенадцати человек) Аполлос учил не столько учению Христа, сколько своему учению.
Павел начал свою миссию с проповедей в синагоге. Каждую субботу в течение трех месяцев он излагал учение Христа и возвещал людям близость царствия Божия. Павла слушали, из синагоги не изгоняли, камнями не побивали, но сторонников было очень мало. Павел сделал соответствующие выводы и переключился на работу вне синагоги. Целых два года он непрестанно проповедовал в «Школе Тиронна». Появилось много обращенных и сочувствующих. Павел расширял сферу своих проповедей, и слух о нем разнесся очень далеко. В результате Павел организовал несколько церквей в окрестностях Ефеса, которые подчинялись главной ефесской церкви.
К сожалению, в Ефесе обосновались и иудео-христиане, которых насаждал Иерусалим. Эти христиане усиленно противодействовали Павлу. Насаждаемый Иерусалимской церковью иудаизм в христианстве всегда имел своим результатом раскол. А это — взаимные обвинения, оскорбления, проклятия друг друга. Так предпочитали распространять христианство иерусалимские вожди, присвоившие себе монопольное право на толкование и распространение учения Христа. Противоборство христиан Павла и иудео-христиан приобретало очень острые и опасные формы. В одном случае жизнь Павла висела на волоске. Сам он говорил, что находился в положении человека, вынужденного бороться с дикими зверями. Спасли Павла Акила и Прискилла, рискуя собственной жизнью.
Но Павел продолжал действовать, и это приносило свои плоды: вся западная часть Малой Азии за это время покрылась сетью церквей, основанных Павлом. Истинно христианские церкви были открыты в Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардах, Филадельфии и Троллах. Деятельность Павла приводила к тому, что создавались не только церкви, но и активные центры распространения христианства. Один из таких центров (очагов) находился в городе Колоссы и прилегавших городах — Лаодикее на Лике и Гиераполисе. В этих местах проповедовал учение Христа друг и сотрудник Павла Епафрас. Здесь были образованы церкви из обращенных язычников, которые всецело подчинялись Павлу. Епафрас был как бы епископом для этих трех городов. В Лаодикее во главе домашней церкви был Нимфон. В Колоссах христианской общиной руководил богатый и добродетельный Филимон. Павел упоминает в своем послании к колоссянам и диаконессу Колоссов Апфию (жену Филимона) и своего сподвижника Архипа, на которого были возложены ответственные функции. Все они составляли надежную команду Павла и действовали согласовано.
Чтобы управлять множеством малых и больших церквей, нужна была информационная сеть. Надо было не только давать инструкции и разъяснения, но и получать информацию с мест. На происходящее надо было оперативно реагировать. Роль такой информационной, живой сети выполняли многочисленные ученики Павла, подготовленные для серьезного и ответственного дела, бесстрашные и преданные делу Христа. Эти курсирующие ученики Павла в каждой общине были очень уважаемыми и желанными гостями. Христиане относились друг к другу как настоящие братья. Особенно они любили, уважали и ценили своих наставников. Павла они боготворили. Ученики Павла, действуя под его руководством, распространяли христианство по всей Фригии, а также в Вифании. Значительная часть христиан Рима была родом из Фригии. То же касается и Ефеса. Фригийский народ воспринял христианство очень быстро. Специалисты считают, что способствовали этому и прежние верования фригийцев. Этот народ имел высокую нравственность и по природе был набожным. Он верил в то, что боги могут принимать человеческий облик.
Успехи Павла были велики, но за ним следовал анти-Христос в виде иерусалимских наставников. Они не были столь щепетильными, как Павел, и клеветой, обманом и деланным авторитетом апостолов они часто добивались своего.
