широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13–14).
Смотри также: (Мф. 6, 1–4; Лк. 14, 12–15; Лк. 21, 1–4).
Неосуждение:
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 1–2).
Надежда на Бога:
Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц (Лк. 12, 6–7);
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 25–34);
Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14, 1);
Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27);
Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10).
Нестяжательность, житейские заботы:
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26);
Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие (Мк. 10, 24).
Смотри также: Лк. 10, 41–42; Мк. 10, 17–27; Лк. 12, 13–21 – притча о безрассудном богаче.
Покайтесь, ибо приблизилось Царств Небесное (Мф. 3, 2);
Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13);
Всякий делающий грех, есть раб греха… если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 34, 36);
Если не покаетесь, все так же погибнете (как задавленные башней в Иерусалиме, Лк. 13, 3).
Смотри также: (Мф. 4, 17; Ин. 5, 14; Лк. 7, 47; Лк. 13, 1–5; Мф. 18, 11–14, притча о пропавшей овце; Лк. 15, 11–32, притча о блудном сыне; Лк. 18, 4–14 притча о мытаре и фарисее).
Пост:
Сей же род изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17, 21).
Смотри также: (Мк. 2, 19–22; Мф. 6, 16–18; Мк. 9, 29).
Праведность, стремление к ней:
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6);
Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13, 43);
Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).
Примирение с ближними, прощение обид:
Прощай до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22; Мф. 6, 12–14).
Смотри также: Мф. 5, 23–26; Лк. 23, 34; Мф. 18, 13–35, притча о злом должнике.
Причащение, его необходимость:
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53–54).
Смотри также: (Лк. 22, 15–20; Ин. 15, 34–36).
Радость в Боге:
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12);
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28, 30);
Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин. 10, 28);
Радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22).
Рассудительность:
Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мф. 24, 4).
Смотри также: Лк. 14, 28–33; 16, 1–13 – притча о неверном домоправителе.
Смирение, скромность:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3);
Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11);
Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29);
Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26).
Смотри также: Лк. 10, 21; Лк. 18, 9–14; Мк. 10, 42–45; Ин. 13, 4–17; Мф. 20, 1–16 – О работниках, получивших равную плату.
Соблазны, борьба с ними:
Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну (Мк. 9, 43);
Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7).
Смотри также Лк. 17, 1–2.
Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19);
Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22);
Приносить плод в терпении (Лк. 8, 15);
Вспомни, что ты (богатый) получил уже доброе… в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь (в раю) утешается, а ты страдаешь (Лк. 16, 25 – притча о богатом и Лазаре).
Целомудрие, супружеская верность:
Мф. 5, 27–32; Мф. 19, 3–12.
Чистота сердца:
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8);
Из сердца исходят злые помыслы… это оскверняет человека (Мф. 15, 19–20);
Хранить слово (Божие) в чистом сердце (Лк. 8, 15);
Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк. 10, 15);
Вы уже очищены через слово, которое проповедал вам (Ин. 15, 3).
Смотри также: (Мк. 7, 15–23).
Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 34–37).
Смотри также: Мф. 5, 22–23.
Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы создать Царство Божие среди людей – праведный образ жизни. Он учил и нас постоянно об этом заботиться и просить: Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли[23] (Мф. 6, 10). Но Он не хотел это Царство насаждать искусственными, принудительными средствами. Поэтому Он уклонялся от всякого вмешательства в политическую жизнь страны, но призывал людей к исправлению своих сердец – к духовному возрождению. А это в свою очередь должно было привести к улучшению всех сторон общественной жизни. Читая историю распространения христианства, мы видим, что по мере того, как люди усваивали учение Спасителя, в человеческом обществе происходили благоприятные социальные и экономические изменения. Действительно, христианство содействовало уничтожению рабства, возвысило положение женщины, укрепило семью, создавало благотворительные организации, принесло человечеству самые высокие моральные и гуманные принципы. Совсем иное мы видим в тех странах, где насаждаются нехристианские идеи вроде фашизма или «научного» материализма. Там вместо обещанного земного Рая возникает нечто вроде ада, вместо почитания Бога создается культ вождя. Только Бог знает все недостатки и слабости человеческой природы, поврежденной грехом. Только Он может помочь человеку преодолеть свои плохие наклонности и решить личные, семейные и общественные проблемы. Поэтому в учении Христовом надо искать руководство, к чему стремиться и что делать. Оно же в основу жизни кладет веру в Бога и любовь к людям. Оно учит милосердию, состраданию, смирению и кротости. Оно призывает делать добро, творчески развивать в себе все те способности, которые нам даны Богом. Учение Христово приносит мир и радость душе. Оно учит, что человек создан для вечного блаженства в Царстве Небесном, и помогает человеку его достигнуть. Вот почему христианину надо постоянно вдумчиво и с молитвенным настроением читать Евангелие, черпая из него небесную Мудрость.
Книга Деяний и Соборные послания
Предварительные сведения
По мере распространения и увеличения состава христианских общин в разных частях обширной Римской империи, естественно, у христиан возникали вопросы религиозно-нравственного и практического порядка. Апостолы, не всегда имея возможность лично разбирать эти вопросы на месте, откликались на них в своих письмах-посланиях. Поэтому, в то время как Евангелия содержат в себе основы христианской веры, апостольские послания раскрывают некоторые стороны учения Христова более подробно и показывают его практическое применение. Благодаря апостольским посланиям мы имеем живое свидетельство о том, как учили апостолы и как формировались и жили первые христианские общины. Церковь всегда смотрела на апостольские послания, как на слова Духа Святого и чистый источник Истины (см. Лк. 12, 12; Ин. 16, 13; 17, 17–19). Хотя жизненные условия постоянно меняются и с каждым годом выдвигают новые проблемы, суть этих проблем та же, что и в апостольское время и во все века существования человечества. Поэтому в апостольских посланиях христианин найдет верное руководство для решения своих личных проблем и неветшающее сокровище христианского учения о вере и жизни. В этой главе мы познакомим читателя с авторами и обстоятельствами написания Книги Деяний и Соборных апостольских посланий. В конце приведем избранные наставления из этих священных книг.
Книга Деяний святых апостолов
Книга Деяний является прямым продолжением Евангелия. Цель ее автора – описать события, происшедшие вслед за вознесением Господа Иисуса Христа и дать очерк первоначального устройства Церкви Христовой. Особенно подробно эта книга повествует о миссионерских трудах апостолов Петра и Павла. Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе о Книге Деяний разъясняет ее великое значение для христианства, подтверждая фактами из жизни апостолов истину евангельского учения: «Настоящая книга содержит в себе по преимуществу доказательства воскресения». Вот почему в пасхальную ночь перед началом прославления воскресения Христова в православных храмах читаются главы из Книги Деяний. По этой же причине эта книга прочитывается целиком в период от Пасхи до Пятидесятницы за ежедневными литургиями. По указанию самого писателя Книги Деяний (см. Деян. 1, 1–3), это его вторая книга, написанная для Феофила, жившего в Антиохии. Из этого следует заключить, что книга Деяний написана в качестве продолжения третьего Евангелия и автором ее является евангелист Лука, спутник и сотрудник апостола Павла. Между Евангелием от Луки и Книгой Деяний существует и стилистическое сходство. Ссылки на Книгу Деяний мы находим