ред.)
53
Обо всем этом и о многом другом см. мою книгу The Resurrection of the Son of God (London: SPCK; Minneapolis: Fortress Press, 2003). Предположение Ирода Антипы, что Иисус — это, быть может, восставший из мертвых Иоанн Креститель (Мк 6:16), исключение, которое лишь подтверждает правило.
54
Мк 6:14–16 и пар.
55
Ин 11:24. (Здесь и далее, если не оговорено особо, Новый Завет цитируется по переводу епископа Кассиана (Безобразова), Ветхий Завет — по Синодальному переводу. — Прим. пер.)
56
См. значимый труд на эту тему: J. D. Levenson, Resurrection and the Restoration of Israel The Ultimate Victory of the God of Life (New Haven and London: Yale University Press, 2006).
57
Мк 12:18–27, Мф 22:23–33, Лк 20:27–40.
58
Мк 9:10; любопытно, что это упоминание встречается только у Марка.
59
И никто не мог повторить об Иисусе слова, которые Иоханан бен Заккай произнес по поводу разрушения Храма в 70 году: «Не беспокойтесь о его разрушении, у нас есть нечто не менее прекрасное — Тора».
60
David Lawrence, Heaven: It’s Not tbe End of the World! The Biblical Promise of a New Earth (London: Scripture Union, 1995).
61
Лk 23:43, Ин 14:2, Флп 1:23, a также 3:9–11, 20–21.
62
1 Кор 15:12.
63
2 Тим 2:18.
64
См. Wright, RSG, 534–551.
В библеистике — эпоха священной истории от построения Второго Храма в Иерусалиме (515 г. до н.э.) до разрушения его римлянами (70 г. н.э.). — Прим. ред.
65
Stephen Patterson в своей рецензии на RSG [Journal of Religion. 84 (2004), 636L] называет это новаторской трактовкой 1 Кор 15:44. Ничего новаторского здесь нет, что я подробно объясняю (347–360).
66
Мф 13:43.
67
Флп 2:15.
68
Быт 5:25; 4 Цар 2:11–12.
69
Обратите внимание на то, как Иисус говорит «в воскресении», подразумевая «в новом мире». Мф 19:28; 22:30.
70
Деян 1:6, см. также Рим 11:15.
71
Иосиф Флавий, Иудейские древности, глава 20. См. об этом мою книгу The New Testament and the People of God (London: SPCK; Minneapolis: Fortress Press, 1992), 353f. О различных движениях сопротивления см. NTPG, 170–181.
72
См. Иосиф Флавий, Иудейская война, книга 7.
73
См. мои книги Раиl: Fresh Perspectives (London: SPCK, 2005; US title, Paul in Fresh Perspective, Minneapolis: Fortress Press, 2005), ch. 4.
74
См. мою книгу judas and the Gospel of Jesus (London: SPCK; Grand Rapids, MI: Baker, 2006), esp. ch. 5. Особого внимания заслуживают слова язычников, объяснявших гонения христиан в Лионе в 177 г. н.э. Любопытно также, как «воскресение» теряет значимость в Средние века, когда сама церковь все теснее сливается с империей.
75
Я не рассматриваю здесь совершенно иное повествование так называемого Евангелия Петра: см. N.T.Wright, The Resurrection of the Son of God (London: SPCK; Minneapolis: Fortress Press, 2003), 592–596.
76
Тут я кратко суммирую RSG, 599–608.
77
В одной рецензии на RSG писали, что я не представил достаточных доказательств тому, что эти четыре повествования независимы одно от другого. Внимательное изучение греческого текста позволяет это утверждать вполне обоснованно: даже когда разные авторы говорят об одном и том же событии, они используют совершенно разные слова.
78
Слово «докетизм» происходит от греческого dokeo — «казаться».
79
Обо всем этом см. RSG, 697–701.
80
Обо всем этом см. RSG, 701–706.
81
John Updike, ‘Seven Stanzas at Easter’ in Telephone Poles and Other Poems (New York: Alfred A. Knopf, 1964), 72f.
