для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога (Флп. 1, 28);
Смотри также: 1 Кор. 16, 13.
О негодности тех, которые живут лениво:
Евр. 6, 4–8; Евр. 10, 26–31.
О награде за добродетель:
Рим. 2, 6–17.
Об оправдании верой и благодатью:
Гал. 2, 16–21; Гал. 3, 18–26; Тит. 3, 4–7.
Об ответственности:
Рим. 2, 6–17.
О Христе и Его двух природах:
Кол. 1, 15–20; Кол. 9; Флп. 2, 5–11; Евр. 1, 1–4; Евр. 2, 7–11.
О последних временах и об антихристе:
2 Фес. 1–12; 1 Тим. 4, 1–2; 2 Тим. 3, 1–5.
О значении подвига, о посте и умерщвлении греховной плоти:
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 1–2);
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9, 24–27);
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).
Священное Писание боговдохновенно:
(2 Тим. 3, 15–16; Евр. 4; 12).
О познании Бога в природе:
(Рим. 1, 19–32).
О помощи нуждающимся:
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу (2 Кор. 9, 6–12);
Смотри также: Кор. 16, 1–4; 2 Кор. 8, 11–15.
Примеры веры прежних праведников:
Евр. 11, 1–12, 3.
О Причащении Тела и Крови Христовых:
1 Кор. 10, 16–17; 1 Кор. 11, 23–32.
О радости:
Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17);
Плод же Духа: любовь, радость, мир (Гал. 5, 22);
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4, 4).
О христианской свободе:
Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1);
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал. 5, 13);
Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 9–13);
Смотри также: Рим 14, 13.
О святости, к которой надо стремиться:
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них: и буду их Богом, и они будут Моим народом… Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 6, 16; 7, 1);
Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести (1 Фес. 4, 3–4);
Смотри также: 1 Кор. 6, 15–20; Еф. 1, 4; Кол. 1, 22–23; Евр. 10, 10; Евр. 10, 14; Евр. 12, 14–15.
О семье и об обязанностях ее членов:
Еф. 5, 22–33; Еф. 6, 1–4; Кол. 3, 18–21; 1 Тим. 2, 9–15.
О значении скорбей и искушений:
Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда (Рим. 5, 2–4);
Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось (Евр. 12, 3–13);
Смотри также: Рим. 5, 2–4; 2 Кор. 4, 8–18; 2 Кор. 1, 3–6; 2 Кор. 7, 10; 2 Кор. 12, 10; 1 Фес. 3, 3–4; 2 Фес. 1, 6–7; 2 Тим. 3, 12; Евр. 2, 18; Евр. 4, 15; Евр. 13, 12–14.
О смирении:
Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Флп. 2, 3);
Смотри также: Рим. 12, 16; 1 Кор. 1, 26–31, Кол. 3, 12.
О снисхождении и помощи друг другу:
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 1–2).
О сохранении чистой совести:
Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 18–19);
Смотри также: Евр. 9, 14; Евр. 10, 22.
1 Кор. 6, 1–7.
Христиане – сыны Божии:
Гал. 4, 7; Еф. 2, 18.
О терпении:
Вы же, братия, не унывайте, делая добро (2 Фес. 3, 13);
Смотри также: 1 Тим. 6, 11;
Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10, 36);
Смотри также: Евр. 12, 1; Рим. 5, 3.
О трудолюбии:
Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10);
Смотри также: 1 Фес. 4, 10–12; 1 Тим. 5, 8.
Итак, послания апостола Павла являются богатейшим источником духовной мудрости и вдохновения. Нет, кажется, такой религиозной истины, которая бы не была освещена и разъяснена в его творениях. Причем эти истины изложены апостолом не как отвлеченные богословские понятия, но как факты веры, воодушевляющие человека к праведной жизни. Откликаясь на конкретные проблемы, с которыми сталкивались христиане I века, послания апостола Павла служат ценным дополнением к Евангелиям. Они разъясняют, как на деле преодолевать неизбежные в жизни испытания, как осуществлять высокие христианские идеалы, в чем состоит суть христианского подвига. Они живым языком описывают быт и подвиги первых христиан, становление христианских общин, дают цельный облик Церкви Христовой апостольского времени. Послания апостола Павла не менее ценны и своими автобиографическими заметками. Из них видно, как применял апостол в своей личной жизни высокие христианские принципы, которые проповедовал, что содействовало его духовному росту, что помогало его миссионерской деятельности, где он черпал духовные силы. Успеху миссионерской деятельности апостола способствовало его умение все свои великие таланты, душевные и физические силы сконцентрировать на одной цели – на служении Христу – и полное предание себя водительству благодати Христовой, которая давала ему воодушевление и силы для преодоления всех внешних препятствий и собственных немощей. Благодать Божия помогла ему обратить ко Христу значительную часть Римской империи. По молитвам апостола Павла да вразумит и помилует нас Господь!
Суммируя содержание Книги Деяний и апостольских посланий, как Соборных, так и апостола Павла, надо сказать, что все они настойчиво убеждают христиан пребывать в духовном единстве с благодатным обществом, основанным Спасителем и именуемым Церковью. Путь к спасению открыт для всех верующих воплотившимся Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом, пролившим Свою пречистую кровь для искупления людских грехов и давшим Церкви Духа Утешителя. Человеку, чтобы спастись, необходимо идти по пути, указанному Христом. При этом он идет не в одиночку, но совместно с другими спасающимися и пользуется помощью благодатного общества, получая нужное руководство от его пастырей. Главными свойствами общества спасаемых являются: а) новая жизнь, получаемая ими в общении с Богом, через Господа Иисуса Христа; б) пребывание в духовном свете – т.е. в чистоте евангельской истины и во взаимной любви. Вне Церкви – мрак заблуждения, греха и ненависти. Это область, в которой господствует дьявол, князь мира сего. Живя благодатной жизнью Церкви, христианин духовно растет, совершенствуется и за свои подвиги веры, терпения, за свои добрые дела удостаивается вечной жизни.
Книга Откровения, или Апокалипсис
Значение Апокалипсиса и интерес к нему
Апокалипсис (или в переводе с греческого – Откровение) Иоанна Богослова – это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале новой вечной жизни и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания. Апокалипсис – книга таинственная и трудная для понимания, но вместе с тем именно таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыслителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней видений. Об Апокалипсисе существует громадное количество книг, среди которых имеется и немало вздорных произведений, в особенности это относится к современной сектантской литературе. Несмотря на трудность понимания этой книги, духовно просвещенные отцы и учители Церкви всегда относились к ней