они считали, что в субботу нельзя брать в руки колосья пшеницы и есть из них зерно (в этом они потом упрекали учеников Христа), нельзя оказать помощь нуждающемуся, попавшему в беду, нельзя лечить. По иудейским законам за отступления от предписаний Талмуда, от предписаний иудаизма религиозные лидеры (суд синедрион) могли приговорить к смерти через побитие камнями. Иудейские фарисеи часто использовали это свое право, закон, как до Христа, так и после его казни. Сам Христос был казнен на основании римского закона, поэтому Он был распят на кресте. А если бы он подлежал суду синедриона, его побили бы камнями. Множество последователей Христа кончило свою жизнь именно так. Большинство первых христиан пали жертвой не язычников, не их правителей, а именно иудеев-фарисеев.
Дело в том, что, хотя Иудея и входила в состав Римской империи, за ней было сохранено право местного самоуправления. Поэтому все три года деятельности Христа прошли под неусыпным оком фарисеев.
Иудеи после возвращения из вавилонского плена устроили чистку своих рядов (заслуга Ездры) и изолировали себя от всего остального мира. Особые отношения сложились у них с их вчерашними единокровными братьями— самарянами. Так называли народность, которая образовалась путем слияния израильтян с другими народностями, заселенными на их землях насильно. Когда самаряне (от названия их столицы Самарии) предлагали иудеям помощь в восстановлении Иерусалимского храма после того, как те вернулись из вавилонского плена, иудеи категорически отказались от этой помощи. Более того, они считали самарян людьми второго сорта и демонстрировали по отношению к ним неприязнь и враждебность везде, где только им представлялась возможность.
Иисус же не делал различия между иудеями, самарянами или представителями других народностей. Однажды Он с учениками возвращался из Иерусалима с праздника Пасхи в Галлилею. На пути лежала Самария. Иудей обязательно обошел бы самарян окольным путем. Христос, естественно, пошел прямым путем. Случилось так, что он оказался у колодца, испытывая жажду. Но у него не было чем зачерпнуть воды. К колодцу через какое-то время подошла молодая самарянка. Он сказал ей: «Дай мне пить!» Ей было крайне удивительно слышать такую просьбу от иудея (ни один из них не унизился бы до такой просьбы). Затем между ними пошел философский разговор. Оказалось, что у нее уже было пять мужей, а сейчас она вне брака живет с шестым. Несмотря на это и на то, что она была самарянкой, Христос не отвернулся от нее, не укорял ее, не унижал ее, а объяснял ей, как жить. Она же спросила Христа о главном, о том, что волновало не только ее, но и всех самарян: «кто прав перед Богом — иудеи или самаряне, кому и где поклоняться — в Иерусалиме (где был храм иудеев) или в Гаризиме (где был храм самарян). На этот вопрос Христос ответил: поклоняться надо не в Иерусалиме в храме и не в Гаризиме в храме, а в храме Божием, который находится у каждого из нас в душе, должен там находиться.
Самарянка в возбужденном состоянии убежала к своим возвестить им, с Кем она говорила. Услышав это, жители Сихема стали стекаться рекой к Христу. Глядя на их живой поток, Христос сказал своим ученикам: «Вы говорите, что еще четыре месяца до жатвы. Взгляните на эти поля, как они пожелтели для духовной жатвы. Вы будете радостно пожинать жатву, которую Я посеял трудом и старанием; а Я, сеятель, радуюсь при мысли об этой радости грядущей».
Вскоре Христу пришлось убедиться, что нет пророка в своем отечестве. Он знал это и говорил, что пророк «не имеет чести в своем отечестве». Прибыв на Свою родину — в Назарет, Он испытал это на Себе. Вся трагическая сцена разыгралась в местной синагоге. В то время служение Богу в синагогах проходило так. После молитвы, как правило, прочитывали два места из Писания. Одно их них следовало выбирать из Пятикнижия Моисея (то есть из закона), а второе место из пророков. Это должны были делать сами прихожане по своему желанию и умению, поскольку должностного лица — священника — в Назарете не было. Вообще штатного духовенства в таких городках не было. Все держалось на активистах, которых называли «мужами досуга». Это были главные члены прихода. В Назарете их было с десяток. За ними по важности следовали глава синагоги и приставник, который должен был хранить священные книги, староста и пастыри, которые были вроде наших дьяконов.
Таким образом, любой мог после богослужения по своему усмотрению выбрать отрывки из Писания, прочитать их и даже сопровождать их собственным комментарием, толкованием.
Прибыв в Назарет, Христос в ближайшую субботу пошел в синагогу. Когда кончилось богослужение, Он пожелал прочитать указанные отрывки из Писания (по его выбору) и получил на это разрешение главы синагоги. Что было дальше, читаем в Евангелии от Луки: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето (год юбилейный) Господне благоприятное».
