он не ответил ничего. Агриппа послал в Иерусалим воинский отряд — три тысячи арабских всадников. Партия мира, укрепленная этим воинством, заняла верхний город. Партия войны занимала нижний город. Между этими частями города началась настоящая война. Вскоре экстремисты заняли верхний город, сожгли дом Анании, дворцы Агриппы и Береники. После этого они атаковали Антонийскую башню. Через два дня экстремисты взяли ее штурмом и сожгли. Затем они взяли верхний дворец, в котором укрылись всадники Агриппы, сам Анания, его брат и все знатные, которые успели присоединиться к ним. Всадникам Агриппы разрешили уйти свободно. Римляне заперлись в трех башнях. Экстремисты убили Ананию и его брата. Римские всадники защищались в своих башнях. Но их обманули, пообещав сохранить им жизнь. Когда они сдались, их всех вероломно убили. Оставили в живых только примипилария когорты и лишь с тем условием, что он обрежется. Итак, в конце сентября 66 года Иерусалим был потерян для Рима, который завладел Иудеей сто лет назад. Вслед за Иерусалимом пали и другие крепости римлян. Так, римский гарнизон Махоронского замка сдался революционерам. В их руки попала и крепость Кипрос, которая господствовала над городом Иерихоном. Иродиум также был захвачен восставшими. Целых пять месяцев мятежники не встречали сопротивления римлян. Революционеры владели не только Иерусалимом, но и всеми крепостями на побережье Мертвого моря. Восставшие иудеи получили возможность привлечь на свою сторону другие народности, которые были враждебны Риму. К ним примкнули Идумея, Перея и Галилея. Однако единства не получилось. Соседи иудеев не пожелали их независимости. Они боялись их больше, чем римлян. Поэтому сирийские народы империи выступили на стороне Рима. Практически на всем Востоке начались еврейские погромы. Евреи в то время, по словам Страбона, «наводнили все города, и нелегко было указать такое место в мире, которое не приняло бы племени или, лучше сказать, не было бы захвачено им». Еврейские колонии находились в Египте, Киренаике и во многих других странах.
Погромы начались в Кесарии, где напряжение в обществе, вызванное евреями, было сильнее, чем в других городах Сирии. Евреи здесь составляли богатую часть населения. Иудеи находились в привилегированном положении, были освобождены от воинской обязанности. С ними всегда нянчились римские власти, решая спорные вопросы в их пользу. Это вызывало недовольство греков и сирийцев, из которых вербовались легионы. Так население Кесарии было поделено на две части, между которыми велась непрерывная война. Очередной спор между ними Нерон решил не в пользу иудеев. Сирийцы приободрились. Когда иудеи изгнали из Иерусалима римлян, стало ясно, что их можно потеснить. Начались стычки на улицах. Затем они переросли в настоящую войну, в которой было зарезано двадцать тысяч иудеев. В Кесарии не осталось ни одного еврея. Кто сумел спастись бегством, был задержан по приказу Флора римскими солдатами. Их отправили на галеры. В ответ на это евреи в других городах сбились в банды и стали истреблять сирийцев. Так происходило в городах Филадельфии, Есевоне, Герозе, Пелле, Скифополисе. Была полностью опустошена Декаполида и Голонитида. Сожгли Севасть и Аскалон. Газу и Анфедон разрушили. Иудеи жгли деревни, убивали всех не иудеев. Сирийцы отвечали тем же. Резня захватила всю Южную Сирию. Иудеи жили в каждом городе. Поэтому каждый город делился на два враждебных лагеря, между которыми велась беспощадная война.
В городах Аскалоне, Акре, Тире, Гиппосе и Гадаре также шла резня. Свою жестокость иудеи показали в Иерусалиме. Поэтому их все боялись. Считали, что лучше их предупредить. Кто из иудеев не был убит, того сажали в тюрьму. Цепная реакция погромов евреев докатилась до Египта. В Александрии евреи образовали автономную республику. Более того, префектом Египта еще до этого был назначен еврей Тиберий Александр. Он не был фанатиком и старался исправно исполнять свои обязанности. Детонатор резни сработал в цирке. Греки оскорбили евреев. Те вооружились факелами и пригрозили сжечь греков в цирке. Решить дело миром попытался префект Тиберий Александр, но тщетно. Евреи не унимались. Были вызваны легионы, и началась резня. В результате еврейский квартал Александрии был заполнен горами трупов евреев. Число убитых достигло пятидесяти тысяч.
Погромы полыхали около месяца и остановились в местностях, где евреев проживало немного и они не так сильно стесняли местное население. Дело в том, что в тех городах, где господствовал иудаизм, жизнь для других жителей (не-евреев) становилась невозможной. Все знали, что никакая злоба не сравнится с еврейской злобой. Поэтому после успешной революции в Иерусалиме все боялись распространения власти иудеев.
По прошествии нескольких месяцев римляне, наконец, решили взять Иерусалим силой. Императорский легат Сирии Цестий Галл направлялся из Антиохии на юг с большим войском. К нему присоединился Агриппа в качестве вожатого. Войско пополнялось добровольцами. В каждом городе было много желающих расправиться с иудеями. Римское войско без особого труда заняло всю Галилею и берег. 24 октября 66 года Галл вступил в город Гаваон, находящийся на расстоянии всего десяти километров от Иерусалима.
