Пути русского богословия. С. 116, 119. С. 111.
440
Основной справочник (по персоналиям, отдельно указатели лож) со всей необходимой литературой: Серков. Русское масонство. — Ред.
441
Флоровский. Пути русского богословия. С. 121. Гл. IV, 6. С. 118–119.
442
О нем (там же указаны основная литература и библиография): РБС XVIII, 585–589; Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 24–25. — Ред.
443
Флоровский. Пути русского богословия. С. 121.
444
Там же.
445
Библиография: ИАБ VII, 157–198; IX, 449–456, 795–809. — Ред.
446
Библиография: ИАБ IX, 367–448 (и по именному указателю). Из последних публикаций: Прп. Паисий Величковский. Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам XVIII–XIX вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; общ. ред. Д. А. Поспелова, О. А. Родионова. М., 2004 (Smaragdos Philocalias); Прп. Паисий Величковский. Поучение на пострижение в монашеский чин / Пер. со слав., вступ. ст. и примеч. А. И Власюка // Богословский Вестник. Нов. сер. № 5–6 (2005–2006), 177–190. — Ред.
447
Переведено со слав. — Ред.
448
См.: Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского. М., 1892. С. 172–177. Главы о умной молитве, 2 // Житие и писания Паисия Величковского. С. 183–187. О преподобном Паисии более подробно: А. — Э. Тахиаос. Паисий Величковский (1722–1794) и его аскетическо–филологическая школа. Фессалоники, 1969 (греч. яз.) ???????? ?. — ?. N. ‘? ??????? ???????????? (1722–1794) ??? ? ?????????????????? ????? ???. ???????????, 1964 (21984).
449
Библиография: Тихон Задонский. Избранные труды. С. 639–702. — Ред.
450
Флоровский. Пути русского богословия. С. 124.
451
Далее у митр. Амфилохия добавлено: «Нового Завета и псалмов», — однако этого уточнения, правильного по сути, нет в подлинном заглавии сочинения свт. Тихона, которое продолжается так: «… и толкователя оного св. Златоустого, великого вселенной учителя, с приложением рассуждений, в пользу духовную сочиненное». См.: Творения Тихона Задонского. Т. 1. С. 121–185. — Ред.
452
См.: Сочинения преосв. Тихона Воронежского. Т. 1. М., 1836. Толкования свт. Василия Великого свт. Тихоном не приводятся.
453
Там же. Т. 2. С. 131–154. Размышления и замечания, IV // Творения Тихона Задонского. Т. 1. С. 189.
454
Там же. С. 137–143. Там же. С. 189–191.
455
Там же. Т. 4. С. 4, 6. О истинном христианстве. Кн. I, ч. 1, ст. 1, гл. 1, § 2; 4 // Творения Тихона Задонского. Т. 2. С. 1, 3.
456
Там же. С. 7–24. Там же, § 5–6; 10 // Там же. С. 3, 5 и др.
457
Флоровский. Пути русского богословия. Гл. V, 1; 3. С. 128, 130, 137.
458
De la theologie Orthodoxe Roumaine. С. 5, 97.
459
Литературу о нем. см. в ИАБ (по именному указателю). — Ред.
460
L’?glise Orthodoxe Roumaine. С. 7–8. По 2 изд. с. 11.
461
См. выше, с. 122. — Ред.
462
De la theologie Orthodoxe Roumaine. C. 68–69.
463
Там же. С. 30, 69.
464
Там же. С. 86–87.
465
L’Eglise Orthodoxe Roumaine. С. 7. По 2 изд. с. 11. Оригинальные написания последних имен: Neagoe Bassarabe, Constantin Brincoveanu.) См. также: Iorga. Relations entre Serbes et Roumains. C. 6–8.
466
ПЭ XI, 695–697. Масон, член ложи «Общество Грабянки» («Общество людей нового Израиля/Народ Божий») (Серков. Русское масонство. С. 250, 1051). — Ред.
467
Филарет. Обзор русской духовной литературы. С. 445–451; РБС XXII, 206–209. — Ред.
468
А. С. Шишков был адмиралом, министром народного просвещения, президентом Российской академии, однако княжеского титула не имел. См. о нем: РБС XXIV, 316–320. Кратковременное увлечение А. С. Шишкова масонством ограничилось почетным членством в ложе Нептуна в Кронштадте в 1780–1781 гг. во время службы на флоте (Серков. Русское масонство. С. 899–900, 950). — Ред.
