Скачать:TXTPDF
Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви. Илья Викторович Басин

духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это — «быть добродетельным»: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного. Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились»[69].

Но даже такое воистину спасительное вживание в реальность Слова владыка Антоний ставит на ступеньку ниже созерцательной молитвы, в которой человек встречается с Богом лицом к Лицу. Не будем забывать, что учение митрополита Антония о Священном Писании это прежде всего интерпретация опыта исихастов. Посвятив богомыслию над словами Библии специальный раздел в книге о молитве[70], владыка Антоний настаивает именно на углубленном вслушивании в Писание. Читать его следует так, как мы читали бы письмо от самого дорогого человека, отзываясь телом и душой на каждое слово, звучащее в сердце ликующей песнью.

Митрополит Антоний соединил в своей пастырской деятельности опыт монашеской пустыни и многолюдного прихода, что очень созвучно жизни православного христианина в России. Еще совсем недавно духовникам и проповедникам Русской Церкви приходилось действовать в условиях постоянного давления безбожной власти, так что пастырская педагогика должна была сосредоточиться на самом главном, и в это единое на потребу входило чтение Слова Божия. В качестве примера я изберу два имени — отца Александра Ильина и отца Александра Меня.

Протоиерей Александр Ильин (1895 — 1971) сумел реализовать свой пастырский дар в трудные для Церкви годы[71]. После долгого пребывания в ГУЛАГе он вернулся к церковному служению, получив приход в Новгороде. Яркий представитель движения евхаристического возрождения, отец Александр оставил своим духовным детям точные и глубокие советы о чтении Библии.

Вслед за Тихоном Задонским отец Александр называет Писание зеркалом, рождающим в человеке непрерывное покаяние. Читая Евангелие и святых отцов, христианин познает себя. Но Слово еще и пища христиан. Поэтому «читать Слово Божие надо понемногу, но регулярно. Как пища претворяется в организме, так оно питает нашу душу, являясь живыми клетками нашей души»[72]. Отец Александр знает о глубоком мистическом воздействии Писания на человека. Чтение Слова изглаживает греховное прошлое, очищает ум и душу от гнилых впечатлений мира. «Для изглаживания памяти прежде содеянных нами грехов нет большей силы, как чтение Слова Божия»[73].

Отец Александр предостерегает: объяснять Писание по своему разумению и праздно болтать о нем — серьезное искушение. Молчание лучше болтовни, а смысл Слова открывается только чистым и смиренным сердцам. «Кто этого не достиг, может пользоваться опытом св. старцев, принять их толкование»[74]. Но читать — обязательно! Читать, пока есть возможность… И помнить, что спасение наше основывается на молитве, чтении и труде, которым мы исполняем волю Божию о нас.

В своем противостоянии Церкви государственная идеология пользовалась разнообразными приемами травли, в частности, всеми мыслимыми способами осмеивала и «развенчивала» Священное Писание. При тоталитарном режиме отвечать на ложь государства чрезвычайно трудно. Но библейская проповедь спасения во Христе сама по себе бросает вызов идолам тоталитаризма. И одним из самых выдающихся служителей правды Божьего Слова в 1960-80-х годах стал протоиерей Александр Мень (1935 — 1990).

Для разговора о Священном Писании отец Александр всякий раз находит такие же бодрые и светлые слова и интонации, как святитель Тихон Задонский за двести лет до него. «Библия говорит о Мессии, и поэтому она — книга надежды»[75]. И Евангелие это прежде всего благословенная и радостная весть о Богочеловеке Христе, весть, которую Церковь несет миру. Евангелие являет конкретность события Боговоплощения, увенчавшего священную историю спасения. Только в контексте этой истории, в контексте эволюции человечества от Завета Авраама до Нового Завета в крови Спасителя Священное Писание может быть правильно понято.

Поскольку Библия это «не свод поучений, а история богопознания, история, исполненная мук и озарений, падений и взлетов»[76], читать его следует с применением всех имеющихся методов экзегезы, чтобы воспринять смысл Слова с максимальной полнотой и точностью. При этом аллегорическое, буквальное и прообразовательное толкование, метод литературно-критический и историко-богословский не исключают, но взаимно дополняют друг друга (на необходимости параллельно использовать все методы экзегезы в свое время настаивал преподобный Максим Грек). Здесь следует вспомнить, что отец Александр Мень непосредственно участвовал в подготовке уже упомянутого брюссельского издания Библии, снабженного обширным научным и богословским аппаратом.

«В Св. Писании мы имеем два аспекта — человеческий и божественный. Последний относится к глубинам Откровения, к самой непреходящей его сущности. Для постижения этой сферы Библии прежде всего требуется глубокая духовно-нравственная подготовка. Поэтому толкования Святых Отцов и подвижников благочестия остаются для христианского сознания вечной ценностью. Человеческая же, земная форма Св. Писания нуждается, кроме того, в исторической экзегезе, использующей многие вспомогательные дисциплины»[77]. Отцу Александру дорога именно богочеловеческая природа Священного Писания, единство в нем Слова Божия и слова человеческого, гармония боговдохновенности и исторической индивидуальности многочисленных библейских авторов.

Тому, кто впервые берет в руки Библию, отец Александр рекомендует начинать с чтения Евангелия, потом уже браться за Ветхий Завет, а затем, вернувшись к Евангелию, читать остальные книги Нового Завета. Здесь проявляется присущая всему богословию отца Александра Меня христоцентричность. Кроме того, он напоминает, что «Ветхий Завет не должен быть принимаем целиком, а должен проверяться при свете Нового. Это самый верный критерий»[78]. Высшее выражение духовной жизни Ветхого Завета — Псалтирь, с особой полнотой вошедшая в новозаветную религиозность.