Мятежники не дожидались осады Иерусалима, а сами дерзко атаковали римлян. Успех их был очевидным. Они нанесли римлянам значительный урон. Агриппа начал переговоры с мятежниками, предлагая им сдаться при гарантии сохранить им жизнь. Многие из мятежников были согласны на эти условия. Но экзальтированные вожаки убили парламентеров. Римское войско сменило позицию. Оно разместилось в местечке Сафа севернее Иерусалима. Отсюда хорошо был виден весь город и храм. Три дня ушло на рекогносцировку и анализ получаемых разведывательных данных. 30 октября Цестий Галл двинулся на Иерусалим. Мятежники оставили новый город и заняли внутренний город (верхний и нижний) и храм. В Иерусалим Цестий вошел беспрепятственно. Он занял новый город, квартал Безета, дровяной рынок. Цестий поджег дровяной рынок, затем осадил верхний город и расположил свои войска перед дворцом Асмонеев. А дальше происходило необъяснимое. Видимо, сведения, изложенные Иосифом Флавием, не совсем достоверны. Во всяком случае, дело кончилось тем, что спустя шесть дней Цестий с войском вернулся в свой лагерь в Сафе и на другой день отправился в Гаваон. Его преследовали иудеи. Через два дня он двинулся дальше, а иудеи не оставляли его в покое. Он бросил свой обоз и с трудом добрался в Антипатриду.
Нерон поручил вести войну с иудеями Титу Флавию Веспасиану. Это был серьезный воин, шестидесяти лет. Ему всегда везло. К нему присоединился его сын Тит. Цестия в должности императорского легата Сирии сменил Мупиен. Все трое через пару лет будут решать судьбы Римской империи. А сейчас они готовились успокоить иудеев.
Не все в Иерусалиме радовались одержанной победе над римлянами. Некоторые понимали, что конечная победа будет за римлянами, что это будет конец Иерусалима, храма и всей нации. Они оставляли Иерусалим. Это были, прежде всего, фарисеи. Они удалились в Ямпию и основали там талмудические школы, которые приобрели широкую известность.
А тем временем возобновились еврейские погромы. Так, в Дамаске были вырезаны все евреи. В самом Иерусалиме даже умеренные торжествовали и отказывались реально оценивать ситуацию. Они занялись формированием национального правительства. К революции примкнули многие авторитетные саддукеи и фарисеи. Среди них оказался даже мудрый и честный Симеон бен Гамалиил (сын учителя Павла — Гамалиила). Верховной властью признавался синедрион. Власть сосредоточилась в руках Анны (сын Ганана и Анны, который осудил Христа), Иосии бен Гамала, Симеона бен Гамалиила, Иосифа бен Гариона. Анна и Иосиф были назначены комиссарами в Иерусалиме. Были выбраны комиссары для провинций. Иосиф (впоследствии Флавий) был префектом в Галилее.
Восставшие были уверены, что Римской империи приходит конец. В Иерусалим прибывали еврейские подкрепления. Но они плохо представляли себе, что их ждет. У римлян был четкий план: атаковать мятежников с севера, разгромить их в Галилее, а затем в Иудее. Надо было загнать мятежников в Иерусалим и там, в осаде, потушить пожар. Веспасиан отправился в Антиохию. Здесь к нему присоединился со своим войском Агриппа II. В марте 67 года войско римлян проследовало обычной дорогой вдоль моря. Ставка была расположена в Акре (Птолемаиде). Началось наступление на Галилею. Население оказывало неистовое сопротивление. Никто не хотел сдаваться римлянам живым. В безвыходном положении осажденные убивали друг друга. Бои за города Тивериада, Тарихея и Гамала были очень жестокими. Веспасиан поступал с побежденными очень жестоко. Кто не смог спастись, того убивали или топили. Те же, кто остался в живых, были проданы.
Только шесть тысяч пленных были посланы Нерону в Ахайю на прорытие Коринфского перешейка. Стариков вырезали. Перебежчиков не оказалось, если не считать одного — Иосифа (впоследствии Флавия). Галилея была растоптана, и больше она не возродилась. В конце 67 года был взят последний город Галилеи Гишалы. Войско остановилось на зимние квартиры в Кесарии. В следующем году предстояло брать Иерусалим.
Положение в самом Иерусалиме ухудшалось. Никакой власти не было. Город заполнили банды грабителей, которые уже успели опустошить окрестности города, и те, кто бежал от римлян. Надвигался голод. Истинная власть в городе принадлежала экстремистам (зелотам). Везде царило насилие. Всех, кого подозревали в «умеренности», уничтожали. Все традиции и правила были растоптаны. Храм превратился в притон разбойников и зелотов. Попытка унять экстремистов не увенчалась успехом. Зелоты призвали на помощь идумеян, которые представляли собой шайку бандитов. Они устроили кровавую бойню, в которой погибли многие члены священнической касты. Анна и Иисус, сын Гамалы, были растерзаны, а их тела были лишены погребения. Можно считать, что это был конец саддукейской партии. Ее не стало.
Что касается христиан, то они видели в происходящем наступление конца существующего порядка, признаки крушения старого мира. Они с большим риском покинули Иерусалим. Зелоты контролировали все выходы из города и убивали тех, кто хотел покинуть его. Правда, они допускали возможность выкупа. В Апокалипсисе бегство христиан из Иерусалима описано в символах:
«И пустил дракон из пасти своей вслед жены (Иерусалимской церкви) воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на реку». Что все это значит — не ясно.
Иерусалимские христиане поселились близ Пелла, одного из городов Декаполиды, которая расположена близ левого берега Иордана. Это восхитительная местность, расположенная над долиной Гора с одной стороны и ущельями с другой стороны. По ущелью живописно протекает поток. Там было достаточно спокойно. Пелла имела статус вольного города, как и все поселения Декаполиды. Вместе с иерусалимскими христианами ушли из Иерусалима и члены семьи Иисуса. Именно в среде этих христиан возникли синоптические евангелия.
Весной 68 года наступление римлян на иудейских мятежников возобновилось. Но Веспасиан не торопился в Иерусалим. Он уничтожал иудеев методично и планово. Войско достигло Эммануса, недалеко от Иерусалима,