И закрыв книгу и отдав служителям, сел, и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное нами».
И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходящим из уст Его, и говорили, не Иосифа ли это сын?
Он сказал им: «Конечно, вы скажете Мне присловие: «Врач! Исцели Самого Себя: сделай и здесь, в твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме».
И сказал: «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
По истине говорю вам: много вдов было в Иерусалиме во время Илии, когда заключено было небо три года в шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле;
И ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидоускую; Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Несмана Сириянина».
Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, вставши, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
Но он прошел среди них и удалился» (Лук. 4.16–30).
Так Христос оставил свое отечество — Назарет, чтобы туда не возвращаться. Он перебрался в Каны, а затем, вместе с матерью и братьями переехал в Капернаум, который стал местом их жительства. Как говорит евангелист Матфей: «Он сделал Капернаум своим городом». Из Назарета перебрались в Капернаум все родственники (кроме сестер), но они проживали не вместе. Получилось, что родственники Его пострадали ни за что, тем более что они не признавали Его миссии. Из-за Христа, из-за Его действий в Назарете, они подверглись разорению и ненависти. Это еще больше отдаляло их от Христа.
В Капернауме Христос жил у тещи своих учеников — братьев Андрея и Петра (Симона). Сами братья постоянно жили в Вифсаиде, но в Капернауме бывали часто. В Капернауме проживал также его ученик — апостол Иоанн, который тоже был рыбаком.
Прибыв в Карпенаум, Христос сразу же пошел к тем, кто нуждался в душевном и физическом исцелении. Евангелист пишет, что «Он ходил повсюду, благотворя и исцеляя всех». Именно это является самым главным в учении Христа.
Обратим внимание на то, что Он видел свою задачу не в том, чтобы стать отшельником, мистиком или аскетом, а в том, чтобы без всякого артистизма и рисовки помогать нуждающимся. Это главная заповедь учения Христа. Обратите еще раз внимание на это — Его мысли не были заняты созданием новых храмов и восстановлением старых. Он не собирал у народа на это средства, Он не думал о камнях для фундаментов этих храмов, Он думал о храмах в душах всех людей, в душе каждого конкретного человека и делал все, чтобы эти храмы в душах создавались. Кто бы в наше время занялся этим же?
Естественно, Христос проповедовал и в синагогах. «Синагога, бывшая не очень обширной, наверно до тесноты переполнилась народом; а для того, чтобы поучать искреннюю ожидающую поучения толпу, поучать, как Он поучал — не в скучных избитых формах мертвой нравоучительности, а в дышащих жизнью мыслях и жгучих словах, — поучать, как поучают те, которые увлекаются чувствами тех моментов, когда сердце говорит сердцу; — для этого требовалось немало жизненной энергии, такая проповедь влекла за собой не малое — истощение физических сил. Но это еще не все. Когда Он говорил, когда этот простосердечный и однако же преданный, умный и воинственный народ слушал Его в немом изумлении, с глубочайшим вниманием и благоговейным почтением следя за «каждым словом». Так описывает проповеди Христа в синагоге один из Его биографов. К этому времени у Христа было честь учеников- апостолов. Здесь, в Капернауме, Он призвал четырех из них (братьев Андрея и Пэтра и братьев Иакова и Иоанна) и велел им оставить все и следовать за Ним Особое призвание получил и еще один апостол — евангелист Матфей. Он был мытарем, сборщиком податей, которых иудеи особо не любили, если не сказать — презирали. И правда, не все сборщики налогов были честными людьми. Римские чиновники часто это трудное дело поручали различным подонкам общества, которые злоупотребляли своим положением Поэтому их ставили в один ряд с грешниками и блудницами. Эго позорное клеймо полилось и на порядочные мытарей. Одним из таких был Матфей. Христос не был бы Христом, если бы Он при выборе себе учеников исходил из общепризнанных иудеями норм Он приблизил к Себе И Сделал апостолом мытаря, Евангелие которого сейчас читает весь мир на сотнях языков. Так на деле проявилось то, что Христос пришел взыскать и спасти погибших. Он в среде языческого растления (в какое время не было этого растления?) имел силу водворить христианскую святость.
Вскоре количество учеников — апостолов Христа достигло 12. Это число выбрано не случайно. У евреев, и вообще на Востоке, оно было особым. Что же известно об апостолах? Знакомые уже нам Андрей и Симон (Петр) были сыновьями Ионы. Иаков и Иоанн были сыновьями Заведеевыми. Эти четверо и Филипп были из Вифсаиды. Матфей, о котором только что шла речь, был сыном Алфея, значит, братом Иакова младшего и Иуды, брата Иакова. Последние были из Капернаума или Каны. Полагают, что женою Алфея (или Клеопы, что то же самое) была младшая сестра