469
«Одну св. Библию имею и оную читаю» // Флоровский. Пути русского богословия. Гл. V, 6. С. 157. — Ред.
470
Флоровский. Пути русского богословия. Гл. V, 5–6. С. 150, 156–158.
471
Литература (не исчерпывающая): Библиографический указатель опубликованных трудов святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, и литературы о нем. М., 2005. Сведения о масонстве свт. Филарета (Серков. Русское масонство. С. 833, ср. с. 1107: «возможно, посещал собрания ложи» «Умирающего сфинкса»; разрядка моя. — А. Д.), основанные на слухах, не доказаны, что следовало бы оговорить непосредственно в словарной статье в книге Серкова. — Ред.
472
Флоровский. Пути русского богословия. Гл. V, 7. С. 166, 170.
473
Там же. С. 172–173.
474
Там же. Гл. V, 8. С. 177–178.
475
Там же. С. 178.
476
Там же. С. 178–180.
477
Там же. С. 181–182. Наиболее значительным произведением этого выдающегося богослова и проповедника являются «Слова и речи». Особое значение представляют размышления Филарета о тайне Креста и Искупления.
478
Флоровский. Пути русского богословия. С. 182. — Ред.
479
О нем см.: Филарет. Обзор русской духовной литературы. С. 469–471; Филимонов Д. Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архим. Макария. М., 1888; Иннокентий (Ястребов). Архим. Макарий — основатель Алтайской духовной миссии. СПб., 1892; Комаров ?. П. Архим. Макарий, первый алтайский миссионер. 2М., 1892; Макаревский М. И. Жизнеописание архимандрита Макария (Михаила Глухарева), основателя Алтайской миссии. СПб., 1892; Тихомиров Б. А. Перевод Ветхого Завета архимандрита Макария (Глухарева) среди русских переводов первой половины XIX столетия // Церковный вестник 2003, № 10 и 11. Письма архим. Макария издавались в Томске (1903) и Казани (1905). Посещал собрания московского масонского «теоретического круга» (Серков. Русское масонство. С. 244, 1032). — Ред.
480
Флоровский. Пути русского богословия. Гл. V, 9. С. 189–191.
481
Русские писатели–богословы. Вып. 2. С. 161–166; РБС XIII, 103–109. — Ред.
482
Флоровский. Пути русского богословия. Гл. V, 10. С. 194–196.
483
Афанасий (Дроздов), архиеп. Астраханский и Енотаевский (1800–1876). См. о нем: ПЭ III, 712–713. — Ред.
484
Флоровский. Пути русского богословия. Гл. V, 12. С. 232.
485
Там же. Гл. VII, 4. С. 351.
486
Русские писатели–богословы. Вып. 2. С. 195–212; ИАБ IX, 673–794 (и по именному указателю). Годы жизни: 1815–1894. — Ред.
487
Флоровский. Пути русского богословия. С. 352. — Ред.
488
Позиция еп. Феофана была выражена в статье «По поводу издания Священных книг Ветхого Завета в русском переводе» в «Душеполезном чтении» (1875. Ч. 3. № 11. С. 342–352, и отд.). Ответом послужила публикация П. Горского—Платонова (Несколько слов о статье преосвященного епископа Феофана… // Православное обозрение. 1875. Т. 3. № И. С. 505–540), затем последовали ответные работы еп. Феофана в «Душеполезном чтении» (1876. № 5 и 9) и «Церковном вестнике» (1876. № 19 и 23), отраженные также в отдельных публикациях «О нашем долге держаться перевода LXX толковников» (М., 1876. 19 с.) и «Об употреблении нового перевода Ветхозаветных Писаний» (М„ 1876. 8 с., из ДЧ), и реплика П. Горского—Платонова (О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг Ветхого Завета // Православное обозрение. 1877. Т. 1. С. 69–104, 260–284). — Ред.
489
Его толкование псалма 118 имело несколько переизданий. Последнее издание в Jordanville в 1976 году и новые репринты и переиздания с 1990–х гг..
490
Феофан Затворник. Псалом 118. С. 5.
491
Флоровский. Пути русского богословия. Гл. VII, 8. С. 399.
492
Библиография творений и исследований: Игнатий Брянчанинов. ПСС. Т. 4. С. 644–776; ИАБ IX, 608–672. Годы жизни: 1807–1867. — Ред.
493
См.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. Т. 2. Jordanville, 1966. С. 4. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. С. 8.
494
Там же. С. 31. Там же. С. 39–40.
