тебе придется пройти через логовища львиные и горы барсовы, ибо ты сможешь достичь такого неземного состояния ,только пройдя через самые жестокие гонения со стороны людей и демонов, так сильно напоминающих диких зверей. Настало время высоко подняться над всем этим, поскольку ты уже готова надеть корону Моей Невесты».
Ст. 9. Пленила ты сердце мое, сестра моя,
невеста; пленила ты сердце мое одним взглядом
очей твоих, одним ожерельем на шее твоей.
«Ты — Моя сестра, потому что мы принадлежим одному Отцу. Ты — Моя Невеста, потому что Я уже обручен с тобой, и до нашего бракосочетания осталось совсем немного». «Моя сестра, Моя невеста!» Ах, какие сладкие слова для печальной души, переполненной скорбью по той причине, что она еще не достигла совершенной красоты. «Пленила ты сердце Мое! — говорит Он. — Пленила ты сердце Мое! Ты взяла Меня, о, Невеста, в двойной плен, и первый из них — взгляд очей твоих». Этим Он как бы говорит: «То, что пленяет и восхищает Меня в тебе, — это то, что все твои горести, все твои унижения и лишения не заставили тебя отвести взгляд от Меня и посмотреть на себя. Ты не обращала внимания на раны», которые Я вынуждал тебя терпеть, и даже на те, которые Сам наносил, как будто их не было. Твоя чистая и искренняя любовь сохраняла тебя настолько верной Мне, что не позволяла размышлять ни о себе, ни о своих интересах, но всецело сосредотачивала твое внимание на Мне как на наивысшем объекте любви».
«Но, увы! — восклицает эта опечаленная душа. — » Каким образом я могла быть верной Тебе, если я даже не знаю, где Ты?» Она не знает, что ее взгляд стал настолько чистым, прямым и сосредоточенным на Боге, что она уже не может сосредотачиваться на чем-то ином. И, кроме того, когда мы забываем о себе и обо всем творении», мы неизбежно видим Бога, поскольку наш духовный взгляд сосредотачивается только на Нем24·
«А еще ты Меня пленила, — продолжает Жених, — одним ожерельем на шее твоей». Очевидно, это означает, что вся любовь Невесты сосредоточена только на Боге, и что она полностью отказалась от своей воли ради подчинения Ему. Подобное посвящение себя воле Божьей, отказ от всякой независимости и чистота, с которой душа окончательно прилепляется к Богу, — вот две стрелы, пронзившие сердце Жениха.
Ст. 10. О, как любезны ласки (в английском переводе
Вульгаты — «груди» — прим. переводчика)
твои, сестра моя, невеста; о, как много ласКи
твои лучше вина, и благовоние мастей
твоих лучше всех ароматов!
Жених, предвидя победы Невесты, которые она достигнет ради Него, и обилие молока, которое потечёт из ее груди для питания бесчисленных душ, испытывает крайний восторг. Ибо, следует отметить, что чем больше возрастает Невеста, тем больше наполняются ее груди. Жених следит за тем, чтобы молоко в них не иссякало. Далее Он восклицает: «Как любезны груди твои, сестра Моя, Невеста! Они намного лучше вина, потому что источают и вино, и молоко: вино — для крепких людей, а молоко — для младенцев».
« Благовония мастей твоих, которыми ты привлекаешь людей ко Мне, бесконечно приятнее всех ароматов. Твой аромат различит только тот, кто будет сильно жаждать. Он расскажет о Тебе людям и вынудит их побежать за тобой, чтобы прийти ко Мне. Таким образом, ты приведешь их ко Мне. Это благовоние будет изумлять людей, ранее не ведавших о нем. Тем не менее, их собственные переживания вынудят их признать: «Мы не знаем, что именно нас привлекает, но этому восхитительному аромату невозможно противостоять». Это есть Помазание Святого Духа, которое может быть дано Невесте только Господом Христом.
Ст. 11. Сотовый мед каплет из уст твоих,
невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание
одежды твоей подобно благоуханию Ливана!
В момент, когда душа достигает блаженства пребывание в Боге, она становится плодовитой матерью, кормящей грудью. Она уже достигла апостольского состояния, и из ее уст течет сотовый мед для насыщения других. Здесь сказано об устах Невесты, ибо через них говорит Жених Свое Божественное Слово:«Мёд и молоко под языком твоим. Источая их, ты должна приносить благо людям в соответствии с их потребностями». Невеста сама является медом и молоком для тех, кто находит утешение в Боге и кто в своей простоте уподобляется ребенку. Аромат ее добродетелей и добрых дел, в которые она облачена как в наряд, и которые в ее глазах не имеют значения, поскольку не выдаются за личные заслуги, распространяется подобно нежному благоуханию.
Ст. 12, Запертый сад — сестра моя, невеста,
заключенный колодезь, запечатанный источник…
Святой Жених хвалит Невесту, но только с единственной целью: убедить нас следовать ее примеру. «Сестра Моя, Невеста, — заявляет Он, — сад, запертый снаружи и изнутри. Ибо как внутри ее нет ничего, что не принадлежало бы мне, так и внешняя ее жизнь посвящена исключительно Мне. Она угодна Мне как в своих поступках, так и во всем остальном. Она закрыта со всех сторон как для себя, так и для какого-либо другого творения. Она — источник, поскольку находится в близком единении со Мной — Источником, наполняющим землю. Однако я держу ее запечатанной, чтобы ни одна капля этой драгоценной воды не была израсходована без Моего руководства, чтобы она, будучи абсолютно чистой, истекала как бы из Меня Самого».
Ст. 13. Рассадники твои — сад с гранатовыми
яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами …
«В своей плодовитости Ты уподобишься превосходному гранатовому саду, Единение с Источником Жизни сделает тебя полезной для всех, и Дух Божий будет проявляться через тебя так же, как гранатовый сок (гранат олицетворяет союз людей, объединенных любовью) распределяется между заключенными в кожуре зернышками». Действительно, многие толкователи связывают данный отрывок с Церковью, однако никто не обращает внимания на замечательные плоды, которые душа, соединенная с Богом, рождает для помощи людям. В этом саду есть плоды всех сортов, и каждый человек, помимо обычных качеств, имеет и какие-то свои особенности. Один преуспевает в милостыни (гранат), а другой — в кротости (яблоко); кто-то известен страданиями и добрым примером (кипарис), а кто-то — усердием в молитве, в размышлении и достижении сердечного мира (нард). И всем им, в соответствии с их потребностями, содействовала Невеста.
Ст. 14. … Нард и шафран, аир и корица со
всякими благовонными деревами, мирра и алой
со всякими лучшими ароматами …
Здесь Он перечисляет качества Невесты-матери, которые являются своего рода каналом, через которые распределяется сок.
Ст. 15 …. Садовый источник — колодезь
живых вод и потоки с Ливана.
Этот садовый источник — Сам Жених. Он — источник милостей, благодаря которым духовные насаждения появляются, питаются, растут и приносят плод. Невеста подобна колодцу живой воды, источник которой находится в Женихе. Она течет стремительным потоком с высот Божественности, олицетворением которых является гора Ливан, и наполняет всю землю — то есть, всех, кто искренне жаждет войти в сокровенное Царство и готов в поте лица трудиться, чтобы принести плоды.
Ст. 16. Поднимись ветер с севера и принесись
с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы
его! Пусть придет возлюбленный мой в сад свой
и вкушает сладкие плоды его.
Жених приглашает Святого Духа — Духа жизни прийти и повеять, чтобы этот сад, наполненный цветами и плодами, мог источать свои превосходные ароматы для поддержки людей. Жених также требует ускорить воскресение Своей Невесты, чтобы она могла принять новую жизнь от Духа, Который способен оживить эту душу. Только тогда брак будет завершенным.
Невеста, которая, по словам Возлюбленного, является прекрасным садом, наполненным цветами и плодами, горячо умоляет Его прийти и насладиться этим садом, отведать Его сладких плодов. Это подобно тому, как если бы она сказала: <<Я не хочу ни красоты, ни плодовитости, если они не служат Тебе. Приди же в Свой сад и возьми все его плоды, отведай их и даруй тем, к кому Ты благоволишь. В противном же случае я этих плодов не заслуживаю.
Примечания:
21 См. более полное толкование этого отрывка в 3-м стихе 7-й главы.
22 Как я уже отмечала, эти внутренние раны являются следствием явного ухода Жениха, который причинил душе самые мучительные страдания. С точки зрения внешней жизни это есть результат жестоких гонений со стороны людей и демонов. («Оправдания», П. 282.)
23 Во время явного отсутствия Жениха Невеста не заботится ни о себе, ни о творении и больше, чем когда-либо, хранит Ему верность. Она думает, что лишилась неизменного присутствия своего 1I01любленного. И разве это не повод для ее постоянной печали? (« Оправдания», 11.283.)
24 Эта сосредоточенность духовного взгляда на Боге, должно быть, надежно оберегалась Невестой (хотя и не осознанно), и, таким образом, она никогда не забывала о своем Женихе. Отметьте также, что причина невнимания Невесты к самой себе всецело заключается в неослабевающем стремлении ее сердца к Богу. Благодаря этому она избежала ошибки тех, кто, желая грешить без ограничений, устраняет Его из разума. («Оправдания». 11. 283.)
Глава 5
Ст. 1. Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста;
набрал мирры моей с ароматами моими, поел
сотов моих с медом моим, напился вина моего с
молоком моим. Ешьте, друзья; пейте и насыщайтесь,
возлюбленные.
Возлюбленный согласен с желанием Невесты.
Он, несомненно, жаждет прийти и отведать всего, однако Ему прежде надо показать Невесте, что это Он — хозяин стола. «Я набрал, — говорит Он, Моей мирры. Но это — для тебя, Моя Невеста, ибо это — твоя пища, которая есть ни что иное, как мучение, потому что в этой смертной жизни страдания не прекратятся никогда. Тем не менее, эта мирра всегда сопровождается очень приятными ароматами». Благоухание — для Жениха, а горькое миро для Невесты. «Что касается Меня, — говорит Жених, — Я съел Свои сладости, Я выпил вино и молоко, Я напитался сладостями твоей любви».
Очарованный великодушием Невесты, Он приглашает ее вместе со своими друзьями и детьми прийти и утолить голод и жажду в саду, полном плодов, напитаться молоком и медом. Подкрепившись, таким образом, она может обильно восполнять духовные нужды людей, давать превосходные советы всем, кто к ней обращается.
Это также относится и к Церкви, которая приглашает Христа прийти и отведать плодов с ее яблонь. Она просто собирает плоды Его добродетелей, благословляя избранных Им, подобно тому, как Он сделает это в Свое второе пришествие. Жених отвечает Своей возлюбленной Невесте, что Он, воплотившись, пришел в Свой сад, чтобы набрать мирры с ароматами, претерпев страдания, которые в сопровождении несметных добродетелей возносились к Богу Отцу приятным благоуханием. «Я поел сотов Моих, — добавляет Он, — с медом Моим». Это следует