персам, в Египет и Нумидию, в Испанию, Британию и Германию. Она проникла и за пределы Римской империи. В конце II века христианин Тертуллиан обращался к язычникам с такими словами: «Мы возникли со вчерашнего дня, а уже все наполняем собою ваши города, острова, крепости, села, ваши совещания, ваши лагеря, дворцы, сенат, публичные собрания и площади, оставляем вам только ваши храмы. Если бы все это множество наше покинуло вас и ушло бы куда в дальний край — вы изумились бы своей пустынности».
Во время царствования Севера христианам разрешалось открыто собираться для проведения богослужения. Так возникали первые храмы. Но настоящие, великолепные храмы строились в городах империи уже в III веке. Возникла церковная архитектура. Христиане в то время имели и свои школы. Когда снова возобновились гонения, христиане в Риме ушли в катакомбы. В этих подземельях похоронено много христиан первых веков.
К моменту строительства христианских храмов уже сложилась целая система богослужений, которая в основных своих чертах сохранилась до наших дней. Она формировалась довольно продолжительное время. Начиналось с того, что оставил Своим ученикам Христос: преломляя хлеба. В первых христианских общинах христиане владели всем сообща. Они преломляли хлеб во имя памяти Христа ежедневно. По мере увеличения числа верующих это таинство проводилось реже, только на общественных трапезах, которые называли агапами (вечеря Господня, вечеря любви). Это таинство сопровождалось молитвами. Так постепенно сложился определенный порядок богослужения, особый чин литургии. Во II веке он состоял из чтения священных книг, пения псалмов и других духовных песен, поучений, молитв, освящения даров словами Спасителя, призыванием Духа Святого и благословением. В то время диаконы разносили дары больным и тем, которые не могли присутствовать на богослужении.
Впоследствии перед причащением Тела и Крови Христа полагалось пройти таинство покаяния или исповедания грехов своих. Это мыслилось апостолом Павлом как испытание своей совести.
К этому времени, в III веке, уже сформировалась система церковной иерархии (епископство, священство и диаконство).
Гонения римских властей на христиан периодически повторялись. Это во многом зависело от личности властителя. Гонения Нерона ушли в прошлое. Христиане построили храмы и стали чувствовать себя безопасно. Но во время царствования императора Диоклетиана гонения повторились с невиданной силой. Император поделил империю на две части, одну из которых отдал новому императору Максимилиану. Оба императора должны были иметь своим соправителем цезаря. У императора Диоклетиана был советником жесткий ненавистник христиан Галерий. Он и сумел разжечь пожар гонений. 23 февраля 303 года императором был подписан указ об искоренении христианства к определенному сроку. Согласно этому указу разрушали храмы, сжигали священные книги, предавали христиан страшным мукам и смерти, бросая их на растерзания зверям. Множество письменных источников содержат свидетельства того, до каких вершин способен подняться человеческий дух. Мы не можем привести здесь даже часть этих свидетельств. Скажем только о великомученике Георгие Победоносце. Он был храбрым воином, очень любимым императором. Он обличал идолопоклонство и разделял взгляды христиан. Император требовал отречься от Христа, но воин находил в себе силы оставаться верным Его учению. Своей стойкостью он многих обратил в христианство. Даже супруга императора Александра «громкогласно исповедала, что она — христианка». Она была осуждена на казнь. Но скончалась до совершения казни. Георгия Победоносца казнили.
В западной части империи гонений христиан в это время не было. Только в Африке и Италии возобновил гонения Максентий.
Христианская церковь стала государственной при императоре Константине. Его заслуги христианская церковь уравняла с заслугами апостолов. Поэтому его назвали равноапостольным. Историк Евсевий пишет, что «он призвал безумием попусту держаться богов несуществующих и после стольких доказательств оставаться в заблуждении. Посему он убедился, что должно чтить Бога Отца своего, и начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о Себе и в предлежащем деле простер ему Свою десницу». Это было тогда, когда Константин с войском двинулся освободить Италию от жестокостей Максентия. Далее Евсевий рассказывает: «Усердно вознося свои молитвы и прошения, об этом царь получил удивительнейшее, посланное от Бога, знамение. «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил сам царь, — я собственными очами видел составившиеся из света и лежащее на солнце знамение креста с надписью «сим побеждай». Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Константин находился в недоумении и говорил сам себе: что значит такое явление? Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сие явился ему Христос..». В этой битве Константин победил, хотя войско его и было меньше войска противника.
Константин по смерти Максентия (последний утонул во время битвы в реке Тибр) остался единовластным императором западной части империи. В восточной части правил Ликиний. Константин был мудрым правителем. Своим указом он объявил полную веротерпимость. Язычники и христиане имели право совершать свои обряды, не нанося вреда друг другу и государственной власти. Христианам разрешалось строить новые храмы. Старые, отнятые у них во время гонений, предписывалось вернуть. Константин понимал, что именно христианское учение обновит империю в нравственном отношении. Многое в правлении Константина свидетельствует о влиянии на него христианского учения, которое он изучил в совершенстве. Судите сами — он отменил крестную казнь, отменил кровавые игрища в цирке, принял под свое попечительство сирот и детей, которых бросили родители, проявлял милосердие к увечным и бедным.
