Скачать:TXTPDF
Песня Песней Соломона. Жанна Гайон

рана, нанесенная Его любовью, настолько сильна, что я стала нечувствительна ко всякой внеш­ней боли. Я могу даже сказать, что в сравнении с той раной эта больрадость».

Ст. 9. «Чем возлюбленный твой лучше других

возлюбленных, прекраснейшая из женщин? Чем

возлюбленный твой лучше других, что ты

так заклинаешь нас?»

Дочери Иерусалима называют ее прекраснейшей из женщин, потому что ее самые мучительные раны носят скрытый характер, а те, которые на поверх­ности, даже придают ее красоте дополнительный блеск. Они изумлены, видя такую сильную, неиз­менную, верную любовь и расспрашивают: «Кто этот Возлюбленный? Он, должно быть, бесподобно привлекателен, если смог так увлечь Свою Невес­ту». Хотя эти люди и духовны, они еще не достигли такого уровня, чтобы понять мотивы настолько честного и искреннего поведения.

Если бы Невеста думала о себе, она сказала бы: «Не называйте меня прекрасной» (Руфь 1 :20). Она употребила бы какие-нибудь другие слова, указыва­ющие на ее смирение, однако сейчас она не способ­на на это38. Она думает только об одном: как найти Возлюбленного. Она может говорить только о Нем и не в силах помышлять ни о чем другом. И даже если бы ей пришлось прыгать в пропасть, это нисколько не взволновало бы ее. Рассуждения, которым она недавно дала волю из-за страха стать нечистой, сто­или ей слишком дорого, поскольку стали причиной исчезновения Жениха. Наученная своим горьким опытом, она не желает больше смотреть на себя и размышлять о себе.

Ст. 10. Возлюбленный мой бел и румян,

лучше десяти тысяч других.

«Мой Возлюбленный, — отвечает Невеста, ­чист, невинен и прост. Он румян Своей милостью, окрашен и обагрен огнем Своей любви, бел Своей искренностью. Мой возлюбленныйнаилучший, и я избрала и предпочла Его всем другим. Отец наз­вал Его Своим Возлюбленным Сыном, высшим среди сынов человеческих, в Котором Его благоволение (Матф. 3: 17). Если бы вы только знали, о, мои юные и нежные сестры, Кто ОН — Тот, Кого я так страстно люблю! Он — Тот, Кто прекраснее сынов человеческих, ибо из уст Его излилась благодать (Пс. 44:3). Он есть отблеск вечного света и чистый образ благости Бога (Мудр. 7:26) («Мудрость Соломона» — ­апокрифическая книга, не вошедшая в канон Писа­ния — прим. переводчика). Посудите: разве я не была права, отдав Ему всю силу своей любви?

Ст. 11. Голова его — чистое золото; кудри его

волнистые (в английском переводе Вульгаты –

«подобны пучку пальмовых ветвей» —

прим. пе­реводчика), черные, как ворон

Под кудрями следует понимать святую челове­ческую природу, покрывающую и скрывающую Божественность. Эти же кудри (или человеческая природа, распятая на кресте) подобны пучку пальмовых ветвей. Умерев ради людей, Он одер­жал победу над врагами и приобрел плоды Своего искупления, которые были обещаны нам через Его смерть (в английском языке слово «palm» имеет два смысла: прямой — «пальма» И перенос­ный — «победа, триумф», — прим. переводчика). Цветок пальмового дерева распустился, что сим­волизирует рождение Церкви. Восхитительная че­ловеческая природа представлена черной, как ворон, потому что она была не только покрыта ра­нами, но и отягощена грехами и нечистотой лю­дей. Христос, принявший человеческую плоть, претерпел поношение и презрение людей, Разве не был Он черным? И все же эта чернота только подчеркивала Его красоту, поскольку выполняла исключительно важную функцию: Бог очернил I Его, чтобы обелить в дальнейшем весь мир.

Ст. 12. Глаза его — как голуби при потоках

вод, купающиеся в молоке, сидящие в доволь­стве …

(в английском переводе Вульгаты –

«возле переполненных потоков» — прим. пере­водчика).

