самого св. Василия Великого выразился так: «Писания Василия — редкость и не уступают никаким памятникам, кроме Нового Завета, который написан под руководством Духа Божия».
3. Различие между отцами Церкви.
— Церковные писатели и учители.
Есть разница — в отношении духовных дарований -и между самими отцами: звезда бо от звезды разнствует во славе (I Кор. 15, 41). Древние же учителя, в которых история не отличила никаких особенных добродетелей и чьи писания не показывают близости ума их к уму Христову (1 Кор. 2, 16), по справедливости должны быть названы только церковными писателями, но не отцами Церкви. Самые выдающиеся из них именуются церковными учителями (как, например, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан и др.). Есть еще лица, которые хотя и не прославлены Церковью в числе святых, но пользуются от нее уважением за свою высокую образованность и подвижническую жизнь. Их называют знаменитейшими учителями Церкви, иначе — блаженными отцами или учителями и поставляют вслед за святыми отцами. Таковы, например, патриарх Фотий, Феофилакт Болгарский, Марк Ефесский.
Титул «учитель» дает иногда Церковь и святым отцам и даже прославленнейшим, но в исключительных случаях, в качестве похвального наименования, например святым Мефодию и Кириллу, просветителям славян, и в особенности святым Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, которых Церковь именует «вселенскими великими учителями».
Еще замечание. Все отцы, к какому бы веку ни принадлежали, имеют одного и того же Св. Духа, Который в Церкви пребывает во век (Ин. 14, 16). «Время, — говорит св. Афанасий Великий, — не делает никакого различия между нашими учителями; древнейшие не важнее позднейших: все равно они отцы». Период отцов, следовательно, не кончается ни в VI, ни в XIII, ни в XX столетии, а пребудет до скончания века.
4. Мужи апостольские
Кто такие «мужи апостольские»? Это слушатели и ученики святых апостолов. Они разделяли труды последних по благовестию. Они учились истинам благочестия непосредственно у апостолов же, хотя авторитет Писания и для них был обязателен (1 Тим. 4, 13; 2 Тим. 3, 15). Они в изобилии имели дары Св. Духа, Который пребывал в них. Впрочем, не в такой степени, как в апостолах, действовала в них благодать. «Ни мне, ни другому, подобно мне, — смиренно сознавался никто иной, как любимый ученик св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова св. Поликарп, -нельзя достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который… ревностно и твердо преподавал слово истины»*. (* Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 360. (Репринтное издание с дополнениями: Рига, 1992.) — Прим, составителя)
Патристика: история жизни и писаний
святых отцов и учителей Церкви
Для исторического учения об отцах Церкви я выбрал старинное название патристики, вместо нынешнего — патрология. Как известно, под последней разумеется целая наука и такое систематическое изложение святоотеческих учений, в которых прослеживается их внутренняя преемственность. Но труд этот, со времени Филарета, архиепископа Черниговского, ждет еще своего исследователя. Моя задача очень скромная: дать православному читателю необходимые сведения в виде кратеньких заметок о святоотеческих творениях и их авторах, поскольку это нужно для сознательного усвоения христианства и возникновения чувства благоговейной признательности и неоплатной любви к своей Матери-Церкви. Благодаря трудам святых отцов и Божьей помощи Церковь есть то, что есть. Моя цель, главным образом, назидательная, а не научная. Этим объясняется как то, что из житий святых — при конспективном изложении сведений об их творениях — выбраны такие подробности (вплоть до чудесного характера), которых избегал в своей патрологии даже и благочестивый архиеп. Филарет, так и то, что всякие сухие и теоретические рассуждения отвлеченно богословского характера, столь необходимые в прагматической истории Церкви и патрологической литературе, мною выпущены.
Отсюда придется, конечно, понести мне упрек за несколько механическое построение учений отдельных святых отцов, предвидя который я и озаглавил данный раздел — патристикой. Этот термин, происшедший из старинной theologia patristica, то есть той части догматики, которая ведала историей догматов и показывала, как они отразились в учении известных отцов, как раз не имел целостного содержания и, прилагаясь к изложениям святоотеческих учений, ставил себе целью объединить их между собою внутренним преемством.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД: I — НАЧАЛО IV ВЕКА.
— ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
I. Мужи апостольские
«Учение 12-ти апостолов» (??????) (I век)
Св. апостол Варнава + ок. 76 г.
Св. Дионисий Ареопагит + 96 г.
Св. Ерм Тайнозритель + 100 г.
Св. Климент, папа Римский + 101 г.
Св. Игнатий Богоносец + 107 г.
См. Поликарп Смирнский + 166 г.
II. Апологеты
Св. мученик Иустин Философ + 166 г.
Мелитон Сардийский + 177 г.
Татиан + 180 г.
Афинагор + 180 г.
Св. Феофил Антиохийский + 181 г.
Ермий +189 г.
Минуций Феликс +210 г.
III. Полемисты Св. Ириней Лионский + 202 г.
IV. Родоначальники богословской науки
A. Учители Церкви
Тертуллиаи + 211 г.
Климент Александрийский + 217 г.
Ориген + 254 г.
B. Отцы Церкви
Св. Ипполит, папа Римский + 250 г.
Св. Киприан Карфагенский + 258 г.
Св. Дионисий Александрийский + 264 г. Св. Григорий Неокесарийский
Чудотворец + 270 г.
Св. Мефодий Патарский + 310 г.
Св. Петр Александрийский + 311 г.
V. Приложение: мученические акты
и первоначальные жития святых Акты св. муч. Перпетуи 202-203 гг.
Акты Прова, Тараха и Андроника 304 г.
Другие «Постановления св. апостолов» конец IV- начало V века
ВТОРОЙ ПЕРИОД: IV ВЕК — ЗОЛОТОЙ ВЕК БОГОСЛОВСКОЙ И АСКЕТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ
I. Аскеты
Св. Пахомий Великий + 348 г.
Св. Антоний Великий + 356 г.
Св. Ефрем Сирин + 372 г.
Св. Макарий Египетский (Великий) + 390 г.
II. Догматисты
Св. Афанасий Великий + 373 г.
Св. Василий Великий + 379 г.
Св. Кирилл Иерусалимский + 386 г.
Св. Григорий Богослов + 389 г.
Св. Григорий Нисский + 394 г.
Св. Амфилохий Иконийский + 395 г.
Св. Амвросий Медиоланский + 397 г.
III. Историки. — Полемисты. — Экзегеты
Евсевий Кесарийский + 340 г.
Руфин + 410 г.
Св. Епифаний Кипрский + 402 г.
Св. Иоанн Златоуст + 407 г.
Блаж. Иероним Стридонский + 419 г.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД: IV — КОНЕЦ X СТОЛЕТИЯ -НОВОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. Ученики и продолжатели дела отцов четвертого столетия.
Догматисты. — Экзегеты. — Аскеты. — Историки. — Контроверсисты (состязатели). — Песнопевцы…
I. Отцы Восточной и Западной Церкви
Блаж. Августин +430 г.
Св. Исихий Иерусалимский +432 г.
Св. Иоанн Кассиан Римлянин +435 г.
Св. Исидор Пелусиот +436 г.
Св. Кирилл Александрийский +444 г.
Св. Прокл Константинопольский +446 г.
Св. Арсений Великий +448 г.
Св. Нил Синайский +450 г.
Блаж Феодорит Киррский +457 г.
Блаж. Диадох, епископ Фотики +вторая пол. V в.
Св. Роман Сладкопевец +510 г.
Св. Венедикт Нурсийский +543 г.
Св. Савва Освященный +532 г.
Св. Иоанн Лествичник +563 г.
Св. Варсонофий Великий +563 г.
и св. Иоанн Пророк +VI в.
Авва Фалласий +600 г.
Св. Григорий Двоеслов, папа Римский +604 г.
Авва Дорофей + 620 г.
Блаж. Иоанн Мосх +633 г.
Св. Софроний, патриарх
Иерусалимский +641г.
Св. Исаак Сирин +середина VII в.
Св. Максим Исповедник +662 г.
Св. Анастасий Синаит +686 г.
Блаж. Андрей Критский +712 г.
Св. Иоанн Дамаскин +777 г.
Св. Феодор Студит +826 г.
