Скачать:TXTPDF
Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун

и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия, источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница проносить маслины, или виноградная лоза смоквы: так же и один источник не может изливать соленую и сладкую воду».

Об истинной мудрости сказано так:

«Мудр ли, разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь, и не лги на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир».

Истинная мудрость, мудрость свыше должна исключать вражду и распри, она должна исключить надменную самонадеянность, злословие, гордость, прелюбодеяние и зависть:

«Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «До ревности любит дух, живущий в нас?» Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Итак, покоритесь Богу, противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратиться в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон. А если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого? Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать, и получать прибыль». Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо, что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем, то или другое», вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».

В другом месте послания говорится:

«Итак, братия, будьте долготерпеливы, до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долю, пока получит дождь ранний и поздний: долго терпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господа приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы убеждаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою; но да будет у вас «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению. Злостраждет ли кто из вас? Пусть молится. Весел ли кто? Пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господа, — и молитва веры исцелит болящего, и восславит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произвела плод свой. Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов».

Иаков в послании полемизирует с Павлом. Павел сформулировал принцип, что человек спасется верою в Единого Бога. Он поставил веру выше дел. Иаков, как и другие иерусалимские иудеи-христиане, с этим не соглашался и доказывал обратное. Иаков об этом пишет так:

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наши не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдывалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

Совершено очевидно, что противопоставление веры и дел вообще неправомочно. Нельзя говорить об истинной вере без дел. Это продемонстрировал своей жизнью Павел. Человек, истинно верующий, обязательно будет действовать. Он не отошлет брата или сестру нуждающихся в одежде и пропитании, не оказав им помощи. Поэтому доводы Иакова представляются искусственными. Это подтверждает и случай с Авраамом, который по своей глубокой, истинной вере в Единого Бога решил принести в жертву своего сына Исаака. Он решился на это только потому, что истинно верил, что это угодно Богу. Поэтому не вызывает сомнения, что вера человека первична, а дела вторичны. Мотивами хороших дел человека могут быть и собственная корысть в будущем, и тонкий расчет в выгоде и т. п. Хорошие дела хотя и полезны, но они не всегда свидетельствуют о вере, о доброте, о добрых намерениях. Вера первична — дела вторичны. Конечно, вера без дел мертва. Истинная вера не может не родить добрых дел. Кстати, и Авраам оправдался перед Богом верою, а не делами. Об этом и сказано в Писании: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Так что тезис Павла о том, что человек оправдывается верою, безусловно, правильный. И он не противоречит тому, что вера без дел мертва. Просто это не вера, не истинная вера. Поэтому она не рождает добрых дел.

Иудеи, которых Иаков всегда защищал, стали угрожать его жизни. Положение в Иерусалиме складывалось очень неблагополучно. Этот процесс через несколько лет завершится разрушением Иерусалима и Иерусалимского храма. Не надо было быть дальновидным для того, чтобы видеть, что все это кончится именно так. Евреи не хотели мирно жить в составе Римской империи, пользуясь теми благами, которые давала интеграция. Римляне же очень осторожно относились к своим вассалам и щадили их гипертрофированное самомнение. Где бы они ни находились, они всегда конфликтовали с другими народами и вечно жаловались в Рим на других, хотя в большинстве случаев сами были причиной конфликтов. Они считали себя богоизбранными, но в методах борьбы со своими ближними — неевреями — они не были щепетильными. В ход пускалось все. Если нельзя было побить камнями и палками, то использовались интриги и другие неблаговидные меры воздействия. Это можно было бы как-то понять (но не оправдать), если бы евреи сами в пределах своего собственного государства строили свою общественную жизнь на солидарной основе. Но на это у них ума не хватало. У них было всего два настоящих царя — Давид и Соломон. В остальное время они воевали сами с собой и по своей собственной воле потеряли свою государственность и рассеялись по свету. Евреи собственными руками готовили свою погибель. Они терзали свое собственное общество. Закон «возлюби ближнего твоего, как самого себя» не работал. Общество было расколото на очень богатых и очень бедных. Пропасть между ними была непреодолима, и взрыв был неизбежен. Служители культа, естественно, были в стане очень богатых. В стране царил правовой беспредел. Надо помнить, что Иудея имела автономию, и многие свои внутренние проблемы решала самостоятельно. Поэтому очень богатые творили что хотели, невзирая на римские власти. А если быть точнее, то они это делали с согласия римских чиновников, от которых зависело назначение на высшие должности.

Богатое духовенство вопреки существовавшим законам силою отбирало у крестьян десятину. Тех, кто отказывался отдавать, избивали, часто до смерти. Но были и бедные священники, которых поддерживали бедняки. Бедняков было большинство. Представителем этого бедного народа была иудейско-христианская церковь Иерусалима. Во главе церкви был Иаков. О том, что он думал о богатых, мы читали в его послании. Богатым надо было Иакова убрать. И такая возможность у них появилась.

Римский правитель Фест, который допрашивал Павла, умер в Иудее в начале 62 года. Нерон назначил его приемником Аль бина. Примерно в то же самое время Ирод Агриппа II передал должность первосвященника Анне, сыну того Анны, который вошел в историю бесчинствами на допросах Христа. Это была целая династия первосвященников. Здесь речь пойдет о пятом из сыновей Анны, который был первосвященником и обагрил свои руки кровью престарелого проповедника Иакова.

Этот Анна был высокомерным, беспринципным, аморальным человеком. Он был истинным саддукеем, жестоким, бесчеловечным и подлым. Еще не успев полностью получить власть в свои руки, Анна решит разделаться с защитником бедных, Иаковом.

Он собрал синедрион и без труда добился решения суда о том, что Иаков и еще несколько праведников должны быть умерщвлены побиением камнями. Иудеи очень любили побивать своих ближних камнями. Это было у них что-то вроде корриды. В них не было ни капли сострадания или

Скачать:TXTPDF

Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать, Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать бесплатно, Апостол Павел и тайны первых христиан. Ю. Г. Мизун, Ю. В. Мизун Христианство читать онлайн