ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою. А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его. И все птицы попитались их трупами».
После разрушения Рима события развиваются следующим образом:
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет. После же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы, и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонялись зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской.
И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо, и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них. И судим был каждый по делам своим. И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Справедливый суд Всевышнего совершился. Добро окончательно победило зло. Что же дальше? Иоанн это «дальше» видит так:
«И увидел я новое небо и новую землю. Ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
И сказал Сидящий на престоле: «се, творю все новое». И говорит мне: «напиши; ибо слова сии истинны и верны». И сказал мне: «совершилось! Я есть Альфа и Омега, начало и конец. Жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая».
И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: «пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца». И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне город, святый Иерусалим, который исходил с неба от Бога: он имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристаллизованному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина, широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческого, каково мере и Ангела. Стена его построена из япсиса, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис, второе — сапфир, третье — халкидон, четвертое — смарагд, пятое — сардоникс, шестое — сердолик, седьмое — хризолиф, восьмое — вирилл, девятое — топаз, десятое — хрисопраз, одиннадцатое — гиацинт, двенадцатое — аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.
Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.
Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и часть свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. И ничто уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь народы ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их. И будут царствовать во веки веков.
И сказал мне: «сии слова верны и истинны. И Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда уже услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему. Но он сказал мне: смотри, не делай сего: ибо я — сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей. Богу поклонись. И сказал мне: «не запечатывай слов пророчества книги сей: ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду, и святой да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А в…сы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду.
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светла и утренняя. И Дух и невеста говорят: «приди!». И слышавший да скажет: «приди!». Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром».
Благодать Господа Нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь».
Мы привели практически полностью текст Откровения Иоанна. И это не случайно. Оно занимает особое место в Новом завете Библии. Можно сказать, что это последний аккорд, последняя отрыжка иудаизма, иудейства в христианстве, в Библии. Специалисты до сих пор спорят, кто же написал это сочинение. Для нас это не столь важно. Важно другое — оно написано весной 69 года, когда усилиями иудеев Павел был заизолирован, а они могли с утроенной энергией сбивать с панталыку верующих тех церквей, которые основал Павел. Это им удавалось. За ними была сила авторитета апостолов, которые лично знали Христа и которым Христос поручил продолжить свое дело. Этот авторитет апостолы эксплуатировали во всю силу и добивались своего. Иоанн был «возлюбленным учеником» Христа, который на Тайной вечере находился ближе всего к Христу и положил свою голову на грудь Христу. Чуть позже он возжелал восседать у Христа на небе. Там гарантировалось место всем апостолам, но Иоанн непременно хотел восседать на небесном престоле по правую руку от Христа, Господа нашего. Это уже о чем-то говорит. По крайней мере, об устремлениях и характере Иоанна. Именно они отразились в Откровении в полную силу. Ясно, что никакого откровения как такового не было. Было простое сочинение на вольную тему. Очень вольную. Автор очень вольно использовал образы и понятия библейских пророков Иезекиила, Даниила и других. Он использовал образы и представления более раннего периода, которые исходили от источников Междуречья. Иоанн обладал большим авторитетом уже потому, что он был апостолом. Остальных в живых не осталось. Павла и Петра казнили, а ему удалось бежать в Азию. Не имея оппонентов в Азийских церквах, он вознесся на небывалую высоту и выработал в себе непререкаемый и предписывающий тон, который так и прет из каждого абзаца Откровения. Иудеи и на несколько процентов христиане еще при жизни Павла пытались вырвать с корнями то, что он посеял. Тем более им не терпелось закончить эту прополку посла смерти Павла. Непререкаемым тоном Иоанн дает указание Азийским церквам вести жесточайшую борьбу с николаитами, последователями Валаама, теми, кто не соблюдает Закон Моисея. Проще было написать прямо и честно — с последователями Павла.
Все свое сочинение от начала до конца Иоанн написал как истинный иудей, для которого все другие народы — это нечто значительно ниже иудеев. Когда добро полностью победит зло и везде в мире восторжествует только все хорошее, весь мир будет состоять из нового Иерусалима и иудеев.