Скачать:TXTPDF
Основы искусства святости. Том 2. Епископ Варнава Беляев

нами только чисто теоретически, не затрагивает всего нашего существа и наших чувств, хотя они каждую минуту и находятся под гнетом последствий грехопадения.

А дело обстоит просто. Грех, живущий в нас, который мы не хотим выкинуть вон, но который всячески питаем и которым услаждаемся, несмотря на это, мстит за себя. И болезнь есть один из видов наказания за грехи. Никаких болезней с нами де приключалось бы, если бы мы не грешили. А если бы почему-либо и случилось с нами нечто подобное, то врачей звать не нужно было бы. Сам Бог бы нас исцелял непосредственно. Порукой в том Он Сам:

«И сказал Господь:

Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего

и делать угодное перед очами Его

и внимать заповедям Его,

…то не наведу на тебя ни одной из болезней,

…ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой,

????, ??????? , sanator».

(Исх. 15, 26.)

В Новом Завете Господь снова подтвердил это и указал ясно на зависимость между грехами и болезнями. Не греши — и не заболеешь: Мф. 9, 2 (= 9, 6); Ин. 5, 14. Некоторые свидетельства из святых отцов на сей счет будут приведены впоследствии75. Есть, понятно, и исключения из настоящего правила, но они не отменяют его76.

Итак, болезни — от грехов. Но грехи бывают разные, плотские и духовные. А духовные, в свою очередь, также имеют много подразделений: непослушание, нерадение, нечистые помыслы и прочее. Если человек сильно пьет и после наживает цирроз печени, то грех, за который он несет наказание от Бога в виде болезни, ясен. Также и обжорам любой доктор, не ошибаясь, предскажет хронические болезни желудка. Но грехи иных видов, вызвавшие болезнь, не могут быть так легко различаемы. Разобраться здесь в каждом отдельном случае может лишь человек духовный, точнее сказать духоносный. Одна и та же болезнь может случиться у одного человека за непочтение к родителям, у другого за воровство; и даже у одного и того же один раз — за один грех, в другой — за иной77.

Пример. Однажды к авве Амуну, знаменитому египетскому подвижнику78, принесли скованного цепями отрока, находившегося в бешенстве, которое открылось в нем от укушения бешеной собакой. От несносной боли отрок всего себя искусал до крови. Святой Амун, видя родителей его, пришедших просить о сыне, смиренно сказал им: «Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы? У вас в руках готова помощь. Вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров». Пораженные уликою, они с радостью исполнили, что было велено. И по молитве Амуна отрок стал здоров79.

Здесь мы видим, прежде всего, ближайшую причину болезни — укус мальчика бешеной собакой. Если бы родители в наше время обратились в этом случае к врачу, то он нашел бы у мальчика rabies canina либо «водобоязнь», смотря по тому как больше ему понравилось бы назвать, разъяснил бы (и то неуверенно), что возбудителем болезни являются особые тельца (negri) в центральной нервной системе (в Аннониевом рогу), и только. Отсюда понятны и меры лечения: прижигание щелочами или дымящейся азотной кислотой, прививки (пастеровские). А в общем — я уже за него скажу, — наука не знает действенных и спасительных средств от этой болезни.

Но на самом деле есть еще здесь другая, с виду сторонняя, но по существу более прямая причина — что даже, как будто, противоречит мирской логике — это грех родителей. О ней знали на основании Священного Писания (Исх. 20, 5; Быт. 5, 9) апостолы, когда спрашивали Спасителя о слепорожденном (Ин. 9, 2). Но Христос, как совершенный Бог и совершенный человек, открыл им, что, кроме личных грехов и грехов родителей, есть и другие причины болезней. Духовная причина требует и духовного врачевания. Недостаточно желания исправить согрешение, но надобны еще и молитвы праведников за нас, чтобы Бог принял покаяние.

На эту тему, как и по другим духовным вопросам, можно говорить без конца, ибо широка заповедь Твоя зело, — восклицает святой пророк Давид (Пс. 118, 96). Но мое дело только указать тропинки ищущим спасения, а дальше пусть сами идут. В руководители не берусь себя предлагать, да и время и место не позволяют это сделать

Раз болезни посылаются человеку за грехи, то отсюда следует, что если ты захворал, то есть страсти, добровольно нажитые тобой, произвели беспорядок в теле и нарушили даже, видимо, правильные взаимоотношения между его частями, то надо перетерпеть это болезненное состояние. Тело долго бесчинствовало, что хотело, то ему и давали. Теперь пусть оно научится, посредством физического страдания, вести себя прилично; пусть, благодаря истощению телесному, страсти в нас умалятся, улягутся немножко. Не забудем, что за всем следит Бог, что не без Его воли и сама-то болезнь с нами случилась. Если так будем рассуждать, то скорее будем считать последнюю за милосердие Божие80, чем за наказание (Иак. 1, 2, 12; Евр. 12, 6-12).

Великие подвижники и святые поэтому никогда не лечились и скорее желали, чтобы болезнь продолжилась, чем окончилась. Тому много примеров. Приведу лишь некоторые.

1. Преподобный Пимем Многоболезненный (Печерский) сам просил себе у Бога пожизненной болезни и, получив просимое, двадцать лет лежал на одре, не вставая. Поучительно наставление его одному брату, которое передаю вкратце: «Терпение убогих не погибнет напрасно: но тем, которым здесьскорбь и печаль, малый недуг, там — им будет радость и веселие… И потому-то, брат, я терплю все. Бог, исцеливший тебя через меня от болезни, может и меня восстановить от сего одра, но я не хочу: Претерпевый же до конца,- сказал ‘Господь,- той спасен будет (Мф.10,22). Лучше мне в этой жизни всему сгнить, лишь бы в той плоть моя была нетленной, лучше терпеть здесь смрад; только бы там исполняться неизреченного благоухания…»81

2.» Когда преподобного Варсонофия Великого братия попросила помолиться о здравии его любимого ученика, их игумена,| то он ответил: «О здоровье сына моего могли бы помолиться Богy некоторые из находящихся здесь святых (о чем я и известил его), чтобы он не был болен ни одного дня,- и это исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? — Болезни, горячки, скорби, пока пришел в это благонадежное пристанище. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения»82

3. Великая подвижница, преподобная Синклитикия Египетская, поучения которой почитались Древним наравне с писаниями святых отцов, говорит: «В том состоит истинный подвиг, чтобы терпеть в болезнях и воссылать благодарственные песни к всеблагому Богу83. Лишаемся ли мы очей? — Перенесем это без отягощения, потому что через это мы лишаемся органов ненасытности и просвещаемся внутренними очами; Оглохли ли мы? Будем благодарить Бога; что мы совершенно потеряли суетный слух. Руками ли ослабели? —Но мы имеем внутри себя руки; уготованные на борьбу с врагом. Немощь одержит все тело?- но от сего, напротив, возрастает здравие по внутреннему человеку»84

4. Кратко сказать, подвижники почитали болезни необходимым условием спасения. Один из древних святых старцев выразил это общепринятое тогда положение в следующих· словах:

«Как воск несогретый и неумягченный не может принять наложенной на него печати, так и человек, если не будет искушен трудами и болезнями, не может принять силы Христовой»85 (2Кор. 12, 8-10).

Итак, достигшие совершенства предоставляли все дело Богу и, как бы им ни было трудно, просили у Него терпения, но не исцеления. Это и понятно. Ибо кто такой совершенный? Это человек, до смерти научившийся отсекать свою волю. Только совершенные могут без лжи молиться: «Да будет воля Твоя!» И иначе они не молятся86. Как же после этого такой человек будет настаивать на своем хотении? Будет просить о исцелении, когда самый факт болезни говорит за то, что такова воля Божия, чтобы он хворал (особенно, когда достиг бесстрастия и грехов не имеет таких, чтобы быть наказанным сильно)?

Но есть еще случай, когда человек, и не достигший совершенства, отказывается в страдании от врачевания: это бывает при сильной вере87.

Кто действует согласно вышеуказанному, тот блажен. Господьцелитель его, и похвала ему от Бога. Великие венцы непорочного мученичества приобретает он88.

Но… не во всех вера, — скорбел еще апостол Павел (2 Фес. 3, 2). Как же тогда быть? Перейдем теперь к рассмотрению тех положений и состояний, в которых пребывает большинство людей — людей маловерных, мнительных, немощных, боязливых, нетерпеливых, неблагодарных. Господь и о них заботится, снисходит и к их немощам. Лишь бы они были смиренны и надеялись опять-таки на Него, а не на врачей.

Так, еще в Ветхом Завете89, через закон Моисеев, Господь допустил медицинскую практику, которую и отдал в руки жрецов (Лев. 13,3-59). Конечно, познания врачебные у последних были еще несовершенны но известной опытности нельзя у них отрицать. В эпоху же царей медицина уже широко распространилась: 4 Цар. 8, 29; 9, 15; Ис. 1, 6; Иез. 30,21. Случаи излечения были настолько многочисленны, что к ней стали уже пристращаться и впадать в нынешнюю ошибку, то есть приписывать излечение не Богу, а самой врачебной науке. В этом отношении характерно замечание Библии об иудейском царе Асе, заболевшем подагрой: «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела. Но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей».. Не замедлило и наказание: «И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего» (2 Пар. 16, 12-13).

В Новом Завете90 употребление медицинских средств также не вызывало запрещения со стороны Христа (Мф. 9, 12; Лк. 10, 34; Откр. 3, 18). Один из Его учеников (из числа семидесяти), святой Лука, сам был врачом91 (Кол. 4, 14).

Среди занятий первых христиан мы встречаем и профессию врача. Святые мученики Косма и Дамиан (+ 284) были врачи-бессребренники, святой великомученик Пантелеимон (+ 303) также изучал медицинскую науку (был студентом, сказали бы теперь)92. Церковный историк Ев-севий описывает страдания в Галлии святого мученика Александра, который был «по происхождению фригиец, по науке врач»93.

Выяснению вопроса о профессии врача у первых христиан может служить и катакомбная эпиграфика. Любопытна в этом отношении одна из намогильных надписей:

?????? ?????? ??????

???? ?????? ??????????

??? ???????????

«Здесь лежит Александр,

врач христианский, вместе и духовный»94.

Эта новая черта, когда врач духовный и телесный совмещается в одном лице, — у первых христиан не редкость. Священники и даже епископы занимались врачеванием телесных недугов своих пасомых95. И как это хорошо, не к язычникам же было тем идти! Но, понятно, духовные лица не брали на себя те разновидности медицинской деятельности, которые

Скачать:TXTPDF

Основы искусства святости. Том 2. Епископ Варнава Беляев Христианство читать, Основы искусства святости. Том 2. Епископ Варнава Беляев Христианство читать бесплатно, Основы искусства святости. Том 2. Епископ Варнава Беляев Христианство читать онлайн