«Читать Священное Писание следует ежедневно. Прежде всего это касается Нового Завета. Его можно читать по частям или главам, на выбор, или в соответствии с церковными чтениями этого дня. К отрывку из Евангелия присоединяем чтение из Посланий. Из Ветхого Завета ежедневно читают псалмы. Остальные книги Библии следует читать с толкованиями, чтобы правильнее и глубже понимать смысл ветхозаветных книг и их соотношение с Новым Заветом. К чтению Св. Писания рекомендуется добавлять чтение из Св. Отцов или духовных писателей»[79].

Так же, как и митрополит Антоний (Блум), отец Александр Мень придает большое значение богомыслию над словами Священного Писания[80]. Такое чтение, сосредоточенное и неспешное, должно перемежаться молитвой ко Христу о просвещении ума. Но и само по себе вхождение в мир Слова Божия уже есть молитва. Так при глубоко личном отношении к каждому слову Писания чтение постепенно превращается в молитвенную беседу с Богом, и тогда чтение и молитва поддерживают и оживляют друг друга. Кроме того, индивидуальное обращение к Слову Божию дополняется его молитвенным чтением в «малых группах», которые отец Александр терпеливо создавал в своем приходе на протяжении десятилетий.

Итак, чтение Священного Писания отец Александр Мень включает в молитвенную практику, высшие ступени которой — безмолвная молитва в глубинах сердца, в частности, Иисусова молитва. В единстве целокупного таинства христианской жизни чтение Священного Писания ведет человека к его Царю и Богу — Господу Иисусу Христу.

Заключение

«На Руси все православные знают, что кто Библию прочитал и «до Христа дочитался», с того резонных поступков строго спрашивать нельзя; но зато этакие люди что юродивые, — они чудесят, а никому не вредны, и их не боятся»[81]. Увы, эти слова из рассказа Н.С. Лескова «Однодум» (1879) и не гротеск, и не злая сатира. Но под православными писатель в данном случае имеет в виду «массы» с их коллективными представлениями. По настоящему самосознание Церкви открывается в людях, посвященных Истине, Слову Отца (Ин 17). Святые и праведники, как мы видели, постоянно говорят о необходимости чтения Священного Писания, хотя слова их порой и падают в терние или «при дороге».

Ходячее мнение о Библии, подмеченное Лесковым, определило и специфику значительной части тех рекомендаций, с которыми мы познакомились, а именно подчиненность их одной, сугубо пастырской задаче. Этот подход был в свое время суммирован в брошюре «Как читать Библию?», изданной М. А. Новоселовым в его «Религиозно-философской библиотеке» в 1907 году и переизданной в Москве в 1996[82]. Суть его в следующем. Читать Священное Писание необходимо, но только для жизни, а не ради исследований. Через Писание читающему таинственно подается освящение, чтение Слова укрепляет веру, определяет все этические и моральные нормы повседневной жизни.

Такой подход к Писанию, при всех его неоспоримых достоинствах, имеет один недостатокгипертрофированный практицизм. Например, нет и речи о новых переводах Библии, достаточно и того, что дает существующий Синодальный. Но труды преподобных Максима Грека и Макария Алтайского, святителя Филарета Московского, отца Александра Меня, а также многих православных библеистов, о которых здесь не было речи, указывают на более широкие горизонты в отношении к Священному Писанию. При этом именно практика — аскетическая и мистическая — является опорой для служителей Слова всех времен.

Быть может, именно эта сопряженность интеллектуального и молитвенного постижения Писания и остается самым ценным в уроках, преподанных нам святыми, праведниками, духовными учителями Русской Церкви. Уверенность в спасительных плодах вхождения ума в молитвенное общение со Словом Божиим зиждется на видении целостного человека в сиянии благодати. Слово, «растворенное верою слышавших» (Евр 4), интегрировано в целостную христианскую жизнь, само чтение уже есть тайнодействие, соединяющее разрозненных детей Божиих воедино. Поэтому сегодня и завтра будущее Церкви в России зависит от действенности закваски Слова, воистину «пребывающего вовек» (1 Петр 1), но ищущего в нас своих соработников.

Приложение

Схема ежедневного чтения Священного Писания Нового Завета, разработанная Оптинскими старцами и отредактированная отцом Сергием Мечевым[83]

День Евангелие Апостол День Евангелие Апостол

1 Матфей 1 Деяния 1-2 23 Матфей 23 1 Ин 3-4

2 Матфей 2 Деяния 3-4 24 Матфей 24 1 Ин 5

3 Матфей 3 Деяния 5-6 25 Матфей 25 2 Ин 3 Ин

4 Матфей 4 Деяния 7-8 26 Матфей 26 Иуда

5 Матфей 5 Деяния 9-10 27 Матфей 27 Рим 1-2

6 Матфей 6 Деяния 11-12 28 Матфей 28 Рим 3-4

7 Матфей 7 Деяния 13-14 29 Марк 1 Рим 5-6

8 Матфей 8 Деяния 15-16 30 Марк 2 Рим 7-8

9 Матфей 9 Деяния 17-18 31 Марк 3 Рим 9-10

10 Матфей 10 Деяния 19-20 32 Марк

Скачать:TXTPDF

Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви. Илья Викторович Басин Христианство читать, Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви. Илья Викторович Басин Христианство читать бесплатно, Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви. Илья Викторович Басин Христианство читать онлайн