бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов (Еккл. 5,1–2).
Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа (Сир. 18, 23).
Молитва смиренного проникнет сквозь облака, и он не утешится, доколе она не приблизится к Богу (Сир. 35, 17).
Начало мудрости – страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление (Притч. 1, 7).
Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих (Притч. 2, 3–8).
Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1, 18).
И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою (Еккл. 2, 13).
Кто – как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется (Еккл. 8, 1).
Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью (Еккл. 10, 1).
Прежде, нежели почувствуешь слабость, смиряйся, и во время грехов покажи обращение (Сир. 18, 21).
Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей. Он будет проходить служение среди вельмож и являться пред правителем; будет путешествовать по земле чужих народов, ибо испытал доброе и злое между людьми. Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним; откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих. Если Господу великому угодно будет, он исполнится духом разума, будет источать слова мудрости своей и в молитве прославлять Господа; благоуправит свою волю и ум и будет размышлять о тайнах Господа; он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня. Многие будут прославлять знание его, и он не будет забыт вовек; память о нем не погибнет, и имя его будет жить в роды родов (Сир. 39, 1–12).
Смотри также: Притч. 3, 13–26; 4, 5–9; 15, 33; Сир. 6, 18; 6, 35; 21, 18; 38, 24.
Надежда на Бога:
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои (Притч. 3, 5–6).
Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день (Притч. 27, 1).
Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе (Притч. 30, 7–9).
Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди – в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему (Сир. 33, 13).
Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его (Притч. 16, 9).
Смотри также: Притч. 16, 3; Еккл. 12, 14; Сир. 5, 1; 16, 13; 20, 9.
Чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается (Прем. 11, 17).
Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику (Притч. 11, 31).
Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель (Притч. 24, 16).
Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день (Сир. 5, 8).
Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39).
Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под эпитимиями (Сир. 8, 6).
Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему (Сир. 32, 19).
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других (Еккл. 7, 20–22).
У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты (Притч. 23, 29–34).
Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино (Сир. 31, 29).
Сдержанность, вспыльчивость:
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление (Притч. 12, 16).
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам (Притч. 19, 11).
Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим (Притч. 25, 28).
Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих (Сир. 28, 14).
Смотри также: Притч 17, 27; 19, 19.
Семья, воспитание детей:
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13, 25).
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Притч. 22, 6).
Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет (Притч. 23, 13).
О добродетельной жене:
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме (Притч. 21, 9)
Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! (Притч. 31, 10–31).
О родителях:
Ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания (Сир. 3, 9).
Лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых (Сир. 16, 4).
Смотри также: Сир. 3, 12–13; 33, 21–22.
Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать (Притч. 3, 34).
Погибели предшествует гордость, и падению – надменность (Притч. 16, 18).
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе (Притч. 18, 13).
Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа (Сир. 3, 18).
Что гордится земля и пепел? (Сир. 10, 9).
Господь вырывает с корнем народы и насаждает, вместо них, смиренных (Сир. 10, 18).
Смотри также: Сир. 3, 21; 4, 7; 13, 1; 20, 11.
О снах:
Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям (Сир. 34, 2).
Совесть, стыдливость:
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4, 23).
Есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать (Сир. 4, 25).
Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся (Притч. 15, 22).
Терпение, скорби:
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч. 3, 11-–12).
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16, 32).
Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше (см. курс).
Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению; управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения (Сир. 2, 1–5).
Впадем в руки Господа, а не в руки людей; ибо, каково величие Его, такова и милость Его (Сир. 2,18).
Трудолюбие, лень:
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод (Притч. 19, 15).
Смотри также: Притч. 6, 6–11; 24, 30–34; Сир. 40, 1.
Умеренность:
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть (Притч. 15, 16–17).
Смотри также: Сир. 31, 21; 37, 33–34.
Целомудрие (и хранение супружеской верности):
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная (Притч. 11, 22).
Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя