своего центра, он перестает видеть себя, потому что его лицо обращено в другую сторону, и он не может видеть того, что осталось позади. Таким образом сосредоточенность на себе, полезная в начале, становится чрезвычайно вредной в конце. Поначалу, когда он смотрит на себя, его взгляды запутаны, но постепенно они проясняются и упрощаются, хотя и сохраняют прежнее направление. Затем человек получает дар единообразного суждения. Путешественник, приближаясь к постоялому двору, полностью открытому пред его взором, не имеет нужды рассуждать о выборе пути, потому взгляд его устремлен прямо на эту гостиницу. Но, войдя внутрь, он больше ее не видит. Точно так же можно сказать и о человеке, достигшем своего центра. Он больше не видит себя, хотя адекватно оценивает свое состояние. Тем не менее, чем ближе он приближается к Богу, тем меньше обнаруживает себя. И так продолжается до тех пор, пока он, в конце концов, полностью не потеряется в божественной бездне. И тогда уже он не чувствует, не знает и не различает ничего, кроме Бога. Таким образом, очевидно, что всякие размышления о себе вредны и смертельно опасны, поскольку обращают человека на путь, уводящий от Бога и возвращающий обратно к себе. Итак, для того, чтобы оставить себя, необходимо усилие воли, которая, как повелительница души, влияет на разум и память. Эти свойства души, хотя и являются обособленными и очень разными, тем не менее, приходят в состояние гармонии. Теперь хочу отметить (и это явно), что такому состоянию характерна определенная устойчивость, и чем дольше оно сохраняется, тем оно прочнее. Очевидно, что тот, кто оставил себя, совершенно отличается от того, кто все еще прилагает усилия для достижения себя и своего центра. Если бы первому из них захотелось вернуться на прежний путь, то это было бы сложно, если не сказать невозможно. Таким образом, мы видим, что человек, который достиг себя и пошел дальше, должен постоянно увеличивать расстояние между собой и своим центром, и тому, кто хочет преобразиться, придется постоянно вспомнить этот путь. Принуждать человека, уже вошедшего в Бога, продолжать путь и придерживаться норм поведения, с помощью которых он достиг своего положения, крайне нелепо. Это все равно, что принудить уже переваренную пищу покинуть желудочно-кишечный тракт через рот. Это может произойти только вследствие ужасной болезни и является предвестником смерти. Однако, до тех пор, пока пища остается в желудке, она может быть извергнута из него. Точно так и мы, все еще находясь в себе, можем более или мене легко (в зависимости от того, насколько мы приблизились к центру) вернуться назад по уже пройденному пути. Од нако позже сделать это становится почти невозможно. («Оправдания», п. 57.)
Глава 4
Ст. 1. О, ты прекрасна, возлюбленная моя,
ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями
твоими; волоса твои, как стадо коз,
сходящих с горы Галаадской …
Хотя Жених еще не может допустить Невесту к Своему брачному ложу (то есть, лону Своего Отца), Он не менее, находит ее очень красивой — даже более красивой, чем когда-либо. Ее ошибки — это уже не ужасные грехи и преступления, а, скорее, недостатки все еще несовершенной и ограниченной ее натуры, которая испытывает немыслимую боль, освобождаясь для того, чтобы потеряться в Боге. Она прекрасна как внутренне, так и внешне — более прекрасна, чем когда-либо. Но ее невозможно в этом убедить по причине недавнего отказа быть принятой в Боге. Поэтому Жених заверяет ее, что она очень красива даже чисто внешне, не говоря уже о внутренней красоте, настолько совершенной, что ее нельзя описать.
«Где твои, — говорит Он ей, — подобны голубиным». Это символ простоты и искренности веры – свойств не только внешних, но и внутренних.
Простота — это добродетель, о которой весьма высоко отзывается Писание. Руководствуясь ею, мы действуем уверенно и без колебаний, честно и без раздумий с предельной силой и единственной целью, сосредоточившись только на том, что доставляет радость Богу. Когда простота достигает совершенства, , мы обычно в своих поступках даже не задумываемся о ней. Проявлять простоту по отношению к ближним — значит быть искренним без жеманности, честным без притворства, свободным без скованности. Вот дорогие Христу качества, символом которых являются глаза и сердце голубки.
«Волосы твои, — продолжает Жених, — олицетворяют любовь, источаемую сердцем, и являются его украшением. Она не имеет ничего общего с земными привязанностями и возвышается над самыми прекрасными дарами, устремляясь ко Мне. В этом смысле волосы твои напоминают коз, которые пасутся на самых недоступных горах».
Ст. 2. Зубы твои, как стадо выстриженных
овец, выходящих из купальни, из которых
у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними …
Зубы олицетворяют разум и память, которые служат для восприятия того, что мы хотим познать. Эти свойства души уже очищены, чтобы она больше не испытывала какого-либо смущения. Они уместно сравниваются с выстриженными овцами, потому что, благодаря единению души с Божественными Личностями, уже достигли простоты и избавились от свойственных им ранее эгоизма и беспорядка. Однако, хотя и лишенные своих функций, они не стали бесплодными. Напротив, они начали приносить двойной плод — чрезвычайно чистый и совершенный, потому что душевные силы достигают наивысшего подъема тогда, когда они устремлены к своему центру — к Богу.
Ст. З. Как лента алая губы твои, и уста
твои любезны; как половинки гранатового
яблока — ланиты твои под кудрями твоими …
Губы олицетворяют волю человека. И, поскольку направляемая ею душа любит только своего Бога, и вся ее любовь направлена к Нему, Жених сравнивает волю с алой лентой. Таким образом, Он указывает на любовь и милость, объединенные волей, и на всю силу этой воли.
«Уста твои, — добавляет Он, — любезны, потому что твое сердце говорит на языке, который не может понять никто, кроме Меня. Оно обращается только ко Мне. Твои щеки подобны половинкам гранатового яблока, в котором множество семян заключены под одной кожурой. Таковы твои мысли, сосредоточенные на Мне в чистой и совершенной любви. И это далеко не все: в тебе сокрыто еще много сокровищ».
Ст. 4. Шея твоя — как столп Давидов
(в английском переводе Вульгаты — «башня Давида»
— прим. переводчика), сооруженный для оружий («для зашитые),
тысяча щитов висит на нем — все щиты сильных.
Шея — это сила души. Она удачно сравнивается с башней Давида, так как вся сила человека — в Боге, Который является жилищем Иисуса Христа и Давида. Этот великий царь многократно утверждает в Псалмах, что его опора, его убежище, его защита и, более того, его крепкая башня — есть Бог (Пс. 60). Валы, окружающие ее, символизируют полное посвящение человека Богу. В этом посвящении его укрепляют упование, вера и надежда. Чем слабее он сам по себе, тем сильнее он в Боге. Тысяча щитов висит на нем, чтобы защищать его от бесчисленных противников, как видимых, таки невидимых. Это — доспехи сильных людей, охраняющие его от нападений, потому что на этот момент его положение еще не совсем твердо.
Ст. 5. Два сосца твои — как двойни молодой
серны, пасущиеся между лилиями.
Здесь Невеста получает возможность помогать другим. Груди ее являются символом плодовитости, однако, только в некоторой степени. В полной мере ее плодовитость олицетворяет двойня молодой серны. Они пасутся между лилиями, потому что вскормлены на чистом учении Иисуса Христа и на Его примере.
Ст. 6. Доколе день дышит прохладою,
и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм
фимиама.
Жених прерывает Свою хвалебную речь, обращённую к Невесте, чтобы пригласить ее последовать за Ним на гору мирровую и на холм фимиама. Он говорит: «Доколе день новой жизни, которую ты должна принять от Моего Отца, еще не начался, и тени, окутывающие тебя мраком веры, убегают и исчезают, Я поведу тебя на гору мирровую. Отныне ты не найдешь Меня иначе, как через боль и крест. Тем не менее, эта гора будет для Меня горой чрезвычайно приятного аромата, потому что благоухание твоих страданий будет восходить ко мне как фимиам и поможет мне войти в твой внутренний покой».
Ст. 7. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и
пятна нет на тебе.
До этого момента страдающая душа не была такой красивой. Но теперь, выбившись из сил под тяжестью трудностей и бедствий, она стала поистине прекрасной, не имеющей ни пятна, ни порока.
Она была бы уже готова к соединению с Женихом, если бы не шероховатости ее ограниченной натуры, являющиеся преградой на пути к счастью. Это не грех в глазах Божьих. Это просто природный изъян, унаследованный от Адама, который ее Жених постепенно убирает. И хотя ей кажется, что крест полностью уничтожил ее красоту, в глазах Жениха она прекрасна. И, поскольку она больше не имеет какой-либо собственной привлекательности, она начинает обретать истинную красоту.
Ст. 8. Со мною с Ливана, невеста! Со мною
иди с Ливана! Спеши с вершины Аманы, с вершины
Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых!
Здесь Жених называет ее Невестой и предлагает позволить умертвить себя и вступить в духовный брак. Он зовет ее на свадьбу и коронацию.
Но, о, Жених, что мне сказать на это? Зачем настойчиво склонять невесту к тому, чего она сама так страстно желает? Ты призываешь ее идти с Ливана, хотя она находится в Иерусалиме. Может быть, таким образом Ты указываешь на возвышение Невесты в Твоих глазах? Ей осталось сделать всего лишь шаг, чтобы воссоединиться с Тобой вечными узами, и когда, казалось, Твое ложе уже было близко, шестьдесят сильных мужей оттолкнули ее. Разве не жестоко так сильно и нежно привлекать ее к тому, что она ценит выше тысячи жизней, а потом, когда »па уже почти достигла цели, грубо отталкивать? О, Боже! Ты приглашаешь, Ты зовешь! Ах! Какое страдание причинил Ты этой душе, отсрочив обещанный дар!
« Иди, — говорит Он, — тебе осталось сделать всего лишь шаг, чтобы стать действительно Моей невестой. До этого момента Я называл тебя Своей красавицей, Своей возлюбленной, Своей голубицей, но никогда еще не называл Своей Невестой. О, как приятно это слово! Но действительность будет гораздо более приятной и радостной! Иди, — настаивает Он, — от самых высоких вершин Аманы, Сенира и Ермона (то есть, от искренних проявлений самых выдающихся добродетелей). Каким бы возвышенным все это ни казалось тебе, и каким бы высоким ни было на самом деле, ты должна подняться ещё выше, чтобы войти со Мной на лоно Моего Отца и обрести там покой. Это можно сделать, только отказавшись от земных сокровищ. Ибо единение с Богом можно достигнуть, только высоко поднявшись над всем сотворенным. Но