где она совершалась, с пением именно этого псалма.
17-я кафизма мирянами читается так же, как и всякая другая.
Стихи кафизмы: 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88 — читаются с припевом: «Помяни, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)».
Окончательные стихи первой половины кафизмы (92, 93): «Если б не закон Твой утешением моим был, погиб бы я в бедствии моем, вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня» — поются трижды. После, снова повторяется припев.
Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи: 94, 107, 114, 121, 131, 132, 133, 142, 153, 159, 163, 170 — читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)». В заключении трижды поются конечные стихи псалма (175, 176): «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего; ибо я заповедей Твоих не забыл»; и повторить снова припев с прошением упокоить душу усопшего.
После «Славы…» читается молитвенное прошение.
После кафизмы читаются положенные тропари, а за ними псалом 50-й, тропари непорочны, или тропари за упокой, с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим».
Когда 17-я кафизма читается в церкви, во время панихиды, она разделяется на две половины (статии), и читается несколько иначе.
Отпевание и погребение
«Скончавшуюся кому от православных, абие призывают сродницы его священника, иже пришел в дом, в нем же мощи усопшего лежат, и возложив епитрахиль, и вложив фимиам в кадильницу, кадит тело мертвого, и предстоящих, и начинает обычно: Благословен Бог наш…» (Как видно из этих слов, Отпевание предворяется заупокойной литией, совершаемой в доме, где жил покойник),
Так начинается в священническом Требнике «Последование мертвенное мирских тел», или «Последование погребения мирских человек». После священнического возгласа читаются обычные молитвы с «Трисвятого» по «Отче наш», затем поются тропари. Их тексты мы приводим здесь не в церковно-славянском, а в современном русском переводе с греческого; «Спаситель! Упокой душу раба Твоего с духами праведников, достигших совершенства, храня ее в блаженной у Тебя жизни, Человеколюбец!
В месте упокоение Твоем, Господи, где вся святые Твои находят покой, упокой и душу раба Твоего: ибо Ты — Единый Человеколюбец.
(Слава:) Ты — Бог, сошедший в ад и прекративший страдания узников. Ты Сам и душу раба Твоего упокой!
(И ныне:) Едина чистая и непорочная Дева, Бога без семени родившая, молись о спасении души его».
После тропарей звучит ектения (диаконовские возгласы и отвечающее им пение хора) и священническая молитва «Боже духов и всякой плоти», испрашивающая прощение грехов усопшему («ибо нет человека, который жив будет, и не согрешит») и упокоение души его «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне», там, где нет «болезни, печали и воздыхания». После этой молитвы гроб с телом выносят из дома и с пением «Святый Боже», (а не под душераздирающий стон медных труб, исполняющих обязанности языческих плакальщиц) несут в храм.
В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви ногами к алтарю, а головой к выходу, и по четырем сторонам гроба зажигают светильники. Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят; но несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», созданным по образу и подобию Божиему, а потом Св. Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царствия Небесного.
Заканчивается отпевание тем, что после пения «Вечной памяти» гроб выносят из церкви.
На кладбище у могилы родные и знакомые дают умершему последнее целование, прощаются с ним, после чего тело закрывается саваном или простыней и священник посыпает его крестообразно землей, со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и во вcu живущие на ней» (Пс. 23:1).
Последнее целование, или, другими словами, прощание с умершим совершается при пении следующих стихир (молитв): «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершим благодаряще Бога…»
Родные и друзья покойного обходят гроб с телом и с поклоном просят у усопшего прощения за невольные обиды, после чего в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело закрывается саваном или простыней и священник посыпает его крестообразно освященной землею (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23:1), и сыплет пепел из кадила, если умерший соборовался перед смертию, на него также выливается масло оставшееся после соборования.
Под пение тропарей «Со духи праведных» (это именно те тропари, русский перевод которых мы приводили ниже) гроб заколачивается, после чего уже не открывается.
Заканчивается отпевание тем, что после пения «Вечной памяти» гроб выносят из церкви.
