понимать как Его учение и поступки. Он поступал так же, как учил, и ничего не предписал нам из того, чего Сам прежде не пережил. И, так поступая, Он достигал святости, которую требует сейчас от нас. Таким образом, сравнение с медовыми сотами здесь весьма уместно. Божественно устроенные и сладкие, они составляют Его пищу и питье. Кроме того, Он счастлив сознавать, что Его Отец испытает удовольствие от этого меда и от пользы, которую он принесет людям. «Я напился вина Моего с молоком Моим». Что это за вино, о, божественный Спаситель, которое Ты выпил, и от которого Ты настолько опьянел, что всецело забыл о Себе? Это та безмерная любовь, которую Ты принес людям. Думая только об их спасении, Ты забыл даже о Своей Божественности. Ты настолько опьянел от этого вина (и так было сказано о Нем пророком), что подвергся поношениям со стороны людей. Такова сила Божьей любви. Он напился вина с молоком, когда причащался Своей собственной крови. Вино символизирует чистое молоко, отражающее Божественность Христа в Его человеческой природе.
Этот Божественный Спаситель привлекает всех, кого Он избирает, кто жаждет, подобно Ему, вкусить страданий и позора, кто стремится к Его любви и Его чистому учению. Все это станет для них изысканным вином и молоком. Вино даст им силу и мужество исполнять все, что от них требуется, а молоко доставит удовольствие от учения, в котором они будут утверждены.
Да! Мы все призваны слушать Иисуса Христа и подражать Ему
Ст. 2. Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот,
голос моего возлюбленного, который стучится:
«отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, го-
лубица моя, чистая моя! потому что голова моя
вся покрыта росою, кудри мои — ночною влагою».
Душа, ожидающая своего Бога, чувствует, что хотя внешне она выглядит мертвой, как бы находящейся в глубоком сне, сердце ее хранит некую скрытую силу, поддерживающую ее в единении с Богом. Люди, достигшие такого духовного уровня, часто переживают удивительное ощущение: нередко посреди ночи они впадают в состояние как бы забытья, и Бог начинает действовать в них более могущественно, чем днем.
Во время такого забытья душа ясно слышит голос Возлюбленного. Он хочет быть услышанным и говорит: «Отвори Мне, сестра Моя! Я иду к тебе, возлюбленная Моя, которую Я избрал быть Своей Невестой. Голубица моя в простоте своей, совершенная Моя, прекрасная Моя, чистая Моя! Подумай о том, что Я перенес ради тебя посреди тьмы Своей смертной жизни. Ради тебя Я пропитался ночной влагой самых жестоких гонений. Теперь Я пришел к тебе, чтобы сделать тебя причастной Моим поношениям, Моему позору и Моему смущению».
До сих пор ты отведала только мучение креста, но еще не пережила его позора. И первое ужасное переживание сильно отличается от второго, которое ты уже начала познавать.
Ст. З. Я скинула хитон мой; как же мне
опять надевать его? я вымыла ноги мои; как же
мне марать их ‘?
Невеста, осознав намерение Жениха сделать ее причастной Его позору, ужасно напугана. Теперь она настолько же удручена угрожающим ей унижением, насколько ранее была отважна и храбра в принятии креста. Многие согласны нести крест, но едва ли найдется хотя бы один человек, согласный понести его бесчестье.
Эта душа, узнав о возможности позора, испугалась, во-первых, того, что к ней может вернуться уже не нужное знание себя и своих природных изъянов»; и, во-вторых, того, что она может оскверниться привязанностью к творению, «Я скинула хитон свой, — говорит она, — то есть саму себя, свои ошибки и все, что осталось во мне от ветхого Адама. Как же я могу опять одеть его? И, к тому же, я не могу представить ничего другого, что могло бы также унизить и смутить меня, ибо незаслуженное презрение со стороны людей радует меня и прославляет моего Бога. Оно делает меня более желанной в Его глазах. Я избавил ась от всех своих земных привязанностей и хочу всецело посвятить себя своему Возлюбленному. Как же я могу теперь оскверняться общением с творением?»
О, бедная, ослепленная, душа! Чему ты противишься? Жених всего лишь желает испытать твою верность и увидеть, действительно ли ты готова исполнить любую Его волю. Он, будучи невиновным, был презрен и отвержен людьми (Ис. 53), которые сочли это за наказание Божье. И, отягощенная виной, ты все еще не можешь согласиться претерпеть поношение вместе с ним! Ах! Не повлечет ли твое противление еще больших страданий?
Ст. 4. Возлюбленный мой протянул руку свою
сквозь скважину, и внутренность моя
взволновалась от него.
Возлюбленный, вопреки противлению Своей Невесты», протягивает к ней руку через узкую щель, Хотя Невеста и не желает отказаться от себя полностью, она в какой-то мере все еще посвящена Жениху, Это и есть та узкая щель. До этого момента ее посвящение было таким глубоким, что она подчинялась каждому Божьему изволению, не отказывая Ему ни в чем. Однако, когда Он открыл Свой план подробно» И, пользуясь Своими правами над нею, приз»ал ее к окончательному самоотречению и крайним жертвам, она пришла в волнение от Его прикосновения и столкнулась с трудностью там, где не ожидала.
Это затруднение» возникает вследствие того, что она имеет какие-то привязанности, не подозревая об ном. Вся ее сущность трепещет от этого прикосновения Жениха, потому что оно мучительно и причиняет сильнейшую боль. Когда эту боль испытал великий страдалец Иов, известный своим долготерпением, он не смог удержаться, чтобы не воскликнуть: «Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня» (Иов 19:21). Таким же образом и Невеста трепещет от Прикосновения Божьего.
