Скачать:TXTPDF
Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун

убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы; чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».

«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего проходящих; но проповедуем премудрость Божию, тайную сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, который никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

Но, как написано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

А нам Бог открыл сие Духом Святым, ибо Дух все проницает, в глубины Божии.

Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога; дабы знать дарованное нам от Бога.

Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным».

Мы изложили основные тезисы Первого Послания коринфянам. Напомним, что в то время у христианских общин не было идейных установок, по которым они могли бы строить свою внутреннюю и внешнюю жизнь и, тем более, противостоять напору иудеев-христиан из Иерусалима. Авторитет Павла в этих общинах был безграничен. Его слово было очень авторитетно. Поэтому стойкость и крепость церквей Павла и выдержала шквалы и штормы иудеев-христиан, вожди которых видели в Павле опасного конкурента.

Павел стремился в Коринф, но его задерживали дела. На нем лежала ответственность за все созданные им церкви, а противостояние не только не ослабевало, но усиливалось. Щекотливость положения состояла в том, что открыто выступить против апостолов и брата Господнего, а на самом деле против партии непримиримых в Иерусалиме он не мог. Слишком большие козыри у них были на руках: апостолы избраны были самим Христос, Иаков — брат Христа и т. д. В провинциях это признавали, а это значит, что там признавали главенство и превосходство иерусалимских иудеев. Павел все время подчеркивал свое согласие с таким положением. Он многое делал, чтобы материально помогать иерусалимской иудейско-христианской церкви, где дела были поставлены очень плохо и поэтому она всегда была бедной. Павел организовал сбор гуманитарной помощи для Иерусалимской церкви. Он писал другим церквам: «Вы их должники, ибо если язычники сделались участниками иудейских праведников в их духовном, то должны и им послужить в телесном». Уже давным-давно у евреев установился обычай со всех концов света слать дань в Иерусалим. Павел относился к иерусалимской общине по-братски, надеясь на понимание ее лидеров. Но он ошибся. Не те это были люди.

В первый раз в своей жизни Павел подумал, что это конец, что он не выдержит. Против него восстали все — иудеи, язычники, христиане. Плохие вести пришли из других церквей, в том числе из Коринфа. К тому же у Павла обострилась болезнь, мучившая его всю жизнь. Об этом Павел написал во Втором Послании коринфянам так:

«Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, но не по плотской мудрости, но по благости Божией жили в мире, особенно же у вас».

Павел намеревался прибыть в Коринф, а оттуда направиться в Македонию и снова вернуться в Коринф и пожить там подольше. Об этом он пишет:

«И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа. И в этой уверенности я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять придти к вам, а вы проводили бы меня в Иудею. Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то нет, нет». Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».

Обстоятельства в Ефесе заставили Павла задержаться, поэтому он отправил в Коринф Тита. Эти обстоятельства состояли в следующем. Возник конфликт с людьми, так или иначе причастных к функционированию храма Артемиды Ефесской. Этот храм был одним из семи чудес света. Тут собиралось огромное количество иностранцев-паломников. Для города это была не только святыня, но и источник постоянных доходов. Масса ремесленников сбывала свои поделки во время паломничества и служений в храме. Наиболее важными и наиболее доходными из ремесленников были ювелиры. Они изготовляли главным образом маленькие серебряные изображения богини храма. Оборот у них был огромный и доходы гарантированы. Этому бизнесу угрожали те, кто решился Артемиде Ефесской противопоставить Иисуса Христа, а точнее. Его учение, в котором сказано, что «боги, созданные человеческой рукой, не суть боги». Ювелиры достойно постояли за свои кошельки. Под видом защиты чести храма они организовали манифестацию — бунт, завлекая рабочих с улицы: «Да здравствует великая Артемида Ефесская!» Так они всполошили весь город. Народ стал стекаться к обычному месту сборищ — театру, в котором помещалось до 56 тысяч человек. Это был естественный котлован в недрах горы Прионы. Театр был переполнен взволнованной толпой. Только спустя несколько часов городской писец сумел убедить собравшихся разойтись, советуя разрешить проблему юридическим путем, поскольку римляне любое нарушение законности жестоко пресекут. И публика нехотя разошлась. А Павел поспешил оставить Ефес. Но он отправился не в Коринф, а сразу в Македонию. Все это происходило в июне 57 года. Напомним, что на этот раз Павел провел в Ефесе три года. Это время не прошло даром. Он создал здесь прочный фундамент христианства, и с этого момента Ефес стал одной из метрополий христианства, местом важнейших его трансформаций. Но в Ефес просочились и иерусалимские эмиссары и создали свои филиалы. Они делали свое черное дело, и уже через десять лет в Откровении Иоанна «голос с Неба» благодарил ефесскую церковь за то, «что она сумела воздать должное тем, кто именует себя апостолом, а на самом деле не таков». Голос хвалил церковь за то, что она разоблачила обман и ненавидит «николаитов» (последователей Павла).

