Скачать:TXTPDF
История толкования Ветхого Завета. Амфилохий Радович

появлялось. Основная масса книг является переводами западных исследований, изданных Библейско–богословским институтом ап. Андрея, либо новыми переводами ветхозаветных книг с еврейского языка. Библеистика в современных русских духовных академиях и институтах только возрождается, и хотя уже появились отдельные работы по библейской текстологии и поэтике, кумранским рукописям и др. 631, собственно герменевтика и экзегетика находятся пока в зачаточном состоянии. По–прежнему одной из основных нерешенных проблем русской библейской науки остается критическое издание славянской Библии.

В современной греческой библеистике появились первые два тома фундаментального исследования И. Панагопулоса 632. Первый том начинается с расмотрения кумранских рукописей и Филона Александрийского, экзегезы Ветхого Завета в Новом, затем экзегезы II в., III в. (александрийской, сиро–палестинской, малоазийской, латинской), александрийской IV–V вв. Во втором томе рассмотрена экзегеза св. Григория Нисского, св. Григория Богослова, св. Амфилохия Иконийского, Диодора Тарсийского, Севириана Гавальского, Феодора Мопсуестийского и блж. Феодорита Кирского. Вследствие смерти автора исследование осталось незавершенным.

Что касается западной (католической и протестантской) библеистики, то за XX в. ею был сделан громадный рывок во всех отраслях науки. Не имея возможности указать даже бегло эти достижения, укажем некоторую справочную литературу первостепенной важности по святоотеческой экзегетике — теме, центральной для книги митр. Амфилохия (Радовича).

В справочнике Г. Зибена 633 учтены исследования по святоотеческой экзегетике по отдельным библейским книгам и стихам (продолжения или аналогичного справочника для последних десятилетий, насколько нам известно, до сих пор не появилось).

Достижения западной науки в области святоотеческой экзегетики (до VIII в.) в значительной, хотя и не исчерпывающей степени аккумулирует в себе двухтомник Handbook of Patristic Exegesis, где по каждому древнему автору дана предварительная справка и приведена соответствующая библиография по экзегетике. Для центральных персоналий предусмотрены расширенные очерки, занимающие иногда десятки страниц. Книга (не лишенная, правда, существенных недостатков 634) сопровождена также общими тематическими очерками.

На английском языке сравнительно недавно начал выходить аналог древним катенам — 27–томное собрание толкований древнецерковных авторов на каждую книгу и каждый стих Библии (Ветхого и Нового Заветов), составленное с помощью современных компьютерных собраний латинских и греческих текстов (CLCLT, TLG) с привлечением отдельных толкований на сирийском языке. Несмотря на эклектичность (неизбежную вследствие самого жанра катен) и отсутствие строгих и четких принципов выбора, это собрание текстов, русский перевод которого (сначала с языков оригиналов, затем с английского перевода) уже стал появляться 635, довольно полезно.

Наконец, начатый в «докомпьютерную» эпоху и не доведенный до конца проект Biblia patristica 636, где указаны все цитаты и аллюзии на каждый стих Библии, встречающиеся в святоотеческих творениях (по современным критическим изданиям), все еще остается удобным справочником. Весьма полезен каталог: Stegmuller F. Repertorium biblicum Medii Aevi. Vol. 1–11. Madrid, 1950–1980 (т. 8–11 составлены при участии N. Reinhardt’а, т. 1–3 переизданы репринтно в 1981 г.; см. особенно т. 2–5: Commentaria). Краткий перечень толкований древнецерковных греческих авторов на ветхозаветные книги в целом и на отдельные темы в частности можно найти в CPG V на с. 125–131.

Нельзя также обойти молчанием, помимо CLCLT и TLG, другое существенное достижение в области компьютерных технологий — библиотеку библейской тематики Libronix (и связанную с ней программу Logos), включающую в себя тысячи распознанных книг со всеми поисковыми возможностями, в т. ч. фундаментальные и самые авторитетные словари, превосходные пословные многотомные комментарии к каждому библейскому стиху, грамматики и языковые справочники, научную литературу, другие первоисточники в английском переводе (тексты из Кумрана и Наг–Хаммади, святоотеческие творения более чем в 30 томах). Хорошие возможности представляет также программа Bible Works с многочисленными дополнительными модулями.

Из основных монографических исследований необходимо указать книги А. де Любака 637 и Б. де Маржери 638, посвященные главным образом, истории западноевропейской средневековой экзегетики, а также исследование X. Г. Ревентлоу 639, охватывающее более широкий материал (собственно патристике посвящены вторая половина первого тома и первая половина второго тома).