О, Божественный Жених, Ты ревностно жаждешь, чтобы Твоя невеста исполняла любую Твою волю, и потому простое извинение, которое выглядит абсолютно справедливым, так сильно оскорбляет Тебя! Разве не мог Ты Своей нежностью и преданностью сохранить Невесту от такого противления?» Но это было необходимо для ее совершенствования. Жених Позволяет ей совершить ошибку, чтобы иметь возможность наказать ее и в то же время окончательно очистить ее от удовлетворенности собственной чистотой и невинностью, а также от нежелания расстаться с собственной праведностью. Она прекрасно знала, что ее праведность принадлежит Жениху, однако присваивала ее себе, а вместе с ней — какую-то часть Его почестей.
Ст. 5. Я встала, чтоб отпереть возлюбленному
моему, и с рук моих капала мирра, и
с перстов моих мирра капала на ручки замка.
Невеста осознала свою ошибку только тогда, когда с поспешностью раскаялась и встала, обновив свое посвящение и глубину своей жертвенности. Однако это не прошло без моли и мучений. Все ее естество охвачено печалью И страхом. Все ее поступки стали причинять ей боль и мучение, превосходящие те, что она уже перенесла.
Ст. 6. Отперла я возлюбленному моему,
а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во
мне не стало (в английском переводе Вульгаты» -
«душа моя растаяла» — прим. переводчика), когда
он говорил; я искала его, и не находила его;
звала его, и он не отзывался мне.
Она как будто говорит: «Я убрала преграду, которая препятствовала моему браку, который возможен только после полной смерти. Поэтому я убрала эту преграду мужественным посвящением и чистой жертвенностью» . я открыла» дверь своему Возлюбленному, думая, что Он войдет и исцелит печаль, которую Он причинил Своим прикосновением, но, увы! Жених скрывается, убегает, отворачивается и уходит. Он не оставляет Своей страдающей Невесте ничего, кроме раны. Боль ее ошибки мучает ее, как и нечистота, которую, как ей кажется, она приобрела, встав с постели.
Тем не менее, благость Жениха настолько велика, что, хотя и скрываясь, Он не перестает награждать Своих друзей благоволением, причем, тем большим, чем продолжительнее и суровее их лишения. Так Он поступил и со Своей Невестой, сознание которой уже изменилось, хотя она и не знала об этом. Душа ее смягчилась, когда Он говорил, и, благодаря этому, она лишилась жесткости и неуступчивости, помешавших ей вступить в духовный брак. Теперь она полностью готова к тому, чтобы тихо влиться в свой Источник».
«Я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне». Какое непостижимое несчастье!
Ст. 7. Встретили меня стражи, обходящие
город, избили меня, изранили меня; сняли с меня
покрывало стерегущие стены.
Бедная страдающая Невеста! С тобой никогда раньше не случалось чего-либо подобного, потому что до этого времени Жених хранил тебя. Ты безопасно обитала в Его тени, ты покоилась в Его руках, но когда Он ушел из-за твоей ошибки … Ах! Какое несчастье случилось! Ты думала, что уже достаточно натерпелась в различных испытаниях, когда Он проверял твою верность, однако все они были ничто по сравнению с тем, что тебе еще предстоит претерпеть. То, что ты испытала с Ним, было всего лишь тенью страданий, и у тебя нет оснований рассчитывать на что-то меньшее. Ты надеялась стать супругой Бога, покрытого ранами, прибитого гвоздями, лишенного всего, и избежать подобной участи! Невеста была изранена стражами города, которые до настоящего времени не осмеливались напасть на нее. Но, однако, они непрерывно наблюдали за нею, и, наконец, получили возможность избить ее. Кто эти стражи? Они — служители Божьего правосудия. Они изранили ее и забрали покрывало, которое было для нее таким ценным, — покрывало ее собственной праведности.
О, несчастная Невеста! Что ты теперь будешь делать в своем жалком состоянии? После ужасного происшествия, когда ты подверглась унижению, избиению, позору, Жених не захочет иметь с тобой дела. Если ты, несмотря на это, Продолжишь искать своего Возлюбленного и явишься пред Ним в таком состоянии, то Он сочтет тебя безумной. Но если ты не будешь искать Его, то умрешь от жажды. Ты действительно оказалась в жалком положении!
Ст. 8. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские:
если вы встретите возлюбленного моего, что
скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви.
Любовь не смотрит на себя». Эта бедная страдающая Невеста забыла о своих все еще кровоточащих ранах, о своем убытке и даже не вспоминает о них. Она думает только о Том, Кого она любит, и ищет Его тем настойчивее, чем больше встречает на пути преград. Она взывает к просвещенным людям: «О, вы, кому мой Возлюбленный, без сомнения, откроет Себя! Заклинаю вас: скажите Ему, что я изнемогаю от любви». «Почему, о, прекраснейшая из женщин, ты не просишь, чтобы мы рассказали Ему о твоих ранах и о том, что ты претерпела в поисках Его?» «Ах, нет! — отвечает эта великодушная душа. — Мне сполна возмещено за все мои страдания, потому что я перенесла их ради Него, и я предпочитаю их величайшему из благ. Скажите моему Возлюбленному только одно: что я изнемогаю от любви! Глубокая сердечная