Скачать:TXTPDF
Основы искусства святости. Том 2. Епископ Варнава Беляев

и быт согласно показывают, что порок этот, действительно, свойствен скорее

женщинам легкого поведения (если не просто публичным), а никак не честным женам и девам строгих правил.

Приведу несколько примеров, расположив их в порядке возрастания описываемых ими гнусностей.

Уже у Гомера женщины в совершенстве обладают тайной «управлять глазами», и даже молоденькие девушки специализируются в этом.

В стихе

???? ? ??? ????? ? ???? ??????? ????????? ??????*(*«…прежде чем дочь не вернем мы отцу — быстроокую деву…» (Перевод Н. М. Минского. М., 1896.) — Прим, составителя.)

(Илиада I, 98)

слово ????????? означает «с подвижными, весело глядящими глазами»9, от глагола ?????? — «вертеть кругом, вращать, кружить, быстро двигать». Эти значения глагола хорошо говорят о том, в чем состояла неутомимая деятельность обладательницы таких глаз.

В нашем эпосе славились глаза «с поволокой», под которой разумеется плавное движение глаз из стороны в сторону, или «призывающее и нежно стремящееся движение взоров» (Буслаев). (Может быть, они заключают в себе и значение, содержащееся в греческом ?? ????? — об этом ниже; во всяком случае, это новая разновидность того же самого «искусства».)

Но особенно «грешными», «многообещающими» глазами, по признанию мирских знатоков этого дела (из поэтов и художников), являются таковые с ленивым, «томным», «затуманившимся» (от «знойной» страсти), «влажным» взором.

Торквато Тассо10 заметил это у своей возлюбленной Армиды:

Qual raggio in onda, le scintilla un riso

Negli umidi occhi tremulo e lascivo…

Stassi l’avaro sguardo in se raccolto,

e i tesori d’Amore e i suovi nasconde**.

(Глаза горят истомой наслажденья;

Так светлый луч в воде кристальной блещет…

Под веками опущенными взор,

Скупясь, дары любви и неги прячет. (Перевод В. С. Лихачева. СПб., 1910.)

«… как луч по волне, искрилась и трепетала роскошная улыбка в влажных очах ее». (Перевод Ф. Буслаева.) — Прим, составителя.)

То же самое подтверждают и классические скульпторы, придавая указанное выражение очам не кого иного, как богини этого искусства — Афродиты. Страстность в выражении влажных (?? ?????) глаз ее скульптор передает через несколько приподнятое нижнее веко. Подобные же глаза имеет и индийская богиня Срия (равно, как и вообще индийские прелестницы, например Дамаянти). За них ее называют «иаталочана», то есть имеющая продолговатые глаза. Филологический анализ дает, по-видимому, возможность прийти все к тем же, вышеуказанным, результатам. Ибо иата— причастие от глагола иам — то же, что у нас причастие ятый от глагола им-аю, ем-лю («хватаю»); лочана — «глаза», от глагола лоч — «видеть»11. Другими словами, речь идет о глазах, старающихся поймать своей госпоже как можно больше тех, кого ей надобно.

Наконец, если обратиться к специальной литературе, например к древней анакреонтической12, то такие выражения, как ????? ?????? — «влажный, томный взгляд», ???? ????????? ???? — «иметь томный взгляд, смотреть томными глазами» там попадаются довольно часто.

Аристотель и Полемон (в своем «Руководстве по физиогномике», II. 9, 1) согласно считают «бегающие» глаза и «томный» (?????), притом «вызывающий» (??????) взгляд признаками развратного человека. И Петроний — имя которого, несмотря на данный ему титул arbiter elegantiae*,(*законодатель изящества (лат.)) не заслуживало бы упоминания в этой книге13 — подчеркивает «oculorum mollis petulantia»** (**дерзость чувственных глаз (лат.))y таких субъектов.