Подытожим «теоретическую» часть послесловия вполне очевидным выводом. Современная православная наука нуждается не только в отдельных исследованиях и комментариях ветхозаветных (и новозаветных) книг на современном уровне, но и в появлении обобщающего фундаментального труда по истории библейской герменевтики и экзегетики вплоть до настоящего времени, в котором были бы в достаточной мере учтены все достижения мировой науки в определенной перспективе, не просто не теряющей из виду, но отражающей многовековые традиции православной Церкви и духовности. Этой цели (как и введению в российских богословских вузах лекций или спецкурсов по библейской экзегетике), без сомнения, будет способствовать и публикуемый в русском переводе краткий очерк митр. Афмилохия (Радовича). Надеемся, что настоящая книга найдет своего читателя среди не только студентов богословских учебных заведений, но и всех, интересующихся православной библейской герменевтикой и экзегетикой.

Научный редакторконсультант НС РПЦ,

канд. ист. наук А. Г. Дунаев

СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

УКАЗАТЕЛИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ (ПАРИМИЙ)

Сокращения

пн. — понедельник

вт. — вторник

ср. — среда

чт. — четверг

пт. — пятница

сб. — суббота

вс. — воскресенье

янв. — январь

фев. — февраль

апр. — апрель

авг. — август

сент. — сентябрь

окт. — октябрь

нояб. — ноябрь

дек. — декабрь

† — обозначает день преставления святого (указано только для святых, которые имеют несколько дней памяти в году)

КАЛЕНДАРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЧТЕНИЙ640

Сентябрь

1 Прп. Симеона Столпника и Новый церковный год

I — Ис. 61, 1–9

II — Лев. 26, 3–12, 14–17, 19–20, 22, 33, 40–41

III — Прем. 4, 7–15

5 Св. пророка Захарии и св. прав. Елисаветы

I — Быт. 18, 1–14

II — Суд. 13, 2–20

III — 1 Цар. 1, 9–20

7 Свт. Иоанна Новгородского — паримии святителя

8 Рождество Пресвятой Богородицы — паримии Богородицы

9 Прп. Иосифа Волоцкого — паримии преподобного

Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия Черниговского — паримии святителей

11 Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев — паримии преподобных

13 Обновление храма Воскресения Христова

I — 3 Цар. 8, 22–23, 27–30

II — Прит. 3, 19–34

III — Прит. 9, 1–11

14 Воздвижение Креста Господня

I — Исх. 15, 22–27; 16, 1

II — Прит. 3, 11–18

III — Ис. 60, 11–16

19 † Св. блгв. кн. Феодора и чад его — паримии преподобного

20 Свв. мчч. кн. Михаила и болярина его Феодора, Черниговских — паримии мученика

21 Свт. Димитрия, митр. Ростовского — паримии святителя

25 † Прп. Сергия Радонежского

I — Прит. 10, 7, 6; 3, 13–16; 8, 6, 34–35,4, 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4

II — Прит. 10, 31–32; 11, 1–2, 4, 3, 5–12

III — Прем. 3, 1–9.

27 Прп. Савватия Соловецкого — паримии преподобного

28 Прп. Харитона исповедника — паримии преподобного

30 Прп. Григория, чудотворца Вологодского — паримии преподобного

Октябрь

1 Покров Пресвятой Богородицы — паримии Богородицы

Прп. Саввы Вишерского — паримии преподобного

4 Обретение мощей свтт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского — паримии святителя

5 Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских — паримии святителя

11 Воспоминание VII Вселенского Собора — паримии святых отцов

13 Иверской иконы Пресвятой Богородицы

I — Быт. 28, 10–17

II — Исх. 3, 1–5

III — Исх. 13, 18–22

14 Преподобной Параскевы — паримии преподобной

19 Прп. Иоанна Рыльского — паримии преподобного

21 Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского — паримии святителя

22 Казанской иконы Пресвятой Богородицы — паримии Богородицы

23 Прп. Иакова Боровицкого — паримии преподобного

24 Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — паримии Богородицы

26 Св. вмч. Димитрия Солунского

I — Ис. 63, 15–19; 64, 1–5, 8–9

II — Иер. 2, 2–12

III — Прем. 4, 7–15

28 Свт. Арсения, еп. Сербского — паримии святителя

Св. мч. Параскевы — паримии мучениц.

