Скачать:TXTPDF
Церковно-исторические повествования. Алексей Петрович Лебедев

будет самым лучшим содействием архиепископу, предпринявшему «дальний путь».

Четвертый и пятый века христианской Церкви представляют собой явление замечательное в истории путешествий ко св. местам. В это время путешествуют знаменитейшие лица в истории Церкви; путешествия предпринимаются вследствие побуждений, заслуживающих похвалу; сколько мудрых и прекрасных мыслей касательно путешествий по св. местам высказывается великими учителями Церкви! В этом отношении последующие века древней Церкви не могут иметь сравнения с веками IV и V. Тем не менее, и следующие за V веком столетия древней Церкви представляют в истории путешествий во Св. Землю немало любопытного, заслуживающего внимания в глазах современного нам христианина.

Изучение истории путешествий во Св. Землю после V века древней Церкви затруднительно. Мы не так много знаем эту историю, как бы желали того. Историк не богат документами. Но все же изложение этой истории весьма возможно.

Недолго Св. Земля оставалась в руках христианского правительства. В начале VII века Палестина была завоевана сарацинами-магометанами, под владычеством которых она оставалась во все время древней Церкви. Без сомнения, на первых порах этого владычества христиане опасались пускаться в путешествие к святым местам, находившимся в руках неверных. Быть может, этим объясняется то обстоятельство, что мы так мало знаем о путешествиях во Св. Землю из VII века. Но вскоре оказалось, что опасения и страх иноверного господства в Палестине безосновательны. Магометане-сарацины по весьма важным причинам нисколько не думали стеснять путешественников-христиан; напротив, они даже благосклонно смотрели на подобное дело. У самих магометан составляло религиозный законпутешествие ко св. местам: что считали они делом святым для себя, в том они не могли отказывать и христианам. Притом же, такие места как Иерусалим, предмет глубокого религиозного почитания христиан, были также священными и достойными почитания и в глазах сарацин-магометан. К этому присоединялись и экономические расчеты со стороны новых властителей Палестины. Путешественники оставляли в Палестине немало золота, будь то в качестве различных милостынь в пользу церквей, будь то в качестве платы за позволение осмотреть ту или иную святыню, находящуюся в руках неверных, будь то в качестве простых издержек на проживание: все это побуждало магометан не препятствовать христианам посещать св. места Палестины.

И вот мы видим, что путешествия во Св. Землю не прекращаются и с VII века, как не редки они были и до времени магометанства в Палестине, — в VI веке*. Даже, кажется, чисто путешественников во Св. Землю во времена господства сарацин умножилось. Трудности и опасности путешествия (столкновения с иноверными у путешественников бывали, и бывали нередко, по крайней мере, в частных случаях) делали этот подвиг еще привлекательнее, еще ценнее в глазах христиан. Тот, кто совершил это путешествие, смотрел на себя как на своего рода героя**. Мы встречаем множество путешественников между князьями, вельможами, священниками, монахами и простыми мирянами***. К сожалению, побуждения их к путешествиям значительно изменяют свой характер в сравнении с прежним временем. Теперь многие путешествуют по принуждению, тогда как прежде путешествовали по своей доброй воле. Прежде устремлялись во Св. Землю лица, которых побуждало к этому благочестие и жажда видеть и лобызать места, ознаменованные великими событиями в истории христианской религии; теперь нередко можно встречать в числе путешественников тяжких грешников, которых заставила путешествовать духовная власть. В особенности такие великие грехи, как предумышленное убийство, содомия и купля за деньги священных должностей, или симония, — искупались со времени VIII века путешествием ко св. местам. Сами вельможи, если духовник находил совесть их отягченной тяжкими грехами, и те должны были покорно слушать голос своего духовника и идти в Иерусалим замаливать грехи. Такие путешественники, случалось нередко, вместо того чтобы очистить свою душу подвигом, праздное время во время пути употребляли на худые и безнравственные дела****.

______________________

* Augusti. Op. cit. S. 132-134. О путешествиях в VI веке говорит св. Григорий Великий, папа римский: Binterim. Op. cit. S. 626. ** Augusti. Op. cit. S. 139. *** Ibid. S. 138. **** Binterim. Op. cit. S. 628-630.

______________________

В наших руках находится сборник путешествий*, в котором, между прочим, встречается описание некоторых путешествий, имевших место в VIII и XI вв. Здесь изображено много любопытного, достойного внимания тех, кто интересуется историей путешествий во Св. Землю в древние времена. Имеем в виду описание путешествия западного святого Виллибальда со спутниками** (нач. VIII века) и «Путевые записки» (Itinerarium) монаха из Франции Бернарда*** (IX века). Принимая на себя пересказ описания путешествия первого лица и изложение содержания «Путевых записок» второго, мы постараемся передать главное их содержание, поскольку в этих рассказах выражается наблюдательность и религиозная любознательность путешественников, но достоверность сведений оставляем на ответственности самих повествователей, так как проверить рассказанное ими не имеем возможности.

______________________

* Descriptiones Terrae Sanctae ex seculo VIII, XI, XII et XV. Von Tobler. Leipz., 1874. ** Виллибальд был родом из Англии, монах, впоследствии епископ в Германии. Всего в путешествии во Св. Землю он пробыл 4 года, — время весьма достаточное для обстоятельного изучения Палестины. Путешествие Виллибальда описано в двух редакциях: одна из них подробная, другая краткая. Первая составлена монахиней, родственницей Виллибальда, как думают, под диктовку самого путешественника; другая — каким-то диаконом, на основании рассказов самого путешественника (Tobler. Р. 282-305, 348). В своем очерке мы соединим эти два рассказа в один, во избежание повторений. *** Он путешествовал около 865 года (Р. 393).

