Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Основы христианской философии. Протоирей В. В. Зеньковский

Герб. Вендтом (Н. Wendt) интересная книга «A la recherche d’Adam» (цитирую по фр. переводу, Paris, 1953).

206

Термин «homo sapiens» (разумный человек) есть обычный термин, характеризующий человека. Motandon прибавляет «protosapiens» — примитивно-разумный человек.

207

Это признает Teilhard de Chardin.

208

Какое странное понятие! Чистая мифология!

209

С этим тесно связан вопрос о жизни человека после смерти («бессмертие души»).

210

Подробности о развитии речи см., напр., в моей книге «Психология детства» (1924).

211

То, что сказано о сотворении человека в 1-й главе, имеет в этом вопросе (т. е. из одной ли пары произошло все человечество или нет) неопределенный характер, так как не касается этого вопроса.

212

«Трансцендентальные элементы знания» — те, которые не получаются из опыта; только их наличность делает возможным опыт. Таковы восприятия пространства, времени, категория причинности и т. д. Трансцендентальные элементы знания одинаковы у всех людей и свидетельствуют о единосущии человечества.

213

«Силлабические языки» имеют только односложные «слова»; в агглютинирующих языках нет «флексии» (нет склонений и спряжений).

214

Вот перечень теорий, попытавшихся дать объяснение того, как возникает религиозная жизнь в человечестве: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия; все эти теории, последовательно возникавшие, оказались непригодными для объяснения религии. Лишь библейское учение о том, что первые люди пребывали в раю в непосредственном общении с Богом, объясняет нам, почему человеческая душа неустанно ищет Бога (по чудному выражению блаж. Августина: «Ты для себя создал нас. Боже, и не успокоится душа наша, пока не найдет Тебя»). Обо всем этом см. вторую часть книги.

215

Глаголев С. С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1894.

216

См. Guibert, Chinghole. Les origines. P. 496.

217

Riem. J. Die Sintflut in Sage und Wissenschaft. Hamburg, 1925.

218

Эти слова находятся в песнопении на утрени — «Слава в вышних Богу».

219

Сказание о св. Граале не было, впрочем, в точном смысле слова народным — в его создании принимали участие поэты и писатели.

220

Эту точку зрения особенно защищал известный французский историк религии Reinach; его книга «Orpheus» — история религий — была усиленно распространяема в советской России.

221

Weigall A. Survivances paiennes dans le monde chretien (перев. с англ.). Париж, 1934.

222

Особенно развязным и совершенно бездоказательным является русский советский ученый Р. Ю. Виппер, когда-то хороший ученый, а ныне открыто защищающий атеизм. Характерны его работы «Ранняя христианская литература» и «Рим и раннее христианство».

223

Отметим, что долго существовал и сейчас есть так наз. мандеизм, в основе которого лежит поклонение «Иоанну сыну Захарии». Мандеисты отвергают божество Иисуса Христа (которого крестил Иоанн), но заимствовали у христиан евхаристию (для причащения у них служит хлеб и вода). Мандеизм все же косвенно свидетельствует о Христе.

224

Они сочинены, по-видимому, лишь в IV в.

225

Заметим, что лишь немногие ученые связывают письмо Клавдия с христианами, огромное же большинство не видит в глухих указаниях Клавдия намеков на христианство.

226

Заметим, что в первые века нашей эры греческое слово Christos римляне произносили часто Chrestos.

227

См. об этом у Labriolle «La reaction paienne». P. 43.

228

Как и Плиний, Тацит употребляет термин «хрестиане», «Хрестос».

229

Чаяния иудеев, связанные с ожиданием Мессии, состояли в надежде на восстановление самостоятельного иудейского царства. Во время Христа иудейский народ был подчинен Риму.

230

Этот процесс лучше всего обрисован в: Cumont Fr. Les religions orientales dans le paganisme romain. 4 ed. Paris, 1929.

231

Эта точка зрения, наиболее глубоко представленная выдающимся исследователем Фрезером (Fraser), усвоена и русской антирелигиозной литературой.

232

Weigall A. Survivances paiennes dans le monde chretien (перев. с англ.). Париж, 1934.

233

См. об этом в книге Cumont.

234

Это была исконная иранская идея.

235

См., впрочем, в следующей главе § 4 (примечание).

236

Вокруг хронологии Заратустры не прекращается спор у исследователей. Надо считать наиболее вероятным, что он жил в VII-VI вв. до Р. X.

237

Быть может, самым ярким свидетельством этого может служить произведение Марка Аврелия (римского императора в конце II в. по Р. X.) «К самому себе».

238

Говорим «по-видимому», так как при настоящем состоянии разработки исторических данных этого нельзя утверждать категорически.

239

Когда в религиозной эволюции в Греции Зевс вытеснил Посейдона с Олимпа (Посейдон с тех пор стал богом моря), то местную богиню Аттику-Афину признали «дочерью» Зевса, вышедшей из головы Зевса, уже вооруженной. Это связывание в «родственные отношения» божественных образов, бывших до этого отдельными друг от друга, очень характерно для религиозной эволюции всего язычества.

240

См. об этом в книге Страхова, с. 179-189.

241

В одной из книг, изданных защитниками «мифологической» теории (Виппер. Возникновение христианской литературы, 1945), говорится об «историзации» Иисуса Христа; т. е. «превращении» мифического образа в «исторический», т.е. об усвоении Христу исторической реальности. Конечно, Виппер вынужден признаться в том, что все христианское сознание было насквозь «историзирующим», т.е. утверждающим историческую реальность Христа.

242

Подробности см. в книге Страхова.

