не слышал слово Христа: иже воззрить на жену, ко еже вожделети ю, уже любодейсшвова съ нею в сердце своемъ (Мф. 5,28)? А что если я, скажешь, буду смотреть не ко еже вожделети? Но как ты можешь убедить меня в этом? Кто не воздерживается от того, чтобы смотреть, но прилагает к этому такое усердие, как тот может после созерцания оставаться чистым? Разве тело твое — камень? Разве оно — железо? Ты облечен плотью человеческой, которая быстрее соломы воспламеняется от похоти. И что я говорю о зрелище? Часто и на площади, встретившись с женщиной, мы смущаемся, а ты, сидя вверху, где столько побуждений в нескромности, видя блудную женщину, входящую с обнаженной головой, с великим бесстыдством, одетую в золотые одежды, делающую нежные и обольстительные телодвижения, поющую блудные песни и развратные стихотворения, произносящую срамные слова и совершающую такие непристойности, какие ты, зритель, представляя в своем уме, потупляешь взор, — как смеешь говорить, что ты не испытываешь ничего человеческого? Разве тело твое — камень? Разве оно — железо? Разве ты любомудреннее тех великих доблестных мужей, которые пали от одного такого взгляда? Не слышал ли ты, что говорит Соломон? Или ходити кто будешь на углiях огненныхъ, ногъ же не сожжешь ли? Ввяжешь ли кто огнь въ недра, ризъ же не сожжешь ли? Тако вшедый къ жене мужатей (Притч. 6,27-29). Ибо хотя ты и не имел совокупления с блудницей, но имел с ней связь пожеланием и сделал грех волей. И не только в то время, но и тогда, когда окончится зрелище, когда она уже уйдет, в душе твоей остается ее образ, слова, одежды, взгляды, походка, стройность, ловкость, прелюбодейные черты, и ты уходишь, получив множество ран. Не отсюда ли беспорядки в доме? Не отсюда ли погибель целомудрия? Не отсюда ли расторжение браков? Не отсюда ли брани и ссоры? Не отсюда ли бессмысленные неприятности? Ибо когда ты, запятнанный и плененный ею, приходишь домой, то и жена кажется тебе не такой приятной, и дети несносными, и слуги обременительными, и дом отвратительным, и обыкновенные заботы беспокойными, и всякий приходящий обременительным и несносным. Причина этого в том, что ты возвращаешься домой не один, а приводишь с собой блудницу, входящую не явно и открыто, что было бы сноснее, ибо жена тотчас выгнала бы ее, но сидящую в твоей душе и в сознании, и воспламеняющую внутри тебя вавилонский, и даже гораздо сильнейший, пламень; и все у тебя приходит в беспорядок. Как больные горячкой, не имея никакой причины обвинять прислуживающих им, по дурному влиянию болезни бывают недовольны всеми, отталкивают пищу, оскорбляют врачей, гневаются на домашних и обижают служащих: так точно и одержимые этой тяжкой болезнью беспокоятся и негодуют, постоянно представляя себе ту блудницу. О, тяжкие дела! Волк, лев и прочие звери, бывая ранены стрелой, убегают от охотника, а человек, одаренный разумом, получив рану, стремится к той, которая ранила его, чтобы получить еще жесточайшую рану, и находит удовольствие в этой ране; это прискорбнее всего и производит неизлечимую болезнь. Ибо кто не ненавидит свою рану и не хочет избавиться от нее, тот как станет искать врача? Потому-то я скорблю и терзаюсь, что вы приходите оттуда, получив такую заразу, и за малое удовольствие навлекаете на себя непрестанное мучение. Подлинно еще прежде геенны и тамошнего мучения, вы уже и здесь подвергаете себя крайнему наказанию. Не крайнее ли, скажи мне, мучение питать такую похоть, постоянно воспламеняться, везде носить с собой огонь непотребной любви и угрызения совести? Как ты приступишь к порогу этого святилища? Как прикоснешься к небесной трапезе?»*
______________________
* Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 341-344 (Слова и беседы на разные случаи. Т. П. Изд. С.-Петерб. Духовной академии).
______________________
Замечательное единство воззрений на театр господствует у христианских писателей древней Церкви!
Остается изложить еще мысли христианских писателей относительно конских ристалищ, одного из распространенных развлечений в древности. Суждения их об этом вообще снисходительны. Это и понятно. На скачках, если не научишься ничему хорошему, то и не выносишь вредных впечатлений. Отцы Церкви осуждают посетителей конских ристалищ за то, по преимуществу, что любовь к подобным зрелищам показывает в них пустоту души, желание убить время, которое могло бы быть употреблено на что-либо лучшее. Правда, эта мысль довольно общая, ее можно приложить и ко всяким другим зрелищам, но глубоко справедливая. Посещают с особенной охотой зрелища только лица, лишенные внутреннего содержания, чувствующие скуку, как скоро им приходится оставаться самим с собой.