Блаж. Феостирикт +830 г.
Св. Феодор Начертанный +843 г.
Св. Феодор Эдесский +848 г.
Св. Иосиф Песнописец +883 г.
Св. Симеон, Новый Богослов +1032 г.
Блаж. Феофилакт Болгарский +1085 г.
Св. Петр Дамаскин +1157 г.
Св. Григорий Синаит +1310 г.
Св. Никифор Уединенник +1340 г.
Св. Григорий Палама +1360 г.
-161-
II. Отцы Русской Церкви
Св. Нил Сорский + 1508 г.
Преп. Иосиф Волоколамский + 1515 г.
Св. Дмитрий Ростовский +1709 г.
Св. Иоанн Тобольский + 1715 г.
Св. Тихон Задонский +1783 г.
Отдел ??. О предметах религиозного познания.
§ 1. О Боге Едином в Самом Себе и троичном в лицах
С малых лет ребенок уже интересуется: «Кто такой Бог? Откуда Он? Кто Его создал?» Но на эти вопросы прямо ответить нельзя. Все, что будет сказано о Боге дальше, относится не к существу Его и природе, а к тому, что «около» них, то есть к свойствам существа Божия, «что не показывает сущности, но отношение Лиц между собою и образ бытия»1.
I. Непостижимость Божественной природы. «Добровольно сознаю ничтожность естества своего и не хочу входить в исследование о моем Создателе, потому что страшен Непостижимый по естеству». Это сказал величайший из христианских подвижников — тот, который некогда взывал на молитве к Богу: «Ослаби мне ножны благодати Твоея», — св. Ефрем Сирин2. Так смирялись и страшились рассуждать о Боге те, кто имел в себе Духа Святого3.
Ибо действительно, что есть Бог по Своему Существу, каков Он по виду, в каком месте живет, как и в чем заключается единение Божественных Лиц, — этого не только люди не могли и не смогут никогда охватить умом, но и сами премирные силы, ангелы, не в состоянии постигнуть. Священное Писание достаточно выясняет эту истину: Ин. 1, 18; Мф. 11, 27; 1 Кор. 2, 11. «Вседержитель! — восклицает один из друзей праведного Иова. — Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия» (Иов. 37, 23).
Правда, святые отцы на соборах и частным образом глубоко богословствовали о существе Божием, но и это, вызванное необходимостью обличения еретиков, богословие всегда ограничивалось изъяснением того, чем Бог не является, а не того, что служило бы к выявлению Божественного естества и к Его познанию.
Поэтому при определении Бога ими употребляются выражения всегда отрицательные, «выделяющие» Его из всего существующего, показывающие, что Бог ни в какой части не смешивается с ним и не причастен сему последнему, например: несозданный, безначальный, неисследимый, неприступный, невидимый, неизглаголанный, недомыслимый, непостижимый, беспредельный.
«И только это одно, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — беспредельность и непостижимость в Нем — постижимо. А что говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что около природы. Назовешь ли ты Его благим, или праведным, или мудрым, или чем бы то ни было другим, ты скажешь не о природе Бога, но о том, что около природы. Также некоторое, что о Боге говорится утвердительно, имеет значение превосходного отрицания; как, например, говоря о мраке в отношении к Богу4, мы разумеем не мрак, но то, что не есть свет, а выше света; и говоря о свете, разумеем то, что не есть мрак»5.
Итак, нет никакой возможности человеческому уму понять и охарактеризовать каким-либо именем то, что не есть что-либо из сущего, то есть Божество. И все Священное Писание всеми содержащимися в нем о Боге мыслями и речениями представляет только, что Бог есть (существует), а не то, что (такое) Он есть6.
II. Присвоение человеческих свойств Богу (антропоморфизмы). Из того, что Бог не может быть объят человеческим умом и мыслию, следует, что наш язык не в силах выразить Его свойств точно, но всегда должен говорить о них описательно.
Наш язык, как известно, всегда пользуется сравнениями, образами, символами и в ежедневном обиходе, по особенно в литературе, когда дело касается описания тонких и возвышеннейших чувств души или поэтических красот природы. Всякий раз, когда мы желаем как можно точнее