Невеста продолжает выражать восхищение со­вершенством Жениха. Его избыток и удивительные качества помогают ей в ее страданиях. «Глаза Его, ­говорит она, — так чисты, так непорочны и так просты (Его познание, очищенное от материалистического восприятия), что их можно сравнить с голубями при потоках вод. Под водами подразуме­вается божественная благодать, которая была дана Ему без меры, наполнив Его всеми сокровищами премудрости и ведения Божьего (Кол. 2:3), Он оби­тает у маленьких потоков — в скромных душах, которые, будучи даже не зрелыми, все равно дороги Ему. Кроме того, Он постоянно находится возле быстрых и обильных потоков, которые стремительно несутся вперед, преодолевая любые преграды. Это образ посвященных душ.

Ст. 13. Щеки его — цветник ароматный,

гряды благовонных растений; губы его –

лилии, источают текучую мирру …

Щеки Жениха олицетворяют две составляющие Его души: высшую и низшую. Они устроены восхи­тительно и источают непостижимый аромат. Вели­чие и красота души Жениха являются составной частью Его Божественности, подобно тому, как ще­ки являются частью головы. Ароматный цветник символизирует свойства души и внешние качества Его святой человеческой природы. Без сомнения, эти цветы посадил умелый СадоводСвятой дух, ибо Он полностью, как внутренне, так и внешне, сформировал Человека Иисуса Христа. Его губы удачно сравниваются с красными лилиями. Эти не­обыкновенно красивые цветы растут в Сирии. Губы, которые произносят слова духа, слова вечной жиз­ни, поистине прекрасны! Из них сочится превос­ходное миро, ибо учение Христа ведет к покаянию, к победе над страстями и полному посвящению.

Ст. 14 …. Руки его — золотые кругляки,

уса­женные топазами; живот его — как изваяние

из слоновой кости, обложенное сапфирами …

Под руками следует понимать Его внешние дела и внутренние побуждения. Внутренние побужде­ния — изделия из золота. Они имеют большую цен­ность, поскольку сконцентрированы на одном — вернуть Богу Отцу все, что принадлежит Ему. Ии­сус Христос верен в том, чтобы передать Свое Царство Богу и Отцу (l Кор. 15:24,28). Его внутрен­ние побуждения — топазы — добродетельны в вы­сочайшей степени, особенно в плане посвящения Богу Отцу и милости к человеку. Его внешние дела щедры и обильны. Его руки — золотые кругляки — олицетворяют изобилие благодати и милости, кото­рыми Он наделяет Свои творения.

Его человеческая природа, в высшей мере чистая и цельная, находится в единстве с Богом и покоится на Божественном фундаменте. Она сравнивается со слоновой костью, украшенной драгоценными кам­нями — совершенствами.

Ст. 15. .. .Голени его — мраморные столбы,

поставленные на золотых подножиях; вид его

по­добен Ливану, величествен, как кедры.

Голени символизируют плоть Спасителя, которую можно сравнить с мрамором — материалом, непод­дающимся тлению. Хотя на какое-то время она и ус­тупила смерти, однако, поставленная на золотые подножия, символизирующие Божественность, она не увидела тления (Деян. 2:31). И это величественное Божье строение, поддерживаемое Словом Божьим, которому оно и обязано своей нетленностью, уже ни­когда не разрушится. Его прекрасный вид подобен Ливану, очень просторному и чрезвычайно плодо­родному, засаженному кедрами (святыми). Иисус Христос стал первенцем из спасенных. Он избран для всех людей. Первородный между многими братьями, Он заслужил избрание всех тех, кто предопределен быть подобным образу славы Христа (Рим. 8:29).

Ст. 16. Уста его — сладость, и весь он –

лю­безность. Вот кто возлюбленный мой,

и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!