243

В первоначальной форме Аттис, убегая от своей матери (которая есть в то же время и «Мать-земля», «Великая Матерь богов»), убивает сам себя (оскопляет) под сосной.

244

Заметим, что особых мистерий, связанных с Адонисом, не было; миф о смерти Адониса и о частичном возвращении его к жизни благодаря любившей его Афродите был чистой «идеей», облеченной в форму сказания.

245

Процесс распространения языческих культов лучше всего изображен в книге Cumont’a «Religions orientates dans 1’empire romain», а распространение христианства — в книге Harnack’a «Ausbereitung d. Cristenthuma».

246

Особенно это надо сказать о гностицизме и герметизме, которые долго были «соперниками» христианства.

247

Кроме вавилонского гностицизма, есть гностицизм, выросший на почве Нового Завета.

248

С особенной силой это подчеркивал Norden. в работе «Die Geburt d. Kindes». См- любые книги по истории религии — особенно: Bultmапп. Le chris lanisme primitif. Trad. franc. Paris, 1950.

249

Weigall. Les survivances paiennes dans le monde chetien.

250

Из новых работ я особенно опираюсь на работу католического ученого Hugo Rahner’а. «Mythes grecs et mysteres chre iense». Trad. franc. 1954.

251

Это относится особенно к повествованию о сошествии Господа в ад. См. у Rahner’a. P. 128. Очень важны работы известного ученого Dolger (особенно «Sol salutis»).

252

Из этой темы исходит и вся проблема «теодицеи», «оправдания» Бога,— из нее исходит и учение (идущее от Бёме и в русской литературе ярко выраженное Бердяевым) о том, что Бог свят, но не всемогущ, т. е. не может «справиться» со злом, все настойчивее проявляющим себя в мире. Этой темы, хотя и вторичной в системе космологии, да еще и ложно поставленной, мы коснемся ниже.

253

См. об этом у Ранера.

254

См. книгу архим. Киприана «Евхаристия».

255

См. упомянутую выше книгу Duchesne «Les origines du culte chretien».

256

Приведем еще слова Рейнака (из книги «Орфей»): «Христианское причащение… является отдаленным пережитком ранних тотемических обрядов».

257

Чем, конечно, не исключается такое действие св. Евхаристии на человека, которое иногда переходит в чудо исцеления человека от болезни.

258

По замечательной формуле восточных патриархов (в их послании к Римскому Первосвященнику в 1847 г.), тело Церкви есть клир и миряне в живом их единстве, а вовсе не один клир (к чему практически, не в принципе, часто склонялась и склоняется Западная Церковь, а в известной мере склоняются и в восточном христианстве).

259

Новейшие попытки католических апологетов оправдать решение иерархии тем, что Галилей слишком преждевременно (!!) обнародовал свое учение, никак не могут быть признаны удачными.

260

См. более подробно в моем этюде «Судьба Халкидонских определений». Православная мысль, № 9.

261

Здесь особенно кстати упомянуть о превосходной книге Зейпеля «Хозяйственные взгляды Отцов Церкви» (русск. перев., изд. «Пути», Москва).

262

«Есть лишь один способ быть христианином,— писал русский религиозный мыслитель П. Я. Чаадаев,— быть им до конца».

263

К истории этих социальных движений первой половины XIX в. см. мой этюд «Окаменелое нечувстие». (Православная мысль, вып. 8.)

264

Хотя марксизм и величает себя «научным социализмом», но его учение о переходе в новый социальный порядок имеет бесспорно утопический характер. Тут всюду выступает необъяснимый иррациональный «скачок» (!) из «царства необходимости» в «царство свободы».

265

В русской литературе это стало впервые проступать у Вл. Соловьева в его проповеди «христианской общественности».

266

См. об этом мой этюд «Зло в человеке» (полностью напечатан в немецком сборнике «Kirche, Staat und Mensch» (1937). Мой этюд в основном напечатан в журнале «Путь».

267

Более подробно см. в приложении «Основы христианской морали».

268

Особенно догмат о непогрешимости папы (когда он утверждает что-либо ex cathedra), провозглашенный на Соборе 1854 г.

269

Флорентийский Собор, созванный римским папой, имел всю видимость Вселенского Собора, поскольку на нем участвовали представители православной Церкви. Хотя один лишь Марк Ефесский не присоединился к теме Собора о воссоединении, но затем весь Восток отрекся от своих представителей, предавших Православие.

270

Начиная с XVI в. (Брестская уния) римская церковь вплоть до наших дней (в так наз. «Восточном обряде») пытается добиться присоединения к Риму Православия (вместо воссоединения) при условии подчинения папе.

271

См. текст этой декларации в Церковном Вестнике Зап. Европ. Экзархата.

272

Зеньковский В. Пять месяцев у власти (15 мая — 19 октября 1918 г.). Воспоминания. М-, 1995, с. 50.

273

Там же, с. 51.

274

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991, т. II, ч. 2, с. 251.

275

Зеньковский В. В. Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия) // Православная мысль. Париж, 1951, вып. VIII, с. 44.

276

Зеньковский В. В. История русской философии, т. II, ч. 2, с. 252.

277

Зеньковский В. В. История русской философии, т. II, ч. 2, с. 253.

278

Наст. изд., с. 310.

279

Отрывок из этой рукописи опубликован в «Вестнике РХД», 1991, № 161.

Скачать:TXTPDF

Основы христианской философии. Протоирей В. В. Зеньковский Христианство читать, Основы христианской философии. Протоирей В. В. Зеньковский Христианство читать бесплатно, Основы христианской философии. Протоирей В. В. Зеньковский Христианство читать онлайн