Смехотворство, шутки, балагурство, болтовня

Господь Иисус сказал: Глаголю же вам, яко всяко слово праздное — слово, с делом несообразное, ложное, пустое, смехотворное, гнилое, бесстыдное, бесполезное, ненужное, — еже ащерекут человецы, воздадят о нем слово, то есть ответ, в день судный14 (Мф. 12, 36).

Поэтому и апостол предупреждает: Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено… (Кол. 4, 6).

Оно должно быть «не смешливо и шутливо, но разумно и назидательно»15. Как соль предохраняет пищу от гниения, так и эта назидательность и благоразумие должны застраховывать ваши слова от заразы греха.

И еще сказал апостол: Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших… и сквернословие, и буесловие, или кощуны… но паче благодарение (Еф. 4, 29; 5, 4).

«Сквернословие — ????????? — собственно срамотность — срамные приемы, взгляды, движения, одежда, все поведение срамотное, или распущенность, свидетельствующая о нечистоте и к ней соблазняющая. Но, конечно, преимущественное проявление этой срамотности есть срамословие — срамные речи, с которых и начинаются обычно срамные дела16. Буесловие — ???????? — глупые, безумные, пустые речи. Кощуны — ?????????? — страсть острить, шутить, смехотворить». «Не пристало нам так поступать, — стыдит епископ Феофан Затворник. — Обещали жить свято, со страхом Божиим со-девая свое спасение. Как могут быть уместны такие речи?!. Пусторечие и смехотворство стоят в прямой связи с похотью. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не произноси слов, ни шутливых, ни постыдных — и ты угасишь пламя, ибо слова ведут к делам». …Но паче благодарение, то есть да выражается в слове и да слышится. Вот чем должна быть полна беседа христиан!.. Из уст наших должно исходить преимущественно благодарение Богу Отцу и Господу нашему Иисусу Христу со Святым Духом за спасение, нам даруемое и действующее в нас, если не мешаем ему своим неразумием»17.

Действительно, слово — великая вещь. Его надо хранить. «Господствуй над языком, — сказал св. Антоний Великий, — и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста твои и узду на язык твой: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места во обители Святого Духа»18.

Небрежное обращение со словом показывает бедность содержания души. Уже по одним словам легко определить, что за человекдуховный ли, плотской ли, умный или глупый, рассудительный или только притворяющийся благочестивым. Впрочем, последнее различить не всякий может.

Слово — это тот главнейший и существеннейший признак, по которому устанавливается непреодолимая граница между человеком и скотом. Оно — о непостижимое таинство! — одно из имен Самого Бога, Второй Ипостаси Святой Троицы, Господа Иисуса Христа.

И после всего этого — христианин втаптывает его в грязь, поганит, короче говоря, со словом обращается «бессловесно» (употребляю последнее понятие в святоотеческо-церковном смысле)! В настоящее время можно, пожалуй, уже говорить о настоящей проституции словом как особом виде блуда через извращение цели и существа речи19, через пристрастие к нелепейшим «слововывертам», особенно срамного характера20; или — в самом невинном случае — можно говорить о расточении духовных сил и богатства чрез преступно легкомысленное обращение с этим божественным даром, роднящим нас с Самим Божеством и данным на святейшее и чистейшее употребление.

В качестве примера продолжу объяснение вышеуказанных апостольских слов*.(*«…пустословие и смехотворство не приличны вам» (Еф. 5, 4))

Начну со смехотворства. Пошутить, посмеяться, даже похохотать, как говорят, «здоровым смехом» у нас не считается зазорным. Но не так смотрели на это святые и Сам Господь, Которого плачущим видели часто, а смеющимся никогда.

Св. Антоний Великий, будучи спрошен, позволительно ли иногда смеяться, отвечал:

«-— Господь осуждает смеющихся. Восплачетеся и возрыдаете вы, — сказал Он Своим ученикам, — а мир возрадуется (Ин. 16, 20). Истинному монаху не должно смеяться, — должно плакать о тех, которые ругаются Богу, преступая Его закон, и о тех, которые проводят всю жизнь в творении грехов. Будем рыдать и плакать, непрестанно умоляя Бога, чтобы не попустил им пребыть в греховной жизни, чтобы не восхитила их смерть прежде, нежели они успеют принести покаяние»21.

А вот что говорит златословесный вития Церкви о нашем пристрастии к так называемым невинным шуткам:

«Что пользы сказать шутку? Только возбудишь ею смех. Скажи мне, сапожник возьмется ли за какое-нибудь дело, не принадлежащее к ремеслу его, или станет ли приобретать какой-нибудь ненадлежащий инструмент? Никакпотому что чего мы не употребляем, то ничего для нас не стоит. Пусть не будет ни одного слова праздного, так как от празднословия можно перейти к неприличному разговору. Теперь время не увеселения, но плача, скорбей и рыданий. А ты шутишь? Какой боец, вышедши на арену, оставляет борьбу с противником и произносит шутки? Близ тебя ди-авол ходит вокруг, рыкая, чтобы поглотить тебя, все воздвигает и все обращает на твою голову, замышляет, как бы выгнать тебя из твоего убежища, скрежещет зубами, воет, раздувает огонь против твоего спасения, — а ты сидишь и произносишь шутки, пустословишь и говоришь неприличные речи? Можешь ли ты успешно одолеть его? Мы забавляемся по-детски, возлюбленные! Хочешь узнать образ жизни святых? Послушай, что говорит Павел: три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас (Деян. 20, 31). Если же он употреблял такое попечение о милетянах и ефесянах, — не шутки говорил, а со слезами преподавал учение, — то что ты скажешь о других? Послушай, что он говорил и к коринфянам: от печали бо многия и туги сердца написах вам многими слезами (2 Кор. 2,4)… Послушай, что он говорит еще в другом месте, ежедневно, так сказать, желая переселиться из мира: ибо и мы, сущий в храмине, воздыхаем (5, 4). А ты смеешься и забавляешься? Время войны — а ты занимаешься тем, что свойственно плясунам?.. Шутишь и забавляешься, говоришь остроты, возбуждаешь смех и нисколько не думаешь о деле? Сколько от шуток происходит клятвопреступлений, сколько вреда, сколько сквернословия! Но, говорят, эти шутки не таковы. Однако, послушай, — апостол изгоняет всякие шутки… В теперешнее время вовсе не может быть места смеху, потому что это — время мipa. Послушай, что говорит Христос: мiр возрадуется, вы же печальна будете (Ин. 16, 20). Христос распялся на кресте из-за твоих злодеяний, а ты смеешься? Он потерпел заушения и столько пострадал из-за твоих бедствий и объявшей тебя бури, а ты веселишься? И разве не тем более ты этим Его раздражаешь? Но так как иным это дело кажется безразличным и таким, от которого трудно уберечься, то рассудим немного об этом и покажем, насколько велико это зло. Это дело диавола — нера-деть о безразличных поступках. И во-первых, если бы это и было безразлично, и в таком случае не должно этим пренебрегать, зная, что от этого происходит много зол, которые возрастают и часто оканчиваются любодеянием. А что это не безразлично, видно из следующего. Посмотрим, откуда этот порок происходит. Или лучше, посмотрим, каков должен быть святой. Он должен быть тихим, кротким, скорбящим, плачущим, сокрушенным. Следовательно, кто говорит шутки, тот не святой, и такой, будь он хотя и эллин, смешон. Это позволительно только играющим на

сцене. Где гнусность, там и шутки; где безвременный смех, там и остроты. Послушай, что говорит пророк: работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2, 11). Шутливость делает душу слабою, ленивою, вялою; она возбуждает часто ссоры и порождает войны… Играть комедии несвойственно христианину. Притом охотнику до шуток необходимо терпеть сильную вражду со стороны осмеиваемых им, присутствуют ли они при этом или

Скачать:TXTPDF

Основы искусства святости. Том 2. Епископ Варнава Беляев Христианство читать, Основы искусства святости. Том 2. Епископ Варнава Беляев Христианство читать бесплатно, Основы искусства святости. Том 2. Епископ Варнава Беляев Христианство читать онлайн