Главным врагом Павла выступил Иоанн. Его все воспринимали как иудейского первосвященника. Он громил истинное учение Павла, не выбирая выражения. Иоанн в своем Откровении хвалит ефесскую церковь за то, что она «не может сносить развратных» (то есть последователей Павла), за то, что она «испытала тех, которые называют себя апостолами, не будучи таковыми, и нашла, что они жрецы», и ненавидит дела «николаитов». В Откровении Иоанна голос с неба авторитетно добавляет «которых и я ненавижу». Голос неба, по воле Иоанна, поздравляет Смирновскую церковь с тем, что «ее злословят те, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское». Иоанн присвоил себе божеский голос с неба и обращается к пергамской церкви: «Я имею нечто против тебя: у тебя там есть держащиеся учения Валаама, который научил Валока ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения николактов, которое Я ненавижу». Фиотийской церкви тот же голос Божий, по воле Иоанна, говорит: «Имею нечто против тебя: ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодействии ее, но она не покаялась… Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не положу на вас иного бремени». К филадельфийской церкви Иоанн авторитетным голосом Божьим обращается со словами: «Вот я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут, вот, я сделаю то, что они прийдут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что я возлюбил тебя». Мы привели только незначительную часть из того, что было обрушено на церкви уже после казни самого Павла. Откровение Иоанна в Новом завете Библии находится рядом с посланиями самого Павла. И то и другое служит руководством для сегодняшних церквей. В этом весь человек. Еще раз подчеркнем, что иудейские эмиссары разного ранга воздействовали устно и письменно на те церкви, которые создал Павел. Если бы Павел не создал церкви в Малой Азии или Сирии, то сами они никогда не стали бы их создавать. Их устраивало иерусалимское иудейское болото. Но раз Павел создал истинно христианские церкви во многих странах (провинциях Римской империи), то это потерпеть они не могли. Как ищейки они следовали за ним и разрушали все, им созданное. Самого Павла они постарались заманить в капкан самым нечестным образом.
К сожалению, дальнейшая деятельность Павла целиком связана с расколами церквей, которые инициировались или «голосом Божьим», или реальными подстрекателями-иудеями. Историк пишет так: «Преследовавшие Павла по пятам послы Иерусалимской церкви, которых мы уже встречали в Антиохии и Галатии, достигли и Коринфа. Новоприбывшие многоречивые, полные самохвальства, заручившись рекомендательными письмами от иерусалимских апостолов, ополчились на Павла, стараясь вызвать сомнения относительно его честности, умаляя или совершенно отрицая его права на звание апостола; они даже доводили свою неделикатность до утверждения, будто Павел сам не верит в свое апостольское призвание и потому не пользуется обычными привилегиями апостолов. Его бескорыстием пользовались как оружием против него. Его изображали человеком пустым, легкомысленным, непостоянным, много и без толку говорящим и утверждающим; упрекали его в том, что он при каждом удобном случае хвалится, ссылаясь на небывалую милость к нему Господню. Отрицали его видения. Особенно подчеркивали тот факт, что Павел не видел Иисуса, следовательно, он не вправе говорить о нем».
Иерусалимские эмиссары кичились своими верительными грамотами и тем, что они прибыли из Иерусалима, центра апостолов. Они всячески превозносили Петра и Иоанна. Их называли не просто апостолами, а архиапостолами. При каждом случае они подчеркивали иерархию, которую никто не смеет нарушать: Бог поручил учительствовать Христу, а Христос — своим апостолам. И здесь не может быть места самозванцам и самодеятельности. Что касается Закона, то он должен соблюдаться христианами в полном объеме, включая обрезание. Естественно, они приобрели сторонников и раскололи созданную Павлом церковь. Образовалась «партия Петра». Верующие были в полном замешательстве. Вместо того, чтобы строить свою жизнь в согласии с учением Христа, в любви друг к другу, они распалялись, доказывая друг другу, кто лучше — Петр или Павел. В условиях этой борьбы, оскорблений и взаимных обвинений часть верующих заявила, что они и не за Петра, и не за Павла, а они за Христа. Это была «партия Христа». Так люди опошлили, исказили самую суть учения Христа, в котором содержится одно-единственное требование: «Возлюбите ближнего твоего, как самого себя». Иерусалимские эмиссары делали все для