любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим. 8, 35–39; 1 Кор. 13 гл.).
Книга Премудрости Соломона
Эта книга повествует о Божией Премудрости. Написана под влиянием Книги Притчей Соломона, отчего и носит его имя. Однако книга Премудрости появилась на свет на много веков после смерти Соломона. Причем написана эта книга на греческом языке, и в еврейской библии ее нет. Автор Книги Премудрости был знаком с философскими учениями и обычаями греков III века до Р.Х. Главный предмет книги составляет учение об истинной богооткровенной религии как проявлении Премудрости Божией и учение о языческом идолопоклонстве как проявлении заблуждающегося и греховного человеческого ума. Основная же цель книги – показать, с одной стороны, превосходство Премудрости Божией, сохраняемой иудеями в их богооткровенной религии, с другой – нелепость идолопоклонства. Писатель Книги Премудрости сначала изображает современные верования и нравы иудеев, которые, будучи почитателями истинного Бога и праведными, терпели гонения от язычников (Прем. 1–3 гл.). В следующих главах он говорит о несомненности награды праведным страдальцам и о неизбежности наказания язычников-гонителей, если не здесь, на земле, то за гробом – несомненно. «Бог смерти не сотворил, – говорит он, – причина ее в грехе человека. Человек создан для нетления. Поэтому, если праведник и скончается, то в покое будет, и душа его – в руке Божией; страдание же и смерть имеют для него искупительное значение. Так что жестокие страдания и ранняя кончина его служат к уверению нас в истинности его предстоящего прославления.» В заключении книги писатель излагает высокие свойства и преимущества мудрости, которые посылает Бог.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Автор книги, называющий себя Иисусом, сыном Сираха, был иерусалимлянин, книжник-собиратель, сведущий в Законе, Пророках и отеческих книгах. Он был одним из последних представителей «Великой Синагоги». Для приобретения знаний он много путешествовал по чужим странам и терпел немало бедствий и гонений. Свои мысли, наблюдения и дорожные записи он собрал в книгу, которую закончил во времена первосвященника Елеазара (287–265 гг. до Р.Х.). Этот Елеазар послал в Александрию семьдесят два толковника для перевода Священного Писания на греческий язык. Между посланными был и Иисус, имя которого находится в списке переводчиков у Аристея. Книга Иисуса Сираха дошла до нас в греческом переводе. Еврейский же подлинник считался потерянным. В Книге Иисуса говорится:
о высоком достоинстве мудрости, происходящей от Бога (Сир. 1 гл.);
идут наставления о разных добродетелях: о терпении в страданиях и надежде на Бога (Сир. 2 гл.);
о почитании родителей и смирении (Сир. 3 гл.);
о помощи бедным и самонадеянности (Сир. 4 гл.);
об отношении к учению (Сир. 7 гл.);
об отношении к богатым и сильным (Сир. 8 гл.);
об обращении с женщинами (Сир. 9 гл.);
о гордости, пьянстве и т.д.
