Скачать:TXTPDF
Песня Песней Соломона. Жанна Гайон

в глазах людей неуступ­чивым (упрямым и своенравным). «Возьму из плоти их сердце ка­менное, и дам им сердце плотяное», — говорит Господь Бог (Иез. 11: 19). Это означает: «Я исцелю их от жестоковыйности». Дерево, железо и камень должны пройти пресс, молот и огонь, чтобы изме­нить свою форму. То же самое можно сказать и о сердце, которое жестко и нечувствительно к божественному воздействию и про­должает упорствовать в своей воле и укореняться в наклонностях, обусловленных порочной природой. Мягкое же и уступчивое серд­це названо расплавленным или растопленным. (Св. Франциск де Саль, «О любви Божьей», книга VI, гл.12.)

48 Если человек, вопреки воле Божьей, предпочитает действо­вать, то это говорит о его серьезном недостатке. Раньше Невеста предпринимала какие-то шаги, в то время как Бог требовал от нее полной бездеятельности. Это было необходимо для того, чтобы она могла умереть для всякого влияния своих побуждений. Теперь же, не предпринимая никаких действий, она стала подобной мягкому воску или другому податливому материалу, с которым Бог делает все, что хочет. Так душа достигает единственно истинного и совер­шенного состояние активной бездеятельности, при котором она руководствуется не своими побуждениями, а побуждениями Святого Духа. («Оправдания», 1. 114.)

Глава 8

Ст. 1. О, если бы ты был мне брат, сосавший

груди матери моей! тогда я, встретив тебя на

улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы.

Невеста хочет достичь еще большего единения с Богом. Хотя эта преображенная душа уже находится в постоянном и неизменном союзе со своим Твор­цом, она, тем не менее, подобна жене, озабоченной состоянием домашних дел. Она вынуждена зани­маться хозяйством, хотя и не перестает быть женой. Но бывают моменты, когда небесный Жених жаж­дет более близкого общения со Своей Невестой. Именно об этом она сейчас просит. «О, если бы ты, Мой Жених, был также и моим братом, сосавшим груди моей матери! (то есть, Божественной Сущнос­ти)», — восклицает она, — то я постоянно пребыва­ла бы вместе с Тобой у грудей Божественности. Вдобавок к этому исключительному преимуществу, я встречалась бы с Тобой на улице, и наш союз ста­новился бы еще теснее». Она просит еще об одной милости — чтобы ее внешнее состояние соответ­ствовало внутреннему. Внутреннее состояние меня­ется раньше внешнего, поэтому какое-то время у человека еще остаются определенные незначитель­ные слабости. Они скрывают избыток благодати и не разочаровывают Жениха. Тем не менее, эти сла­бости возбуждают презрение со стороны людей. «Так пусть же Он настолько преобразит мою внеш­нюю жизнь, — восклицает Невеста, — чтобы меня не осуждали! Я прошу это для славы Божьей, а не для собственной выгоды, потому что я больше не способна заботиться о себе».

Ст. 2. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом

матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя

ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих.

Невеста оказывается связанной с Богом самым тесным образом. Жених — в ней, а она — в Нем. Это подобно тому, как пустая ваза, выброшенная в оке­ан, наполняется той же самой водой, которая окру­жает ее. Снаружи и изнутри одно и то же вещество. Подобное происходит и с Невестой, которая, нахо­дясь в своем Женихе, в то же время несет Его в себе. И куда же она несет Его? Только туда, куда она мо­жет идти: на лоно своего Отца — в место, где она ро­дилась. Невеста взволнована оттого, что Жених открывает ей Свои тайны. Он учит ее каждой исти­не, которую необходимо ей знать. О, удивительное познание! Божественные истины можно познать только в божественной тишине! Слово так много го­ворит душе, так наставляет ее, как не в силах наста­вить самые просвещенные учители.

Когда Жених учит верную Невесту, постепенно проникая в нее все глубже и глубже и расширяя ее скрытые возможности, она побуждает Его выпить ароматного вина и свежего сока гранатовых яблок. Это — плод ее милости, ибо она с величайшей иск­ренностью предлагает Ему все то, что Он дарует ей. Это замкнутый круг: Жених дарует Невесте, а Невеста отдает Жениху. О, несравненная Невеста! Что мне сказать? Ты — находишься в общении со Святой Троицей, ибо постоянно отдаешь то, что принимаешь.

Ст. З. Левая рука его у меня под головою,

а правая обнимает меня.

Как было сказано ранее, Бог обнимает Невесту двумя руками. Первая рука — это Его всемогущая защита, а вторая — совершенная любовь. И эти свя­тые объятия есть свидетельство их неразрывного единения. Невеста, заявляя о том, что рука жениха обнимает ее, подразумевает грядущие события, пос­кольку принимает эти божественные объятия за супружеский поцелуй. Она говорит о нем, как о событии, которое будет продолжаться в вечности. Но следует заметить, что она всегда говорит о нем в настоящем времени.

113

Ст. 4. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, —

не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно.

Жених требует не будить Его возлюбленную ото сна. Он повторяет Свое требование трижды, потому что существуют три разновидности внутреннего сна. Первый — когда душа, находясь в состоянии гармонии, испытывает сильный восторг, намного превосходящий чувства. Во время этого сна чувства отделяются от объектов нечистой любви, тем самым очищаясь. Именно поэтому Жених просит не бу­дить Невесту

Второй сон — это таинственная смерть, когда Невеста угасает в объятиях любви». Как бы Жених ни хотел, этот сон необходимо прерватьНевеста должна пробудиться от звука голоса Божьего, при­зывающего ее из могилы смерти к духовному про­буждению.