Раньше гроб заколачивался после отпевания в храме. В наше время, как правило, последнее целование и все следующие за ним происходит на кладбище, непосредственно рядом с могилой. В этом случае, под пение того же тропаря «со духи праведных», гроб опускается в могилу, лицом к востоку; при этом совершается краткая заупокойная лития.
Литию в требнике указано совершать перед выносом покойника из дома в церковь. Так же она всегда служится, пока покойник еще лежит в доме и по возвращении родных в дом после погребения усопшего. Служится лития и на Литургии, где является ее составной частью.
Все провожающие умершего перед засыпанием могилы бросают в нее по комку земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19).
На могиле христианина ставится св. Крест, как символ победы Христовой над смертью и адом, как величественное и многолиственное дерево, под тенью которого покоится Христианин, как путник после долговременного странствования. Крест, как правило, ставится восьмиконечный, обязательно правильной формы. Устанавливается он в ногах покойного.
Заочное отпевание
Заочное отпевание церковными канонами запрещено. Но если по какой-то причине нет возможности совершить отпевание тела в храме, совершается заочное отпевание покойного.
Родственники умершего должны заказать отпевание в одной из церквей. После совершения чина отпевания священником, родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола.
Уже дома умершему в правую руку вкладывается разрешительная молитва, а на лоб кладется венчик. После прощания с телом усопшего на кладбище его так же закрывают простыней, и как в церкви, крестообразно (от головы к ногам, с правого плеча на левое, — чтобы получился крест правильной формы) посыпают освященной землей. Покойник в гробу опускается головой на восток, ногами на запад.
О православном обычае поминовения усопших в третий, девятый, сороковой дни, а также в годовщину смерти
Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее будущее воскресение умерших, Страшный Суд, Православная Церковь не оставляет своих умерших чад без молитвы, особенно в первые дни после их смерти. Она молится за них в третий, девятый, сороковой дни после их смерти. Такое поминовение называется частным.
В третий день по смерти усопшего Св. Церковь, воспоминая трехдневное воскресение Иисуса Христа, молит Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни.
По апостольскому преданию, поминовение в третий день совершается потому, что умерший был крещен во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Бога единого в Троице.
Поминовение в третий день, согласно св. Макарию Великому, имеет так же значение, касающееся загробной жизни. Св. Ангел, сопровождавший Макария Александрийского в пустыне, так объяснил ему значение церковного поминовения в третий день:
«Когда в третий день бывает в церкви поминовение (о душе усопшего), тогда душа почившего христианина получает от стерегущего ангела облегчение в скорби, которую чувствуют от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжении первых двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса, для поклонению Богу всяческих».
В девятый день Св. Церковь молит Господа, чтобы Он сопричислил умершего к лику угодников Божиих, разделяемых, как и ангелы, на девять чинов.
Св. Макарий Великий по ангельскому откровению продолжает:
«После поклонения Богу в третий день, полагается показать душе различные приятные обители Святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в продолжении последующих шести дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то, при виде наслаждений Святых, Она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» На девятый день со дня кончины душа опять возносится ангелами на поклонение Богу».
В сороковой день совершается молитва о том, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и умершего.
Свят. Макарий говорит о поминовении усопшего в сороковой день следующее:
«После вторичного поклонения, Владыко всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых (грешных людей), в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».
Желательно, чтобы поминовение умершего, по усердию и вере его родственников совершалось ежедневно, в течении всех сорока дней после смерти близкого, с поминовением умершего на Божественной Литургии и служением панихиды. Ежедневное поминовение усопшего на Божественной Литургии в течении первых сорока дней называется сорокоустом. Сорокоуст можно заказать в ближайшем к вам храме.
Если смерть человека наступает во время Великого Поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресенья — обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого Поста не заказывается, т.к. в это время Божественная Литургия каждый день не служится.
Если дни поминовения приходятся на Пасхальную неделю (первая неделя после Пасхи), то уже не служатся панихиды, потому что Пасха являет собой всеобьемлющую радость верующих о Воскресении Спасителя нашего