В 24–33 главах помещен большой раздел, где от лица Премудрости Божией даются краткие наставления, как преуспеть в добродетелях, как воспитывать детей и быть воздержанным;
В 42–43 главах Иисус восхваляет величие Божие, которое так явно отображается в общей гармонии и целесообразности природы. Иисус, сын Сираха, заканчивает свою книгу такой благодарственной молитвой: Прославлю Тебя, Господи Царю, и восхвалю Тебя, Бога, Спасителя моего; прославляю имя Твое, ибо Ты был мне покровителем и помощником и избавил тело мое от погибели и от сети клеветнического языка, от уст сплетающих ложь; и против восставших на меня Ты был мне помощником и избавил меня, по множеству милости и ради имени Твоего, от скрежета зубов, готовых пожрать меня, от руки искавших души моей, от многих скорбей, которые я имел, от удушающего со всех сторон огня и из среды пламени, в котором я не сгорел, из глубины чрева адова, от языка нечистого и слова ложного, от клеветы пред царем языка неправедного. Душа моя близка была к смерти, и жизнь моя была близ ада преисподнего: со всех сторон окружали меня, и не было помогающего; искал я глазами заступления от людей, – и не было его. И вспомнил я о Твоей, Господи, милости и о делах Твоих от века, что Ты избавляешь надеющихся на Тебя и спасаешь их от руки врагов. И я вознес от земли моление мое и молился о избавлении от смерти: возвал я к Господу, Отцу Господа моего, чтобы Он не оставил меня во дни скорби, когда не было помощи от людей надменных. Буду хвалить имя Твое непрестанно и воспевать в славословии, ибо молитва моя была услышена; Ты спас меня от погибели и избавил меня от злого времени. За это я буду прославлять и хвалить Тебя и благословлять имя Господа. Будучи еще юношею, прежде нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей: пред храмом я молился о ней, и до конца буду искать ее; как бы от цвета зреющего винограда, сердце мое радуется о ней; нога моя шла прямым путем, я следил за нею от юности моей. Понемногу наклонял я ухо мое и принимал ее, и находил в ней много наставлений для себя: мне был успех в ней. Воздам славу Дающему мне мудрость. Я решился следовать ей, ревновал о добром, и не постыжусь. Душа моя подвизалась ради нее, и в делах моих я был точен; простирал руки мои к высоте, и сознавал мое невежество. Я направил к ней душу мою, и сердце мое предал ей с самого начала – и при чистоте достиг ее; посему не буду оставлен ею. И подвиглась внутренность моя, чтобы искать ее; посему я приобрел доброе приобретение. В награду мне Бог дал язык, и им я буду хвалить Его. Приблизьтесь ко мне, ненаученные, и водворитесь в доме учения, ибо вы нуждаетесь в этом, и души ваши сильно жаждут. Я отверзаю уста мои и говорю: приобретайте ее себе без серебра; подклоните выю вашу под иго ее, и пусть душа ваша принимает учение; его можно найти близко. Видите своими глазами: я немного потрудился – и нашел себе великое успокоение. Приобретайте учение и за большое количество серебра, – и вы приобретете много золота. Да радуется душа ваша о милости Его, и не стыдитесь хвалить Его; делайте свое дело заблаговременно, и Он в свое время отдаст вашу награду (Сир. 51 гл.).
Избранные Притчи
Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим – один из тысячи (Сир. 6, 6).
Верный друг – крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище (Сир. 6, 14).
Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним (Сир. 9, 12).
Друг не познается в счастье, и враг не скроется в несчастье (Сир. 12, 8).
Смотри также: Еккл. 4, 9–12; 10–8; Сир. 7, 37; 33, 6.
Здоровье, лечение:
Нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной (Сир. 30, 16).
Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38,1–12).
Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель (Сир. 20, 25).
Неприятна похвала в устах грешника, ибо не от Господа послана она (Сир. 15, 9).
Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя (Сир. 4, 32).
Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово (Сир. 5, 12)
Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином (Притч. 3, 9–10).
Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет (Притч. 11, 24).
Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла (Притч. 16, 6).
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19, 17).
Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи (Сир. 3, 30).
Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен (Сир. 7, 38).
Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем (Сир. 8, 7).
Смотри также: Притч. 3, 27–28; 21, 13; Сир. 4, 1–8; 4, 35; 7, 36; 18, 15; 34, 18–19; 38, 16.
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично (Притч. 25, 11).
Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует (Притч. 12, 18).
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб (Притч. 14, 23).
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным (Притч. 17, 28).
Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него (Притч. 29, 20).
Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя (Сир. 19, 10).
Многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка (Сир. 28, 21).
Говори главное, многое в немногих словах. Будь, как знающий и, вместе, как умеющий молчать (Сир. 32, 10),
Смотри также: Притч. 13, 3; 4, 33; 5, 13; 6, 5; 8, 20–32, 9; 19, 11; 20, 5; 20, 6; 27, 16.
Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения