живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем». Это пророчество, которое почти идентично описанию маленького рога из 7 главы книги Даниила, несомненно указывает на папство.
И пророк говорит: «Видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена». И еще: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом». В 1798 году папа был взят в плен французской армией; папская власть получила смертельную рану. И исполнилось пророчество: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен».
Далее пророк представляет другой символ. Он говорит: «Увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим» (Откровение 13:11). Как вид этого зверя, так и образ его появления, указывают на то, что изображаемый им народ отличается от тех, что представлены прежними символами. Великие царства, управляющие миром, были представлены пророку Даниилу в виде хищных зверей, которые поднялись в то время, когда «четыре ветра небесных боролись на великом море» (Даниил 7:2). В 17 главе Откровения ангел объяснил, что воды есть «люди и народы, и племена и языки» (Откровение 17:15). Ветры являются символами войн. Четыре ветра небесных, борющихся на великом море, изображают ужасные картины завоеваний и революций, посредством которых царства достигали власти.
Но зверя с агнчими рогами пророк видел как «выходящего из земли». Вместо того, чтобы упрочиться путем низвержения других властей, изображенная здесь нация должна появиться на не занятой еще никаким государством мира территории и развиваться постепенно и мирно. Следовательно, она не могла возникнуть среди теснящихся и борющихся между собой народов Старого Света — этого бушующего моря «людей и народов, и племен и языков». Мы должны искать ее в Новом Свете.
АМЕРИКА В ПРОРОЧЕСТВЕ
Какая нация в 1798 году начала укрепляться и возвышаться в новой части света, привлекая к себе внимание мира? Применение этого символа не допускает никакого сомнения. Один народ, только один, соответствует данным пророчества; оно несомненно указывает на Соединенные Штаты Америки. Вновь и вновь эта мысль, а иногда и почти буквальные слова пророка несознательно использовались историками и ораторами при описании развития и роста этой нации. Зверь был виден «выходящим из земли», и, согласно переводам, слово, переведенное здесь как «выходить», буквально означает «распускаться или вырастать, как растение». И, как мы уже видели, эта нация должна возникнуть на незанятой еще никаким государством мира территории. Одни из выдающихся писателей, описывающий развитие Соединенных Штатов, говорит о «тайне» их расцвета из «пустоты» и добавляет: «Как безмолвное семя мы выросли и стали государством» (G. A. Townsend, The New World Compared With the Old, стр. 462). Один европейский журнал в 1850 году говорил о Соединенных Штатах, как о чудесном государстве, которое «появилось» и «среди безмолвия земли ежедневно умножает свою мощь и свою гордость» (The Dublin Nation).
«Он имел два рога, подобные агнчим». Агнцеподобные рога указывают на молодость, невинность и кротость и соответствуют характеру Соединенных Штатов в то время, когда пророк видел эту страну «выходящей», т.е. в 1798 году. Ссыльные христиане, первыми бежавшие в Америку искать убежища от королевских притеснений и нетерпимости духовенства, решили учредить такое правление, в основу которого легли бы фундаментальные принципы гражданской и религиозной свободы. Их взгляды нашли свое отражение в Декларации Независимости, которая выдвинула великую истину о том, что «все люди сотворены равными» и наделены неотъемлемым правом на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Конституция гарантировала народу право на самоуправление тем, что избранные посредством всеобщего права голоса представители должны были издавать и проводить в жизнь законы. Равным образом была предоставлена свобода вероисповедания, позволяющая каждому поклоняться Богу соответственно своему личному убеждению. Республиканство и Протестантизм стали фундаментальными принципами этого народа, в которых и заключается тайна его мощи и процветания. Угнетенные и попранные во всем христианском мире с интересом и надеждой обратили свой взор к этой стране. Миллионы устремились к ее берегам, и Соединенные Штаты заняли место среди могущественнейших государств земли.
РАЗИТЕЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ…
Но зверь с агнчими рогами «говорил как дракон. Он действует пред ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; …говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив». (Откровение 13:11-14).
Рога, подобные агнчим, и голос дракона указывают на резкое противоречие между заявлениями и практическими действиями представленной здесь нации. «Говорение» этой нации означает действия ее законодательных судебных ведомств. Посредством, что она будет говорить «как дракон» и действовать «со всею властью первого зверя», ясно предсказывает развитие духа нетерпимости и преследования, проявленного теми государствами, которые символизированы драконом и зверем, подобным барсу. И утверждение, что зверь с двумя рогами «заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю», показывает, что эта нация употребит свою власть, чтобы силой добиться повиновения, обеспечивающего почтение к папству.
Такие действия будут идти вразрез с принципами правления этого государства, с характером его свободолюбивых законов, с прямыми и торжественными заявлениями Декларации Независимости и Конституции. Основатели нации благоразумно стремились к тому, чтобы уберечься от применения церковью государственной власти с его неизбежными последствиями — религиозной нетерпимостью и преследованием. Конституцией предусмотрено, что «конгресс не должен издавать никаких законов, требующих исповедания государственной религии, или, которые вообще были бы против религиозной свободы», и что «религия в Соединенных Штатах никогда не должна быть условием, дающим право на какую-либо ответственную общественную должность». Только в случае самого вопиющего нарушения этих принципов, защищающих национальную свободу, гражданская власть может навязать людям тот или иной религиозный обряд. Однако такие действия не более непоследовательны, чем это представлено в символе. Это зверь с агнцеподобными рогами, который, будучи в своих заявлениях чист, кроток и безвреден, говорит, как дракон.
«Говоря живущим на земле, чтобы (они) сделали образ зверя». Второй зверь с агнчими рогами призывает живущих на земле «поклониться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела» (Откровение 13:12), только отличие от средневековья, когда светская власть подчиняла Риму весь мир, здесь такое: зверь предлагает сделать людям свою форму служения, общую для всех, которая бы являлась подобием идей и принципов папства — «образ зверя».
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЦЕРКВИ С ГОСУДАРСТВОМ
Когда ранняя церковь отступила, отклонившись от простоты Евангелия и приняв языческие обычаи и обряды, она лишилась Духа и силы Божией, и для того. чтобы господствовать над совестью народа, она начала искать поддержки у государственной власти. И в результате сформировалось папство — церковь, которая контролировала государственную власть и использовала ее для содействия своим собственным целям, особенно для расправы с «ересью». Для того, чтобы Соединенные Штаты могли сделать образ зверя, церковная власть должна настолько взять под контроль гражданскую власть, чтобы она также могла использовать ее для достижения своих собственных целей.
Во всех случаях, когда только церковь приобретала светскую власть, она использовала ее для того, чтобы наказывать тех, кто отклоняется от ее учений. Протестантские церкви, которые пошли по следам Рима, заключив союз со светскими властями, проявили такую же страсть к ограничению свободы совести. Мы это видим на примере англиканской церкви, которая продолжительное время преследовала диссентеров. В течение XVI и XVII столетий тысячи нонконформистских проповедников вынуждены были оставить свои церкви, и многие, как проповедники, так и рядовые члены, облагались штрафом и были заключены в темницы, отданы на пытки и мученическую смерть.
Отступление церкви привело ее к тому, что она начала искать поддержки у государственной власти, и таким образом был приготовлен путь для развития папства-зверя. Павел сказал: «Придет прежде отступление и откроется человек греха» (2 Послание к Фессалоникийцам 2:3). Следовательно, отступление в церкви приготовит путь для создания образа зверя.
Сатана будет действовать «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением». И все, кто «не приняли любви истины для своего спасения», будут предоставлены сами себе, чтобы принять «действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Послание к Фессалоникийцам 2:9-11).
Многие считают, что большое несходство верований в протестантских церквах является решающим доказательством того, что никогда не может быть предпринято никаких принудительных мер для достижения единообразия веры. И все же, уже в течение целого ряда лет в протестантских церквах существует сильное, всевозрастающее стремление в пользу объединения, основывающегося на общих пунктах учения. Для достижения такого единства необходимо будет избегать обсуждения вопросов, по которым нет всеобщего согласия, какими бы важными с библейской точки зрения они ни были.
Когда ведущие церкви Соединенных Штатов объединяться в общих для них пунктах учения и окажут со своей стороны определенное влияние на государство для навязывания своих постановлений и поддержки своих учреждений, тогда протестантская Америка сделает образ католической иерархии, и неизбежным следствием будет применение гражданского наказания по отношению к инаковерующим.
Зверь с двумя рогами «сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откровение 13:16,17). Предостережение третьего ангела гласит: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией» (Откровение 14:9,10). «Зверь», о котором говорится в этой вести, — это первый барсоподобный зверь из 13 главы Откровения, т.е. папство. «Образ зверя» представляет собой ту форму отступившего протестантизма, которая разовьется, когда протестантские церкви обратятся за помощью к государственной власти, чтобы принудить народ подчиниться их учению. Остается еще установить значение «начертания зверя».
После предостережения от поклонения зверю и образу его пророчество говорит: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру (в) Иисуса» (Откровение 14:12). Так как здесь проводится граница между теми, которые соблюдают заповеди Божии, и теми, которые поклоняются зверю и образу его и принимают начертание его, следовательно, соблюдение заповедей Божиих одной стороной и нарушение их другой стороной будет представлять разницу между поклоняющимися Богу и теми, которые поклоняются зверю.
Особенным признаком зверя, а значит, и образа его, является нарушение заповедей Божиих. Даниил так говорит о маленьком роге, т.е. о папстве: «…праздничные времена и закон» (Даниил 7:25). Апостол Павел называет эту же власть «человеком греха», который превознесет себя над Богом. Одно пророчество дополняет другое. Только изменением закона Божия папство могло поставить себя выше Бога;