Св. Киприан не может надивиться, каким образом такое ничтожное дело как конские скачки могут так интересовать разумного человека и в особенности христианина. «Сколько пустоты в этих состязаниях! — пишет он. — Спорить из-за цветов, препираться в беге на колесницах, домогаться почестей, радоваться, что конь был быстр, сокрушаться, когда был очень ленив, считать лета скотины по временам консулов, изучать ее возрасты, обозначать поколение, припоминать самых дедов и прадедов, — какое во всем этом пустое занятие! Или лучше скажу, как гнусно и бесчестно выслушивать перечисляющего на память все поколение лошадиной породы и без ошибки с великой скоростью пересказывающего все это! Но спроси его, — справедливо замечает св. отец, — о предках Христовых: он их не знает, и знать было бы для него большим бременем»*. Св. Василий Великий со своей стороны свидетельствует, что некоторые любители скачек до того увлекались ими, что и ночью бредили о рысаках и возничих. «Страстные охотники до конских ристалищ и во сне состязаются о конях, перепрягают колесницы, переменяют возничих, и вообще даже в сонных мечтаниях не покидают дневного безумия»**. Этих любителей скачки доводили, значит, просто до сумасбродства. Св. Иоанн Златоуст также порицает недостойное христианина увлечение скачками, находя, что в этом случае христианин роняет свое звание в глазах иноверцев. «Некоторые из моих слушателей, — говорит он в одной церковной беседе в Антиохии, — забыв все, что слышали от меня, опять предались сатанинскому зрелищу конского бега, опять бегут на конское ристалище и еще больше рукоплещут возницам, с неудержимым неистовством и великой стремительностью стекаются, часто препираются между собой и говорят: эта лошадь нехорошо пробежала, а та споткнулась, упала; и один берет сторону того ездока, другой другого, и не подумают и не вспомнят о наших словах, ни о духовных и страшных таинствах, здесь совершаемых, но как бы захваченные в плен сетями дьявола, проводят там целые дни, предавшись сатанинскому зрелищу, и выставляют себя на позор и иудеям, и язычникам, и всем. Как теперь, скажи мне, можем заградить уста язычникам и иудеям? Как станем вразумлять и убеждать их обратиться к благочестию, когда они видят, что единомыслящие нам смешиваются с ними на этих всякой мерзости исполненных зрелищах?»***
______________________
* Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342. ** Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 62. *** Св. Иоанн Златоуст. Беседы о Лазаре. С. 193-195 (Беседы к антиохийскому народу. Т. I. Изд. С.-Петерб. Духовн. академии).
______________________
Вместо зрелища цирка, театра и ристалищ, опасных для нравственности и, в крайнем случае, бесполезных, христианские пастыри древних времен внушают обращать внимание на зрелища великие и поучительные, какие доставляет нам Божий мир, природа. Чистое наслаждение зрелищем природы — вот театр для христианина, по учению св. Киприана. «Христианин, если только пожелает иметь гораздо лучшие зрелища, он имеет истинные и вполне полезные удовольствия. Не стану упоминать о том, что пока нельзя еще созерцать; но он имеет перед собой ту красу мира, какую можно видеть и удивляться ей. Пусть он смотрит на восход и заход солнца, которые попеременно возвращают дни и ночи; на круг луны, своим возрастанием и убыванием обозначающий течение времени; на сонмы сверкающих звезд, постоянно с высоты изливающих свет с необычайной удобоподвижностью; пусть созерцает уравновешенную толщу земли с ее горами и беспрерывно текущие реки с их источниками, обширные моря с их волнами и берегами, постоянный, с величайшей соразмерностью распростертый повсюду воздух, все оживляющий своим благорастворением; и во всех этих частях природы пусть созерцает обитателей, свойственных каждой части: в воздухе — птиц, в воде — рыб, и на земле — человека. Эти-то, говорю, и другие дела Божьи должны составлять зрелище для верных христиан. Какой театр, построенный руками человеческими, может сравниться с этими делами? Пусть он будет построен из великих груд камней, но гребни гор выше его; пусть потолки его сияют золотом, но блеск звезд совершенно затмевает их»*. Вот ответ св. отца тем, кто сказал бы, что нельзя же проводить жизнь без каких-либо удовольствий!
______________________
* Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 346.
______________________
IV
Канонические постановления о зрелищах; пояснение их. — Меры христианских императоров против зрелищ.
Подобно св. отцам и учителям Церкви, которые направляли свое письменное или устное слово против зрелищ, и вся Церковь в лице своих соборов употребляла постоянно строгие меры, призванные отклонить христиан от посещения зрелищ.
Соборные постановления касаются как исполнителей зрелищных представлений, так и участников их, зрителей.
Вот соборные определения относительно первых.
Древнейшее определение в этом отношении принадлежит западному собору Эльвирскому, бывшему в 306 г. В 62-м постановлении этого собора определено: «Если возница (т.е. исполнитель на конских ристалищах) или пантомим захотят обратиться к христианству, пусть таковые прежде откажутся от своих занятий, и потом нужно надзирать, чтобы и впоследствии они не возвращались к подобным занятиям. Если же кто поступит вопреки такому запрещению, тот отлучается от Церкви»*. Другой западный собор, Арелатский, в 314 г., постановил (пр. 4-е): «Возницы, если они христиане, коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причащения». «Актеры (пр. 5-е), коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причащения»**. В правилах соборов Карфагенских, принятых Православно-Восточной церковью, говорится (пр. 71-е): «Аще кто восхощет от некоего игралищнаго упражнения приступити к благодати христианства и пребывати свободным от оных нечистот, то да не будет позволено никому склоняти или принуждати такового паки к тем же занятиям». Пятьдесят первое правило Шестого Вселенского собора, направленное против зрелищ, по толкованию Аристина, отлучает от Церкви актеров и других лиц, принимающих прямое участие в исполнении зрелищ***.
______________________
* Hefele. Conciliengeschichte. Bd. I. S. 184. Zweite Auflage. ** Ibid. S. 207. *** Правила св. Апостолов, св. соборов с толкованиями. С. 617. Изд. Общ. Люб. Дух. Просвещ. Т. I.
______________________
Запрещая христианам исполнение зрелищных увеселений, Церковь, чтобы не оставлять лиц, снискавших себе пропитание таким занятием, без средств к жизни, брала на себя содержание бывших комедиантов. С подобным примером встречаемся в писаниях св. Киприана. Св. отец пишет к некоему Евкратию: