в своей речи обращал их внимание. Василий Великий учил молодых людей, чтобы они стяжали душевную чистоту, телесное бесстрастие, скромную поступь, тихую речь, приличие в словах, умеренность в пище и питии, молчание при старших, внимательность к словам мудрых, повиновение начальникам, к равным себе и низшим нелицемерную любовь, чтобы меньше говорили и более слушали и вникали, от злых, страстных и плотоугодников удалялись, не были безрассудными в словах и многоречивыми, не смеялись бы дерзко над другими, украшались стыдливостью, с женщинами непотребными беседу не заводили, глаза имели опущенными вниз, а душу, наоборот, направленною к небу, избегали споров, не искали бы учительского сана и почести мира сего вменяли бы ни во что. Если же кто-либо из них сделает что-нибудь на пользу ближним, то пусть ожидает награды от Бога и вечного воздаяния от Иисуса Христа, Господа нашего2.
Таков был завет великого подвижника и созерцателя мирским юношам, обучавшимся в светской школе и не знавшим ничего о духовной жизни.
Но эти же наставления подойдут и нынешним мирянам, и даже лицам, вступившим на путь спасения и подвига о Христе Иисусе. Ибо законы духовной жизни даны одни на все времена, до скончания века.
II. Приведу теперь правила практической деятельности, данные великими наставниками и учителями древнего и нового монашества, а вернее сказать, всего мира. Ими спасающийся должен руководствоваться в своей личной жизни, помня, что чрез неукоснительное исполнение именно этих правил святые отцы сделались славными, рассудительными, духоносными, чудотворцами. Приведу их в подлинных выражениях святых отцов.
Начну с наставлений— все они у меня относятся к новоначальным — преп. аввы Антония Великого3, разумнейшего и славнейшего главы иночества всех времен:
(*Нумерация принадлежит еп. Варнаве. — Прим, составителя.)
1.* Прилежи делам, которые здесь предложу тебе, а именно: труду, нищете, странничеству4, злостраданию и молчанию, потому что они соделают тебя смиренным. Смирением же доставляется оставление всех грехов.
Смирение состоит в том, когда человек признает себя грешником, не делающим никакого добра пред Богом; когда он тщательно наблюдает молчание; когда вменяет себя за ничто; когда не усиливается, чтобы кто-нибудь принял его слово; когда отвергает собственную свою волю, удерживает зрение, имеет смерть перед глазами, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит, терпеливо переносит бесчестия и понуждает себя переносить труды и скорби.
2. Во всем поведении твоем наблюдай скромность.
3. Лицо твое да будет постоянно печальным, кроме тех случаев, когда посетят тебя странные братия. Тогда прими веселый вид, и поселится в тебя страх Божий.
4. Избегай любопрения и спора.
5. Не смейся.
6. Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтобы не подвергнуться за это суду.
7. В церкви отнюдь не говори.
8. Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти душу твою.
9. Никого, ни по какой причине, не обличи в недостатке его.
10. Отнюдь не употребляй божбы, ни в том, что сомнительно, ни в том, что верно.
11. Спи мало, в меру, и будут наблюдать над тобой ангелы.
12. Не ешь до сытости.
13. Мяса вовсе не ешь.
14. Не будь сластолюбив и предан объядению, чтобы не возобновились в тебе прежние твои согрешения.
15. Не разрешай посты иначе, как по величайшей болезни.
16. Если посетишь кого-либо из братии, то не оставайся долго в его келье.
17. Если идешь с братиями, то иди несколько поодаль от них, чтобы сохранить молчание.
18. Путешествуя, не озирайся направо и налево, но внимай псалмам своим, молись умом Богу во всяком месте, где бы ты ни находился; не позволяй себе свободного обращения с жителями того места.
19. Понуждай себя к рукоделию, и будет обитать в тебе страх Божий.
20. Возлюби труд, и скоро пошлется тебе спокойствие от Бога.
21. Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие.
22. Не оставь воли Божией для исполнения воли людей.
23. Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо.
24. Сын мой! Не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия.
25. Не будь лицемером или притворщиком; не будь лжецом.
26. Не говори с гневом.
27. Не оправдывай себя перед людьми, но в душе твоей будь мудр, кроток, великодушен, терпелив, тщалив, исполнен к людям любви.
28. Не возвышай голоса твоего5.
29. Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится тебе отнестись к ним о чем-либо, то скажи им об этом кратко и со смирением.
30. Обесчещенный, не возненавидь обесчестившего, — скажи сам себе: «Я достоин того, чтобы все братия осыпали меня бесчестиями».
31. Если кто укорит тебя в каком-либо виде греха, которому ты не причастен, смири себя перед укорившим, и наследуешь нетленный венец.
32. Не приклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем…
33. Уста да говорят всегда правду.
34. Сын мой! Люби бесчестия больше, чем почести; люби телесные труды более, нежели упокоение тела; люби ущерб в стяжаниях мира сего более, чем приобретение.
35. Сын мой! Великая слава — приучиться молчать. Молчание — подражание Господу нашему, Который ни-чтоже отвеща, яко дивитися Пилату (Мк. 15, 5).
36. Никому не предлагай того, никого не учи тому, что прежде сам не испытал на деле.
37. Молитва, совершаемая с небрежением и леностью, — празднословие.
38. Муж мудрый основательно знает значение и обстановку пути своего. По этой причине он не спешит говорить, но выжидает и рассматривает, что следует ему сказать и что выслушать. Напротив того, невоспитанный правильным монашеским воспитанием не останавливается объявлять даже поверенные ему тайны.
39. Тому, кто не внимает словам твоим, не говори их.
40. Друзей твоих предварительно подвергай испытанию и не своди со всеми близкого знакомства. Если заведешь знакомство, не доверяй всем, потому что мир всквашен на лукавстве. В друга себе избери одного брата, боящегося Господа, и прилепись к Богу, как сын к отцу, потому что все люди, за исключением немногих, предались лукавству; земля преисполнилась суетности, попечений и скорбей.
41. О добром деле, которое собираешься сделать, отнюдь не говори. Исполни его, не разгласив о нем предварительно.
42. Не люби похотений: любящего похотения свои, когда он просит чего у Бога, Бог не слушает.
43. Во всем наблюдай смирение: в своей наружности, в своих одеждах, в сидении, стоянии, хождении, лежании, в келье и ее принадлежностях… Когда случится тебе быть с ближним своим, слова твои да не будут растворены хитростью, коварством и обманом.
44. Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно: в этом — падение твое.
45. Употребляй простейшую пищу.
46. …Не оскорбись, если кто будет худо говорить о тебе: это — действие нечистейших духов, старающихся устраивать препятствия человеку к получению духовного разума.
47. Если брат придет к тебе и откроет тебе свои помышления, то остерегись, не перескажи о них кому-либо; но помолись за брата и за себя, чтобы вы оба освободились от греховного влияния.
48. Если отлучишься куда-нибудь… старайся скорее возвратиться домой, чтобы продолжительное отсутствие не ослабило твоего молитвенного настроения.
49. Не возьмись за руку ближнего твоего и не прикоснись к коленям его.
50. Безмолвствуя в келье, прилежи к следующим трем занятиям: к чтению Писания, к молитве и к рукоделию.
51. При наступлении каждого дня устраивай себя так, как бы этот день был последним в твоей земной жизни, и сохранишь себя от грехов.
52. …Главу твою держи опущенною, и язык твой да будет всегда готов сказать укоряющему тебя: «Владыко мой! Прости меня».
53. О делах мира сего отнюдь не говори.
54. Грех, соделанный тобою, не скрой от духовного отца твоего.
55. …Не слушай произносящего пустые слова, чтобы ими не запечатлелась душа твоя.
56. От шуток и от препровождения времени в смехословии и забавах всячески остерегайся.
57. Подобает юному монаху совещаться со старцем о каждом шаге, который он делает даже в своей келье, о каждой капле воды, которую он выпивает. Говорю это потому, что знаю некоторых монахов, низвергшихся в падение именно оттого, что признавали себя угождающими Богу…
58. Я, Антоний, говорю тебе истину. Внимательно выслушивай слова мои и сложи их в сердце твоем. Знай, что этими наставлениями и завещаниями я предаю тебя Творцу. Если ты будешь соблюдать их, то возвеселишься со всеми ангелами и посрамишь всех злых духов. Если будешь исполнять их на деле и проводить по ним жительство, то Бог будет с тобою, и ангелы Его окружат тебя. Душа твоя наполнится благоуханием, которое издают из себя святые… соделаешься жертвоприношением Богу и услышишь глас, говорящий тебе: добре, рабе благий и верный, о моле был ecu верен, над многими тя поставлю… вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21), Которому да будет слава во веки. Аминь».
Перейду теперь к авве Исайи, отшельнику египетскому6, и дополню предыдущие наставления некоторыми новыми советами из его поучений. Как и великий Антоний,
сей славнейший делатель плача и досточудный обладатель совершеннейших дарований духовных начинает свое «Наставление новоначальным» со смирения:
59. Прежде всего для нас необходимо смиренномудрие, чтобы быть всегда готовым при каждом слове, которое слышим, или деле, отвечать: прости. Ибо смиренномудрием разрушаются все козни вражий.
60. Когда тебе нужно уснуть в каком-либо месте, не покрывайся с другим одною одеждою, и прежде чем заснешь, излей к Богу многие молитвы в сердце своем.
61. Ноги твои да будут покрыты одеждою.
62. Колена твои да будут сложены одно с другим7.
63. Во время трапезы не обращай взоров твоих на ближнего, не смотри туда и сюда и не произноси пустых слов.
64. Желая чего-либо взять, не простирай к тому руки прежде, чем скажешь: «Благословите».
65. Если приобретешь себе книгу, то не заботься об украшении ее: ибо это и есть страсть.
66. Если в каком-либо случае сделаешь погрешность, не прикрывай сего ложью от стыда, но с поклоном проси прощения…
68. Если духовный отец твой пошлет тебя за каким-либо делом (разумеется вне монастыря. — Еп. Варнава), то спроси его, где велит тебе остановиться, и что для него нужно там сделать, и какое даст тебе повеление; старайся в точности его исполнить, ни более, ни менее приказанного. По возвращении твоем никому не рассказывай того, что услышишь вне монастыря, и сам не удерживай того в памяти.
— Если идешь в пути со старцем, то никак не допусти его нести ношу, какая будет у вас; если же вы равные, то несите ее попеременно, но так, чтобы несущий шел всегда впереди.
— Никто отнюдь не должен входить в келью своего брата (без надобности).
— Не старайтесь видеться друг с другом прежде определенного времени.
— Понуждай себя к частой молитве: ибо молитва есть свет для твоей души.
— Ежедневно размышляй о грехах своих: если будешь молиться об их прощении, то Бог простит тебе грехи.
— Если пойдешь для свидания с братией, живущей в монастырях, то пребывай у того, к кому придешь прежде, и