______________________

Виллибальд и его спутники, двинувшись из Англии через Галлию, Италию, Сицилию и остров Кипр, достигли Малой Азии. При рассказе об их путешествии через Ефес на юг встречается упоминание о тех лишениях, каким подвергались путешественники. Придя в город Фигилу, они выпросили себе хлеба, пошли к источнику, который находился среди города, сели на краю его, размочили хлеб в воде и таким образом утолили свой голод. Продвигаясь далее к Палестине, они нередко чувствовали полнейший недостаток в хлебе, так что по временам они считали себя близкими к смерти от голода. В городе Емиссе случилось с ними приключение очень неприятного свойства. Когда они пришли в этот город, сарацины заподозрили в них шпионов, представили их правителю страны, который, нимало не внемля их объяснениям, приказал посадить их в тюрьму, пока окончательно не выяснится, кто они и зачем идут. Положение их в тюрьме было бы очень печальным, если бы не нашелся какой-то благодетельный купец, который хотя и не мог избавить их от тюрьмы, однако же, сумел доставлять узникам обед и ужин, водить их в баню, разумеется, с разрешения властей, сделать возможным для них по праздникам посещение храма Божьего. Быть может, долго бы продолжалось их темничное заключение, если бы не прибыл в город какой-то человек родом из Испании. Он принял участие в заключенных, узнав от них, кто они и куда идут, доложил обо всем этом правителю страны, после чего последний, расспросив их еще раз о цели их путешествия, освободил их, сказав: «Они не имеют греха против нас». После этого путники благополучно прибыли в Палестину. Здесь они прежде других мест посетили Кану Галилейскую. В Кане привлек их внимание храм, а в храме престол, устроенный на шести кувшинах, в которых Господь на браке в Кане превратил воду в вино*. Были они также в Вифсаиде, откуда были родом апостолы Петр и Андрей. Здесь устроена была церковь в доме, который прежде принадлежал этим апостолам. По дороге в Иерусалим Виллибальд и его спутники (с Виллибальдом их было 8 человек) побывали в Иордане. Здесь на том месте, где крестился Христос, была устроена церковь на каменных столбах, а под церковью была сухая земля на том месте (?), где некогда произошло крещение Спасителя. Там, где теперь (в VII в.) происходило крещение (вероятно, оглашенных), стоит на Иордане деревянный крест и немного воды; с одного берега Иордана до другого протянута была веревка. Это для того, чтобы слабые и больные, приходившие сюда в праздник Богоявления, могли, держась за веревку, погружаться в воду. Женщины, страдавшие бесплодием, по рассказу путешественников, погружаясь в воды Иордана, получали милость от Господа (т.е. начинали рождать). Простирались путники к Иерихону и здесь видели источник Елисея; но рассказ, какой они слышали об этом источнике, несколько отличен от рассказа бордосского пилигрима (он был передан выше). Этот источник, слышали они, сначала лишен был живительной силы для растительности, и потому был бесполезен людям, пока не пришел пророк Елисей и не освятил его. После этого жители города провели струи его на свои поля, в сады и вообще всюду, где необходима вода, и все, что орошалось этим источником, хорошо росло и было здорово, по причине благословения Елисея (Р. 20-29). Наконец, путешественники прибыли в святой град Иерусалим. Здесь они, прежде всего, посетили то место, где обретен был Крест Господень. На этом месте, которое называлось Лобным, находилась церковь. Место это прежде находилось за чертой города, но потом Елена, обретя Крест, включила его в состав городской площади. В то время у восточной стороны храма стояло три деревянных креста в память св. Креста Господня и двух крестов разбойников, которые были распяты со Христом. Эти кресты находились не в храме, а вне его, впрочем, под кровлей. Здесь находился и тот сад, в котором был гроб Спасителя. Этот гроб был высечен в скале, и эта скала была на поверхности земли, была квадратна и хорошо выровнена. Наверху гробницы был водружен крест и на ней же построено красивое здание (domus); на восточной стороне был сделан вход в скалу гроба, через который проникали молящиеся внутрь скалы. Внутри гроба можно было видеть возвышение, на котором лежало тело Господне; на этом возвышении стояло пятнадцать золотых лампад с елеем, горевшим днем и ночью. Указанное возвышение находилось в северной части пещеры гроба. Перед дверью гробницы лежал большой квадратный камень наподобие прежнего камня, который ангел отвалил от дверей гроба. Описатель путешествия Виллибальда замечает, с каким благоговением этот путешественник посетил святыни Иерусалима. «Какому месту чудес или каких других дел Господа не воздал он целования? Какой алтарь не оросил он слезами? С каким набожным чувством повергался он перед Крестом Господним, на котором Он распялся за мир! Какой источник слез изливался на тот камень, который ангел отвалил от дверей гроба!» (Р. 29-30. Ср.: Р. 65-66). Перед вратами города возвышалась великая колонна с крестом наверху; она поставлена была в воспоминание о том, как иудеи хотели похитить тело св. Девы Марии. Когда скончалась Дева Мария, и одиннадцать апостолов выносили ее тело из Иерусалима, то лишь только они подошли к городским воротам, иудеи захотели отнять его

Скачать:TXTPDF

Церковно-исторические повествования. Алексей Петрович Лебедев Христианство читать, Церковно-исторические повествования. Алексей Петрович Лебедев Христианство читать бесплатно, Церковно-исторические повествования. Алексей Петрович Лебедев Христианство читать онлайн