Хорошие качества можно выразить словами похвалы, однако есть добродетели, которые не поддаются словесным определениям. Таков и Бо­жественный Жених. Невеста как бы немеет, когда пытается воздать Ему достойную хвалу. Страсть побудила ее хвалить некоторые, наиболее привле­кательные для нее, достоинства Жениха. Однако, придя в себя от своего любовного исступления и устыдившись своего желания выразить невырази­мое, она обрекает себя на молчание. Тем самым она внезапно прерывает свое повествование, кото­рое она вела не только для того, чтобы найти вы­ход своей страсти, но и для того, чтобы призвать своих подруг также полюбить Того, в Кого она влюблена. Ее молчанию предшествовали несколь­ко слов: «Уста его — сладость».

Таким образом она подчеркивает, что Он, будучи Богом, превыше всех атрибутов и качеств. Если ка­кие-то качества и приписываются Ему, то только по причине слабости творения, которое не знает друго­го способа выражать свои мысли. Затем, предав­шись порыву чувств, она восклицает: «Весь Он ­любезность!» Этим она как бы говорит: «О, подруги мои! Поверьте мне! Рассудите сами. Испытайте, что есть благо для вас, и тогда вы увидите силу и искренность моей любви. Он потрясет все народы (Агг. 2:7), и потому мы должны стремиться стать причаст­никами Его величия. Ему может подражать каждый, хотя и не во всех Его совершенствах. Только Он, о, дочери Иерусалима, обладает этими всеми, редкими 110 красоте, чертами. Они настолько прекрасны, что н не могу их описать. Именно Его я люблю и ищу Того, в Кого я отчаянно влюблена. Посудите: разве не закономерно то, что я изнемогаю от любви?

Примечания:

25 Становится очевидно, что весь путь этой души — не что иное, как непрерывный ряд крестов, позора и смущения. Есть множест­во людей, которые только частично отказались от себя, приняв да­леко не все кресты. Они не желают терять репутацию в глазах людей. Но именно эту цель здесь преследует Бог. Эти души также испытывают крайнее нежелание повиноваться повелению Бога покинуть свое внутреннее убежище. Тем не менее, совершенно очевидно, что они не смогут понести эти кресты до тех пор, пока не выйдут из своего укрытия. Когда Бог хочет, чтобы человек действительно умер для себя, Он иногда допускает ему совершить, на первый взгляд, ложные шаги (хотя на самом деле, это не так), вследствие которых его репутация в глазах людей портится. Я зна­ла одну духовную персону, которой были уготованы многие серь­езные испытания — кресты, в том числе, и потеря репутации. Она чрезвычайно ею дорожила и не могла заставить себя отказаться от доброго имени перед людьми. Поэтому она просила у Бога о любом другом кресте, выражая таким образом свой отказ. Она сама рас­сказала мне, что больше никогда не занимала прежнего положе­ния. Этот отказ был настолько пагубным для ее возрастания, что с того времени Господь не проявлял к ней благосклонности ни в унижениях, ни в милостях.(«Оправдания», П. 20.)

26 Человек не может оставаться долго в этом состоянии обна­женности и пустоты, и потому апостол Павел (Кол. 3:9-10) сооб­щает нам, что, лишившись ветхого Адама, мы должны облечься в нового Человека Иисуса Христа. Отказавшись от всего — даже от привязанности к вещам, какими бы хорошими они ни были, — и

научившись не желать ничего, кроме предусмотренного Божественной Волей, мы теперь снова должны облачиться в эти же при­вязанности. Но на этот раз уже не потому, что они приятны, выгодны или служат способом удовлетворения нашего самолюбия, а потому, что они приятны Богу, приносят Ему честь и славу. (Св. Францисск де Саль «О Любви Божьей», книга 9, гл. 16.)

27 Здесь имеются в виду изъяны характера, а не сознательные грехи. Для того чтобы очистить дух, Бог использует то, что Иоанн Креста называет мрачной ночью духа. В это время Бог позволяет плохим свойствам характера, от которых человек, как ему кажется, навсегда избавился, вновь проявиться, причем очень заметно. Я

Скачать:TXTPDF

Песня Песней Соломона. Жанна Гайон Христианство читать, Песня Песней Соломона. Жанна Гайон Христианство читать бесплатно, Песня Песней Соломона. Жанна Гайон Христианство читать онлайн