495
Там же. С. 103–109. Там же. С. 128–136.
496
Там же. С. 261–264. Там же. С. 322–327.
497
Там же. С. 104. Там же. С. 129.
498
Там же. С. 106–107, 261. Там же. С. 131, 322.
499
Выдающимся библеистом этого периода был А. А. Олесницкий (1842–1907) Русские писатели–богословы. Вып. 2. С. 155–159. Больше всего его интересовала история библейской литературы и поэзии. (См., например, его работы о Книге Притчей, о Песне Песней, о рифмах и размерах библейской поэзии, о древнееврейской музыке. Он вел исследовательскую работу также в Палестине. Плодом этих исследований является его обширный труд «Ветхозаветный храм в Иерусалиме». СПб., 1899.) Олесницкий был профессором Киевской духовной академии. Из петербургских библеистов следует назвать свящ. ?. П. Вишнякова ПЭ VIII, 612–613 и Ф. Г. Елеонского Русские писатели–богословы. Вып. 2. С. 97–101. Русские библеисты этого периода широко пользовались переводом «Введения» Кейля. Представители ортодоксального протестантизма, такие как Э. В. Генгстенберг ПЭ X, 571 и Хеферик, многих привлекали своим мессианским или «христологическим» толкованием Ветхого Завета. Это была определенного рода философия истории как подготовки к Евангелию, которая временами превращалась в смесь протестантской ортодоксии и средневекового иудаизма. Из русских библеистов необходимо назвать также имена А. И. Сперанского, занимавшегося проблематикой Ветхого Завета (в трех отдельных исследованиях «Краткий исторический очерк судьбы неканонических книг Ветхого Завета»; «Свидетельства новозаветных священных писателей о неканонических книгах Ветхого Завета и значение их на основании этих свидетельств» он детально изучал проблематику неканонических книг, их судьбу, новозаветные свидетельства о них, а также свидетельства древней Церкви; его работы были напечатаны в журнале ХЧ за 1881 и 1882 годы); И. С. Якимова Русские писатели–богословы. Вып. 2. С. 235–238 («Толкование на Книгу св. пророка Исаии» в ХЧ и отдельное издание СПб., 1883; «Ветхозаветные Священные книги и вавилоно–ассирийские памятники клинообразного письма: Актовая речь» // ХЧ. 1884. Т. I, II Т. 1. № 3–4. С. 532–552; «Где находился земной рай: По поводу сочинения Fr. Delitsch» // ХЧ. 1882. Т. И); А. П. Лопухин известен по его капитальному труду, посвященному библейской археологии «Библейская история при свете новейших исследований и открытий». Т. 1–5. СПб., 1913–1915; Ф. Г. Елеонский см. выше напечатал в ХЧ (за 1881, 1883, 1884 годы) ряд работ по библейской египтологии. М. Малицкий написал исследование «Собственные имена древних евреев и их религиозное значение» (ХЧ за 1882 и 1883 годы); И. Орфанитский — «Пророчество Исаии о страданиях и прославлении Раба Иеговы» (ХЧ. 1881. Т. II); А. И. Глориантов — «Шестоднев и потоп» (ХЧ. 1883. Т. II) и целый ряд других работ в том же журнале. В этот период пробуждается интерес к проблемам библейской критики и критических школ (диссертация архимандрита еп. Рижского Филарета (Филаретова) «Происхождение Книги Иова» (Киев, 1872), написанная на основе еврейского текста; Книгу Иова автор рассматривает больше как литературный памятник, что и было причиной запрета защиты диссертации). Наиболее характерным примером историко–критического подхода к Ветхому Завету в начале XX века была работа П. А. Юнгерова «Общее введение в Священные ветхозаветные книги». Непосредственно до этого была напечатана работа Ф. Г. Вигуру ПЭ VIII, 118–119 «Руководство к чтению и изучению Библии» (Т. 1. М., 1897; Т. 2. М., 1899; Т. 1–2. 21916). П. А. Юнгеров перевел с греческого на русский: пророков, Притчи, Бытие, неканонические книги. По–видимому, эта неточная информация заимствована автором из кн.: Глубоковский. Русская богословская наука. С. 49. На самом деле Юнгеров перевел не неканонические книги, а пророческие и учительные, и начал перевод исторических книг (а именно Книгу Бытия; перевод последних глав, видимо, не опубликован). Издательским Советом РПЦ недавно предпринято переиздание всех переводов П. А.