82
Данный аргумент, вызывающий насмешки даже иных скептиков, недавно нашел своего серьезного приверженца; см. S.J. Patterson, The God of Jesus: The Historical Jesus and the Search for Meaning (Harrisburg PA: Trinity Press International, 1998), ch. 7. Автор приводит свои аргументы также в Journal of Religion, 84 (2004), 637: «Люди поверили в воскресение Иисуса, вероятно, из–за ревностного почитания убитого мученика, которое было свойственно многим благочестивым иудеям, думавшим, что правда Божья не оставит последнего слова за врагом». Кратко на это можно ответить: мы знаем о множестве благочестивых иудеев, оказавшихся именно в такой ситуации, но ни один из них не заговорил о том, что убитый праведник уже был воскрешен из мертвых.
83
Деян 12:15, см. также RSG, 134.
84
Два автора уделили много внимания этим вопросам, и их многочисленные труды продвинули далеко вперед соответствующую апологетику. Это: William Lane Craig [например, Assessing the New Testament Evidence for the Historicity of the Resurrection of Jesus (New York: Edwin Mellen Press, 1989)] и Gary Habermas [например, The Case for the Resurrection of Jesus (Grand Rapids, MI: Kregel Publications, 2004)]. Сожалею, что не цитировал этих авторов в моей книге RSG.
85
Мне однажды удалось наблюдать два заката за один день: зимним вечером я покинул Абердин вскоре после заката, и тогда солнце снова взошло на западе, пока мы поднимались на холм, чтобы величественно закатиться второй раз. Тут я, конечно, смошенничал.
86
См., например, Lesslie Newbigin, Living Hope in a Changing World (London: Alpha International, 2003), 36.
87
Хотя некоторые люди именно таким путем пришли к полноценной вере: например, Frank Morison, Who Moved the Stone? (London: Faber and Faber, 1930, затем часто переиздавалась).
88
Easter Oratorio, музыка Пола Спайсера, слова Тома Райта, исполняет Баховский хор Бирмингема (Birmingham Bach Choir), Farringdon Records: см. сайт www.easteroratorio.com/
89
См., в частности, Gerald O’Collins, Easter Faith: Believing in the Risen Jesus (London: Darton, Longman & Todd, 2003), 32f., 106f.
90
L. Wittgenstein, Culture and Value: A Selection from the Posthumous Remains, ed. G. H. von Wright et ah, tr. Peter Winch (Oxford: Blackwell, 1998), 39. Весь этот отрывок замечателен и заслуживает пристального внимания.
91
И опять же у Витгенштейна есть глубокие размышления на эту тему. См, например, L. Wittgenstein, Lectures and Conversations on Aesthetics, Psychology and Religious Belief, ed. C. Barrett (Berkeley and Los Angeles: University of California Press, no date).
92
Patterson в своей уже упоминавшейся рецензии (Journal of Religion, 84,637) называет подобные рассуждения ироничными, полагая, что» тут я, подобно тирану, хочу навязать читателям мою точку зрения. Но люди, страдающие от бремени идеи о том, что мы как дети Просвещения не можем верить в эти древние басни, прекрасно поймут, о чем я говорю.
93
Оскар Уайлд, Саломея.
94
Богослову нетрудно заметить, что в этой части книги я косвенно веду диалог с двумя величайшими немецкими богословами последнего поколения: с Вольфхартом Панненбергом (см., например, Wolthart Pannenberg, Systematic Theology, vol. 3 (Grand Rapids, MI: Eerdmans; Edinburgh: T. & T. Clark, 1993), ch. 15 и многие другие места) и Юргеном Мольтманом [например, Jurgen Moltmann, Theology of Hope (London: SCM Press); The Coming of God: Christian Eschatology (Minneapolis: Fortress Press, 1996)]. Такому диалогу можно было бы посвятить целую книгу. О Мольтмане см. особенно R.J. Bauckham, God Will Be All In All: The Eschatology ofjurgen Moltmann [Edinburgh: T.&T. Clark, 2005 (1999)].
95
Среди наиболее ценных работ на данную тему следует упомянуть следующие: John Polkinghorne and Michael Welker (eds), The End of the World and the Ends of God: Science and Theology on Eschatology (Harrisburg, PA: Trinity Press International, 2000); John Colwell (ed.), Called to One Hope: Perspectives on Life to Come (Carlisle: Paternoster Press, 2000). Последняя включает в себя мою лекцию ‘New Heavens, New Earth’, прочитанную в 1993, в которой уже были намечены некоторые аспекты данной книги. См. также мою книгу The Myth of the Millennium (London: SPCK, 1999), вышедшую в США под названием The Millennium Myth (Louisville, KY: Westminster John Knox Press). Из других авторов особого упоминания заслуживает Richard Bauckham, который, на мой взгляд, высказывает в основном верные мысли; см., например, его книгу (в соавторстве с Trevor Hart) Hope against Hope: Christian Eschatology in Contemporary Context (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1999).