Третий сон — это дремота постоянного отдыха в Боге. Это — восторженный и в то же время тихий, спокойный и устойчивый покой, не приводящий к перемене чувств, когда душа, отвергнув себя, входит в Бога. Этот ее покой никогда не должен быть пот­ревожен. Но, надо заметить, Жених хотел, чтобы не был потревожен ни один из снов Невесты, и чтобы она продолжала покоиться в Его руках.

Первый отдых — обещанный покой, второй _ дарованный, а третий — утвержденный, вечный. Это не означает, что он не может быть нарушен, поскольку Невеста все еще свободна. Жених не мог бы сказать: «Доколе ей угодно», — если бы это не определялось ее волей. Просто после такого едине­ния (если исключить крайнюю неблагодарность и неверие) она уже никогда не сможет поступить воп­реки воле Жениха.

Тем временем Божественный Жених, хваля Свою Невесту и позволяя другим хвалить ее в Его присутствии, старается постоянно наставлять ее. Чтобы показать ей, что самодовольство и презре­ние людей может привести к такому прискорбному результату, как отделение от Него, Он открывает ей низость ее происхождения и испорченность при­роды. Это делается с единственной целью — по­мочь ей сохранить свое смирение.

Ст. 5. Кто это восходит от пустыни (в анг­лийском

переводе Вульгаты здесь добавлено «ис­полненная

радости» — прим. переводчика), опираясь

на своего возлюбленного? Под яблонью разбудила я тебя:

там родила тебя мать твоя, там

родила тебя родительница твоя (в английс­ком

переводе Вульгаты — «Под яблоней разбудил Я тебя:

там была опорочена мать твоя, там она была

обесчещена, и затем родила тебя» — прим. переводчика).

Невеста покидает пустыню. Это пустыня чис­той веры, но не только. Это еще и пустыня эгоиз­ма. Невеста бежит с радостью, потому что она удовлетворена. Она подобна сосуду, наполненно­му до краев ключевой водой, которая разбрызгива­ется во все стороны для пользы окружающих. Она больше не зависит от самой себя и потому больше не боится избытка своей радости. Она не боится поражения, потому что ее Возлюбленный, напол­няющий ее радостью, всегда рядом, и она может опереться на Него.

О, драгоценное обретение — потеря всех сотво­ренных опор! Сам Бог стал поддержкой нашей души!

Под яблоней разбудил Я тебя. Я поднял тебя ото сна таинственной смерти, пробудил тебя от сна тво­ей порочности, избавил от испорченной, порочной природы, которую передала тебе твоя мать через свой грех. Ибо Бог имеет две цели по отношению к человеку: во-первых, Он хочет избавить его от по­рочности и злобы его испорченной природы, а, во-­вторых, — восстановить эту природу в первозданном состоянии, сделать ее для Бога такой же прекрасной и чистой, какой она была до падения Евы. В своей невинности Ева всецело принадлежала Богу, одна­ко, совершив прелюбодеяние с дьяволом, оставила

115

своего Творца. И мы все причастны к пагубным пос­ледствиям этого поступка. Мы пришли в этот мир как незаконнорожденные дети, не имеющие предс­тавления о том, кто наш настоящий Отец. Нас нель­зя было принать принадлежащими Богу, пока мы не были законно признаны через крещение. Но даже после этого мы все еще имеем признаки того през­ренного греха. Мы сохраняем в себе злобу, проти­востоящую Богу, и это продолжается до тех пор, пока Он решительным образом не удаляет ее, отвле­кая душу от самой себя, очищая ее от всякой распу­щенности, наделяя благодатью невинности и побуждая потеряться в Нем. Таким образом Он вы­водит ее невинной из-под яблони — того места, где была опорочена ее мать — человеческая природа.

Ст. 6. Положи меня, как печать, на сердце

твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка,

как смерть, любовь; люта, как преисподняя

рев­ность; стрелы ее — стрелы огненные; она –

пла­мень весьма сильный.

Жених предлагает Невесте положить Его как пе­чать на ее сердце, ибо, поскольку Он — источник ее жизни, то должен быть и ее печатью. Именно Он препятствует ей покинуть столь благословенное состояние. Таким образом, она — запечатанный ко­лодец, который никто, кроме Него, не может ни открыть, ни закрыть. Он также хочет, чтобы она по­ложила Его как печать на свою внешнюю жизнь и на свои дела, чтобы все было сохранено для Него и ничто не было задействовано без Его указаний. Та­ким образом, она есть сад, который Жених закрыва­ет и который уже никто не может открыть (Откр. 3:7). «Ибо любовь, — говорит Жених, — крепка, как смерть». Этими словами Он дает понять Своей воз­любленной, что может совершать в ней все, что Ему угодно. Он побуждает Невесту умереть для всего, чтобы она могла жить только для Него. Но ревность люта, как преисподняя, и потому Он так тщательно ограждает Свою Невесту. Он так сильно жаждет ее

116

посвящения, что малейшее проявление неверия (предположение настолько же прискорбное, нас­колько и невероятное ) вызвало бы в Нем вспышку негодования, в результате чего она незамедлитель­но была бы изгнана в ад. Стрелы любви — стрелы огненные, которые освещают тьму до тех пор, пока горят. О, Агнец, накладывающий и снимающий семь печатей! (Откр. 5:5). Запечатай Свою возлюб­ленную так, чтобы она могла выйти только через Тебя и для Тебя, ибо духовный брак сделал вас не­разлучными навек.

Ст. 7. Большие воды не могут потушить

любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все

богатство дома

Скачать:TXTPDF

Песня Песней Соломона. Жанна Гайон Христианство читать, Песня Песней Соломона. Жанна Гайон Христианство читать бесплатно, Песня Песней Соломона. Жанна Гайон Христианство читать онлайн