поклоняйся, и Ему одному служи». И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: «Если ты Сын Божий, то бросься отсюда вниз. Ибо написано: «Ангелам своим заповедывает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему в ответ: «Сказано, не искушай Господа Бога твоего». И окончив все искушения, диавол отошел от Него до времени» (Лук. 4:1—13).
Когда Иисус снова появился у реки Иордан, за ним последовали двое галилейских юношей. Они слышали слова Иоанна Крестителя о Христе: «Вот Агнец Божий». Христос спросил их: «Что вам надобно?» Они ответили вопросом: «Равви, где живешь?» Христос говорит им: «Пойдите и увидите». Эти первые два ученика Христа пробыли у него весь день, а возможно, и заночевали. Полагают, что Христос жил в таком же шалаше, что и многие другие, стекавшиеся к Иордану креститься у Иоанна. Такой шалаш изготавливался очень быстро и просто. Он покрывался сверху полосатой тканью, которую на востоке носят как обыкновенную одежду. Использовались также щитки, сплетенные из зеленых ветвей пальм.
Один из двух юношей был Андрей, а второй — Иоанн, в будущем любимый ученик Христа. Андрей нашел своего брата Симона и рассказал ему об этой встрече. Затем он привел брата к Христу. Христу понравился этот простой рыбак, хотя он сразу разглядел в нем не только благородное величие человека, но и всю слабость. Христос сказал Ему: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень». Христос сразу понял суть Кифы (Петра) — неудержимость в своих чувствах и в то же время робость в своих действиях. Это Петр будет проявлять всю свою жизнь.
Первые ученики Христа пошли за ним не только потому, что Иоанн Креститель увидел в Христе Спасителя и громко говорил об этом. Они и сами увидели в Христе нечто необычное. Увидели и почувствовали. К сожалению, не сохранилось описания внешности Христа, оставленного очевидцами. Но можно не сомневаться, что она была очень выразительная и привлекательная. Мы привели описание внешности Христа, данное Иоанном Дамаскины в VIII столетии.
Наш современник о внешности Иисуса Христа пишет так: «Тот, о ком Иоанн Креститель свидетельствовал, как о Христе, Кого народ хотел взять, чтобы сделать своим царем. Кого святой город приветствовал торжественными кликами, как сына Давидова, Кому женщины служили с таким глубоким благоговением и вид которого, даже в смутных образах сновидения, наполнил душу римлянки страхом и благоговением; Тот, простые слова которого заставили Филиппа и Матфея и многих других оставить все и следовать за Ним, один взгляд Которого наполнил сердце Петра мукой покаяния; Тот, в присутствии которого одержимые бесами впадали в неистовство и цепенели и от одного вопроса которого, в самый момент Его полной беспомощности во время предательства, злейшие враги Его отступали назад и падали на землю в безумном исступлении. Такой человек не мог быть в своей внешности без личного величия пророка и первосвященника. Вся Его жизнь убедительно говорит о той силе, крепости, величии и неотразимом влиянии на людей, которые не могли проявляться без значительной доли телесных, не менее чем и духовных дарований».
Блаженный Иероним сказал о Христе:
«Истинно, пламя огня и звездный блеск светились в Его очах и величие Божества сияло в лице Его».
Через два дня после возвращения из пустыни у Христа было уже три ученика: Иоанн, Андрей и Петр. Христос собрался к себе в Галилею и по пути встретился с молодым рыбаком Филиппом. Он был из Вифсаиды. Молодой рыбак носил греческое имя. В то время называли детей в честь правителей. Одним из таких правителей был и четверовласник Филипп. Будущему ученику Христа Филиппу было в то время тридцать лет. Он был ровесником Христа. Дальнейшие события показали, что Филипп был тесно связан с населением, которое говорило на греческом языке. Это население жило на берегах Геннисаретского озера, смешавшись с галилеянами. В последнюю неделю жизни Христа греки хотели видеться с Ним, и для этого они обратились именно к Филиппу. Встретив нового, четвертого Своего ученика Филиппа, Христос сказал ему: «Следуй за Мною». И Филипп, не раздумывая, пошел за Учителем. Полагают, что Христос и Филипп были знакомы до этой встречи.
На следующий день появился и пятый ученик. Филипп отыскал своего друга Нафанаила. Впоследствии Нафанаила часто называли Варфоломеем, хотя последнее означает скорее отчество, чем имя (оно расшифровывается как «сын Толмая»). Варфоломей и Филипп жили в Кане Галилейской. Любопытны детали приглашения Филиппом Нафанаила. Филипп сказал ему: «Мы нашли Того, о котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».