В восточной части империи Ликиний бесчинствовал, уничтожая христианство. Константин пошел на него походом и победил. Ликиний лишился жизни. Константин стал императором единой Римской империи. Константин воздвиг новую столицу империи — Константинополь.
Мы уже говорили, что все это время возникали различные толкования тех или иных вопросов христианской веры. Это вызывало споры, раздоры, вражду внутри самой церкви. Эти толкования, правда, не имели отношения к самой сути учения Христа. Толкователей больше интересовали формальные детали и разная казуистика. Церковь тратила много сил на преодоление этих расколов, или, как было принято говорить, этой ереси. Толковали о том, какая природа в Христе преобладает — человеческая или божественная, что собой представляет Святая Троица, следует ли молиться на иконы или от них надо отказаться и т. д. и т. п. Все эти вопросы не имеют прямого отношения к учению Христа. В нем все настолько предельно ясно и просто, что трудно толковать его по-разному. Ведь если сказано: «любите ближнего своего, как самого себя» и, кроме того, объяснено, что следует понимать под понятием «ближний», то могут ли быть различные толкования этого основополагающего в учении Христа тезиса. Это же справедливо и по отношению к другим столь же ясным положением учения Христа. Поэтому объявившиеся толкователи выбрали предметом своих толкований вопросы, вокруг которых долго можно толочь воду в ступе. Зачем это делалось? Единовластные и неподконтрольные пастыри церкви, превратившись в небедных правителей, искали любой возможности для того, чтобы расширить свою власть и увеличить доходы за счет таких же пастырей соседствующих епархий. Чтобы их свалить, надо было их уличить в неправильном толковании учения Христа. Так что цель этих ересей в большинстве случаев была очень даже земная. Мы об этом говорим потому, что первый Вселенский собор христианской церкви постановил побороть одну из таких ересей. Впрочем, и все остальные соборы занимались вопросами ереси.
Собор был созван в июне 325 года императором Константином. Заседал он в обширной палате царского дворца. Его называют еще Арийским собором, так как он должен был покончить с ересью александрийского пресвитера Ария. Учение о Святой Троице (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) Арий толковал по-своему. Он утверждал, что Иисус Христос не единосущен с Богом-Отцом, а также не безначален. Другими словами, он считал, что Иисус Христос был сотворен Отцом, и было время, когда Его не существовало. Почему это мнение вызвало такой резонанс, тем более что Арий не был даже епископом? Дело в том, что Арий был человеком талантливым, даровитым, способным привлекать внимание слушателей. Поэтому его ересь распространилась очень широко. Он претендовал на место епископа в Александрии и, когда его претензии не были удовлетворены, стал намного активнее. Сам император Константин обратился к Арию с личным посланием, в котором предлагал сделать все для сохранения единства церкви. К этому времени значительное число епископов заняли в споре позицию Ария. Послание не подействовало. Вопрос был поставлен на обсуждение на Соборе с участием всех епископов. В Соборе приняло участие 318 епископов. Их сопровождали пресвитеры, диаконы и другие духовные лица. Все издержки по проведению Собора взял на себя император Константин.
На Соборе ересь Ария была осуждена. На стороне Ария оказалось только семнадцать епископов. Решались и другие вопросы, в частности, вопрос о времени празднования христианской Пасхи. Было решено праздновать ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. До этого она во времени совпадала с иудейской пасхой. Обсуждался вопрос безбрачия духовенства. Решили, что в этом нет необходимости.
Император Константин напутствовал епископов, возвращавшихся в свои епархии:
«Берегитесь горьких ваших споров между партиями. И пусть никто не имеет зависти к епископам, явившим особенную мудрость: достоинство каждого считайте общим достояние всей Церкви. Высшие и превосходные, не смотрите высокомерно на низших: Богу одному ведомо, кто превосходнее. Совершенство редко где бывает, и надо иметь снисхождение к слабейшим братиям; все неважное покрывайте прощением, берите в рассуждение людские слабости: мирное согласие сего дороже. И спасайте неверующих — помните, что не всякого можно обратить ученым рассуждением: искренние любители истины редки. Мы должны походить на врачей и соотносить свои лекарства с болезнями, а свое учение с различными расположениями каждого».
Главным же итогом Никейского собора было принятие основного догмата христианства (на следующих соборах к нему добавлены новые положения). Собственно, принятый догмат явился уточнением Символа Апостольского, который мы приводили выше. Что же касается ереси Ария, то история о ней на этом не кончилась. Сторонники Ария сумели войти в доверие к Константину, и тот приказал вернуть его в церковь. Но когда тот в окружении своих многочисленных сторонников подошел утром к церкви, он почувствовал себя плохо и тут же внезапно умер. Это произошло перед Пасхою в 337 году. В этом же году император Константин скончался, завещав свое царство трем своим сыновьям.
Случилось так, что старший сын Константин вскоре был убит на войне, и Римская империя снова оказалась поделенной на западную и восточную части. В восточной части преобладали сторонники Ария. Со временем император западной части империи погиб на войне, и империя оказалась объединенной. Ею правил император восточной части Констанций. Так восточная ересь Ария восторжествовала. Император поступил истинно по-царски — собрал в