† Прп. Иова, игумена Почаевского — паримии преподобного

29 † Прп. Аврамия, Ростовского чудотворца — паримии преподобного

Ноябрь

5 † Свт. Ионы, архиеп. Новгородского — паримии святителя

6 Прп. Варлаама Хутынского — паримии преподобного

8 Собор архистратига Михаила — паримии святых Бесплотных Сил

11 Св. блж. Максима юродивого — паримии юродивого

13 Свт. Иоанна Златоуста — паримии святителя

17 Прп. Никона Радонежского, чудотворца — паримии преподобного

19 Преподобных Варлаама и Иоасафа — паримии преподобного

21 Введение во храм Пресвятой Богородицы

I — Исх. 40, 1–5, 9–10, 16, 34–35

II — 3 Цар. 7, 51; 8, 1, 3–7, 9–11

III — Иез. 43, 27; 44, 1–4

22 Св. блгв. кн. Михаила Тверского — паримии мученика

23 † Св. блгв. вел. кн. Александра Невского — паримии преподобного

Свт. Митрофана, еп. Воронежского — паримии святителя

24 Св. мч. Меркурия Смоленского — паримии мученика

26 Освящение храма св. вмч. Георгия (в Киеве) — паримии мученика

Свт. Иннокентия, еп. Иркутского

I — Ис. 35, 1–10

II — Прем. 3, 1–9

III — Прем. 4, 7–15

27 Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде — паримии Богородицы

Свт. Иакова, еп. Ростовского — паримии святителя

Декабрь

3 † Прп. Саввы Звенигородского — паримии преподобного

5 Прп. Саввы Освященного — паримии преподобного

6 Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца — паримии святителей

7 Преподобных Антония Сийского и Нила Столобенского — паримии преподобного

13 Свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста — паримии мучеников

15 Свт. Стефана, архиеп. Сурожского — паримии святителей

Неделя пред Рождеством Христовым святых отец (воскресенье между 18 и 24 декабря) — паримии свв. отцов

21 † Свт. Петра, митр. Московского

I — Прит. 10, 7, 6; 3, 13–16; 8, 6, 34–35, 4, 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4

II — Прем. 4, 7, 16–17, 19–20; 5, 1–7

III — Прит. 10, 31–32; 11, 2; 10, 2; 11, 7, 19; 13, 2, 9; 15, 2; 14, 33; 22, 12;

Прем. 6, 12–16; 7, 30; 8, 2–4, 7–9, 17–18, 21; 9, 1–5, 10–11, 14

24 Навечерие Рождества Христова

На 1–м часе — Мих. 5, 2–4

На 3–м часе — Иер. (Вар. 3, 36–38; 4, 1–4) 641

На 6–м часе — Ис. 7, 10–16; 8, 1–4, 8–10

На 9–м часе — Ис. 9, 6–7

25 Рождество Христово На вечерне:

I — Быт. 1, 1–13

II — Чис. 24, 2–3, 5–9, 17–18

III — Мих. 4, 6–7; 5, 2–4

IV — Ис. 11, 1–10

V — Иер. (Вар. 3, 36–38; 4, 1–4)642

VI — Дан. 2, 31–36, 44–45

VII- Ис. 9, 6–7

VIII — Ис. 7, 10–16; 8, 1–4, 8–10

На молебном пении:

Ис. 14, 13–17, 24–27

Январь

1 Обрезание Господне и свт. Василия Великого

I — Быт. 17, 1–2, 4–8, 3, 9–12, 14

II — Прит. 8, 22–30

III — Прит. 10, 31–32; 11, 1–2, 4, 3, 5–12

2 † При. Серафима Саровского — паримии преподобного

5 Навечерие Просвещения

На 1–м часе — Ис. 35, 1–10

На 3–м часе — Ис. 1, 16–20

На 6–м часе — Ис. 12, 3–6

На 9–м часе — Ис. 49, 8–15

6 Святое Богоявление

На вечерне:

I — Быт. 1, 1–13

II — Исх. 14, 15–18, 21–23, 27–29

III — Исх. 15, 22–27; 16, 1

IV- Нав. 3, 7–8, 15–17

V — 4 Цар. 2, 6–14

VI — 4 Цар. 5, 9–14

VII — Ис. 1, 16–20

VIII — Быт. 32, 1–10

IX — Исх. 2, 5–10

X — Суд. 6, 36–40

XI — 3 Цар. 18, 30–39

XII — 4 Цар. 2, 19–22

XIII — Ис. 49, 8–15

На водоосвящении:

I — Ис. 35, 1–10

II —

Скачать:TXTPDF

История толкования Ветхого Завета. Амфилохий Радович Христианство читать, История толкования Ветхого Завета. Амфилохий Радович Христианство читать бесплатно, История толкования Ветхого Завета. Амфилохий Радович Христианство читать онлайн