Павел отправился из Ефеса и попал в Троаду. Здесь он надеялся встретить Тита, который должен был прибыть сюда из Коринфа, но не встретил. Он поселился у некоего Карпа и занялся основанием христианской церкви. Все шло очень здорово. Буквально через несколько дней его провожали на корабль новые христиане. Из этого порта Павел впервые отправлялся в Македонию пять лет назад. На этот раз Павел пробыл в Македонии около полугола (с июня по ноябрь 57 года).

Наконец к Павлу присоединился Тит и доложил, как идут дела в Коринфе, как христиане восприняли послание Павла. Читая послание, многие коринфяне рыдали и клялись Титу в своей привязанности своему учителю Павлу. Они молили Павла прибыть к ним, чтобы выпросить у него прощение за содеянные прегрешения. Павел готовил коринфнам новое послание. На этом мы остановимся позднее. Сейчас проследим третье путешествие Павла до конца.

Сведений о пребывании Павла в Македонии мало. В ноябре или начале декабря 57 года Павел выехал из Македонии в Грецию. В Коринфе он провел три месяца. С ним были его ученики, последователи и активные сотрудники. Остановился Павел у Гаия, у которого была домашняя церковь. Здесь Павел начал работу над письменным изложением учения Христа. Оно вылилось в Послание к римлянам. Это условное название, поскольку послание адресовалось, по крайней мере, четырем церквам.

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ ПАВЛА

Павел организовал много церквей, и надо было заботиться об их правильном развитии. В то время кроме Ветхого завета Библии у христиан не было никакой литературы. Евангелии еще не были написаны. Все держалось на устных верованиях и указаниях Павла. В то же время ежедневно возникали проблемы как идейного, так и организационного плана. Дело усложнилось тем, что образованные церкви посещали и другие эмиссары — не только просто фокусники и чудотворцы, но и официальные эмиссары, которых направляла Иерусалимская церковь. Положение в Иерусалимской церкви с каждым днем ухудшалось. Апостолов, которых выбрал себе Христос, там практически не было. Некоторые умерли, другие самоустранились или находились вне Иерусалима. Даже Петр старался не задерживаться в Иерусалиме и совершал не обременявшие его путешествия. Он, в отличие от Павла, находился на полном содержании церквей, в которые он приходил и подолгу жил. Он думал вернуться к рыбацкому промыслу. Но годы взяли свое, и прежней рыбацкой ловкости уже не было. Таким образом, апостолы Христа практически ничего или почти ничего не делали для того, чтобы учение Христа распространялось. Это апостолам можно было бы простить, но никак нельзя простить того, что они позволили фарисеям действовать от имени Христа. Действовать на погибель Его учения. Злым гением здесь выступал «брат Господень» Иаков. Он был противником Христа при его жизни и стал его заклятым врагом после его распятия. В Иакове было воплощено все то, против чего боролся Иисус.

Иаков умело захватил власть в апостольской коллегии в Иерусалиме, воспользовавшись тем, что якобы (это под вопросом) был родственником Иисуса. Этот фарисей не признавал ни на йоту истинного учения Христа, а полностью сосредоточился на дотошном выполнении всех фарисейских обрядов. Мы уже говорили о том, что от бесконечных молений у него на коленях образовались мозоли (как у верблюда). Но он дошел в своей «святости» до того, что прикреплял себе на лоб золотую табличку в знак своего святейшества. Фарисеи ловко использовали авторитет Иакова среди христиан (который был основан на спекуляциях с родственными связями с Иисусом). Иаков служил для фарисеев тараном для разгрома и уничтожения христианских церквей, которые создал Павел.

Павлу надо было не только распространять учение христиан, часто под угрозой смерти, но и держать оборону против своих же христиан из Иерусалима, а на самом деле наихудших фарисеев. Они не могли смириться с тем, что

Скачать:TXTPDF

Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать, Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать бесплатно, Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать онлайн