В ответ Нафанаил сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Эти слова обсуждают уже две тысячи лет. Одни ссылаются на то, что слово «назора» означает презренный. Другие обращают внимание на то, что Назарет был бесславным городком в маленькой долине, которая к тому же была малодоступной. Третьи считают, что так высокомерно мог сказать человек более высокого сословия. Во всех этих соображениях есть доля здравого смысла. Филипп не стал приводить различные доводы, а только сказал: «Пойди и посмотри». Что может быть убедительнее.
Иисус, встретив Нафанаила, увидел на челе его печать Божию и сказал о нем: «Подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил спросил, откуда Иисус знает его. Иисус ответил: «Прежде чем подвел тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил пал на колено и воскликнул: «Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля!»
Имея пять учеников, Христос начал свою миссию. Для проповеди, а точнее, распространения своего учения, Христос широко использовал свои сверхсенсорные способности. Христос мог все: он читал в душах, изгонял духов, лечил незрячих, хромых и вообще неподвижных, поднимал из гроба. С одной стороны, современный человек знает, что все это реально. Но это реально для тех, кто наделен этим особым даром. Этот Божий дар проявляется в разных людях по-разному. У большинства из нас его нет. У некоторых он есть. И только у избранных он проявляется максимально. Максимально этот дар проявился у Христа. Поэтому творимые им чудеса во благо людей были из ряда вон выходящие, божественные, поскольку Христос получил свой дар от Творца всего, от Бога. Можно не сомневаться, что Христос мог все, и Он в этом смысле мог позволить Себе сказать: «Я и Бог одно и то же». Но только в этом смысле. По сути же Он никогда не уравнивался с Богом и всегда повторял, что пришел исполнить волю Бога.
Первое проявление сверхсенсорных способностей Иисуса имело место на свадьбе в Кане Галилейской. На свадьбу был приглашен Иисус со своими учениками. Была там и его мать Мария. Она была озабочена различными обычными для такого случая хлопотами. Полагают, что один из брачной четы принадлежал к семейству Иосифа и Марии. По обычаю тех дней свадебное пиршество продолжалось несколько дней.
В какой-то момент обнаружилось, что не хватает вина. Мария была очень озабочена и обратилась к Сыну со словами: «…вина нет у них». На это Иисус ответил: «Что Мне и тебе, жено?» Но мать знала, что Иисус способен исправить положение. Она сказала слугам, которыми распоряжалась: «Что скажет Он вам, то сделайте». Что последовало дальше, читаем в Евангелии от Иоанна:
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики его на брак. И как недоставало вина, то матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит ей: что Мне и тебе, жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином (а он не знал, откуда это вино; знали только служители, почерпавшие воду). Тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоанн. 2:1—11).
Толкователи библейских текстов обращают внимание на то, что первое свое чудо Моисей совершил, обратив воду в кровь. Христос в своем первом чуде обратил воду в вино. Хотя и то и другое было весьма уместно и делалось во имя людей, второе воспринимается очень символически. Всей своей жизнью и делами Христос показал, что он категорически возражает против любого ущемления (как телесного, так и духовного) человека, кто бы он ни был. Христос никогда не проповедовал безбрачия, аскетизма и других ущемлений человека.
До Христа было много пророков, которые в точности предсказывали события на несколько столетий вперед. Эти пророки «от Бога» говорили своему народу правду, большей частью нелицеприятную. Большинство из них, в конце концов, платило за это своей жизнью. Хотя они были очень разные, всех их объединяло одно — они пророчествовали, предрекали ту истину, которую им надлежало донести до своего народа. Именно до народа, а не до отдельного человека, грешного и несчастного, потерявшего веру в себя и надежду обрести лучшую жизнь. Пророки Ветхого завета становились пустынниками, отказывали себе во всем, постились и молились, молились и постились. И пророчествовали народу, который приходил к ним в пустыню или собирался на площадях городов.
Христос был больше, чем пророк. Он был Учителем. Он перевернул все представления о тех, кто должен вести свой народ к другой, новой, лучшей жизни. Если пророки до Христа обращались ко всему народу, к толпе, то Христос, как правило, обращался к отдельному конкретному человеку, входил во все обстоятельства его грешной жизни, не отвергал его как грешника, а помогал ему вернуться на праведный путь. Когда Его упрекали за то, что он общается с падшими женщинами, с мытарями (сборщиками податей), которых считали отбросами общества, то он отвечал, что врач нужен не здоровым, а больным. Он был таким врачом, врачевал души людей пониманием, милосердием. Вселял в них надежду в то, что любой грешник может искупить свой грех, если он изменится, пойдет по пути внутреннего совершенства, вырвет из своей души зло. Именно из души. Христос не одобрял формального выполнения различных обрядов. Очень критически Он относился и к самоистязанию постом. Мы знаем, что такое самоистязание способствовало настрою на прием информационно-энергетических потоков