96
Cm. Bauckham in Colwell (ed.). Called to One Hope, 240–251.
97
О причинах некритичного принятия идей Дарвина см. любопытное замечание Витгенштейна: L. Wittgenstein, Lectures and Conversations on Aesthetics, Psychology and Religious Belief, ed. C. Barrett (Berkeley and Los Angeles: University of California Press, no date), 26f.
98
Ursula King, ‘Teilhard de Chardin, Pierre’ in The Oxford Companion to Christian Thought, ed. A. Hastings (Oxford: Oxford University Press, 2000), 694–696, at 695.
99
King, ‘Teilhard de Chardin, 696.
100
Эта молитва (она начинается словами: «Боже непреложной силы и вечного света…»), вероятнее всего, впервые появилась в 1912 году в Scottish Book of Common Prayer.
101
См. мою книгу Evil and the Justice of God (London: SPCK; Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2006).
102
Обо всем этом см. Polkinghorne and Welker, End of the World, 1—13; W. R. Stoeger in End of the World, ch. 1 (19–28); and Polkinghorne in End of the World, ch. 2 (29–41).
Polkinghorne в начале написанной им главы ставит вопрос о «научной» стороне теории Тейяра де Шардена.
103
См. также мою книгу Judas and the Gospel of Jesus (London: SPCK; Grand Rapids, MI: Baker, 2006), там же есть ссылки на другие работы по данной теме.
104
Joni Mitchell, Woodstock’ (1970).
105
См. Stuart Holroyd, The Elements of Gnosticism (Shaftesbury: Element, 1994), esp. chs 1 and 7.
106
О Флп 3:20 слл; 1 Петр 1 и т. п. см. далее в этой книге.
107
См. Аг 2:6 слл; ср. Рим 8:18–26.
108
Относительно Кол 1 см. мою книгу The Climax of the Covenant (Edinburgh: Т. &T. Clark; Minneapolis: Fortress Press, 1992), ch. 5. Весь отрывок приведен в конце данной главы.
109
1 Кор 15:20, 23; ср. Рим 8:23; 11:16; 16:5; 1 Кор. 16:15; 2 Фес. 2:13; Иак 1:18.
110
Время от времени появляются попытки представить само воскресение Иисуса как очередной эволюционный переход на новый этап: развитие Иисуса опередило развитие всех прочих людей, поэтому, с помощью «естественных» средств, он мог пройти через смерть и обрести новую жизнь. См., например, Stephen Holt in S.E.Porter, M.A.Hayes and D. Tombs (eds), ResMrrection, JSNT Supplement Series 186 (Sheffield: Sheffield Academic Press, 1999), 11.
111
Contra Kathryn Tanner in John Polkinghorne and Michael Welker (eds). The End of the World and the Ends of God: Science and Theology on Eschatology (Harrisburg, PA: Trinity Press International, 2000), 232.
112
Так, например, это понимает Alister Е. McGrath, A Brief History of Heaven (Oxford: Blackwell, 2003), 12f. Более того, данный автор утверждает, что это «одна из главных тем богословия Павла», не замечая, что строит свои рассуждения на неверной интерпретации.
113
Относительно Флп 3:20 слл см. мою книгу The Resurrection of the Son of God (London: SPCK; Minneapolis: Fortress Press, 2003), 229–236.
114
См., например, Jurgen Moltmann, God in Creation: An Ecological Doctrine of Creation (London: SCM Press, 1985), 86–93.
115
Ис 11:9; см. также Авв 2:14.
116
Разумеется, Павел также не чужд подобной мысли: Гал 4:26. См. также Евр 12:22–24.
117
Этот перевод взят из моей книги: Paul for Everyone: The Prison Letters (London: SPCK; Louisville, KY: Westminster John Knox Press, 2002), 148.
118
Пс 109:1, любимый текст первых христиан: см. Мф 22:44 и пар.; Мк