приводя все в единство, заключенное в Его собственном единстве.
Тогда, это — поцелуй Его уст и настоящее и совершенное обладание, которое не напрасно и не бесплодно, поскольку простирается гораздо дальше простого общения с человеком.
Мы должны помнить, что прикосновение божественных уст к человеку символизирует совершенное обладание и интимность брака, когда человек соединяется с Самим Богом и с Его словом.
Такое состояние, когда человек не только вступает в брак, но и приносит плод, называется апостольским. Бог, прикасаясь устами к человеку, на некоторое время соединяется с ним и передает ему плодотворность Своего изобилия.
Некоторые люди утверждают, что подобное единение невозможно до момента наступления грядущей жизни, однако я убеждена, что оно может быть достигнуто еще при этой жизни, но с одной оговоркой: здесь мы обладаем, не видя; там же мы узрим то, чем обладаем.
Теперь хочу отметить следующее. Само по себе видение Бога не приносит истинного блаженства, поскольку мы счастливы уже тогда, когда принимаем наивысшее Благо и можем наслаждаться им, не видя его. Здесь мы наслаждаемся им исключительно по вере; там же, в дополнение к счастью обладания Богом, мы будем ясно видеть Его. Однако эта слепота не препятствует истинному обладанию, настоящему наслаждению объектом обладания и интимности отношений, характерных для божественного брака.
Это единение далеко не воображаемое, поскольку подтверждается каждым человеком, имеющим подобный опыт’.
Сейчас мы можем разрешить затруднения некоторых верующих, которые считают, что человек, достигший неразрывного единения с Богом, уже не может свидетельствовать об Иисусе Христе и о своем духовном состоянии, поскольку жизнь миновала, и душа уже пребывает в вечности. Я всецело согласна с ними в том, что единение с Иисусом Христом как с Личностью происходит намного раньше, когда душа приходит в гармоничное состояние. Более того, единение с Богочеловеком Иисусом Христом — это самое первое, что происходит в начале жизни во Свете. Однако в отношении общения Слова с человеком я утверждаю, что человек должен прежде пребывать только в Боге’, и что такое состояние достигается через духовный брак. Только после этого он может иметь божественное общение, поскольку только после такого общения могут появиться плоды брака.
Все это более реально, чем можно выразить словами, и, учитывая тот факт, что Бог на земле постоянно обладает человеком, мы можем проследить различие между духовным браком и любым другим союзом. Когда мы воссоединяемся с творением, то можем обладать им только временно, потому что оно вне нас. Однако обладание Богом — процесс непрерывный и непреходящий, поскольку Бог находится внутри нас.
Бог — наша конечная цель, и человек может бесконечно сливаться с Ним воедино и преображаться, никогда уже не выходя из этого состояния». Точно так же река движется навстречу морю. Достигнув своей цели, она смешивается с морской водой, возвращаясь в первоначальное состояние. Отныне уже она и океан неразделимы.
Кроме того, следует отметить, что Бог сделал нас причастниками Своего естества, способными к воссоединению с Ним, и наделил стремлением к такому воссоединению». Это стремление было заложено в самом человеке, в его невинности. Но, поскольку такое воссоединение затрагивает грубые, материальные, сущности, то и их единение имеет исключительно материальный характер. Если мы, к примеру, попытаемся сделать сплав из двух металлов с очень разными свойствами, то наша попытка закончится провалом. Однако если мы возьмем два подобных металла, то добьемся желаемого результата. С другой стороны, можно вылить в одну емкость два стакана воды, и они так смешаются, что станут неразделимыми. Таким же образом человек, духовный по своей сути, способен воссоединиться, слиться со своим Богом и преобразиться, согласно Его замыслу.
Это можно проиллюстрировать на примере соединения соли и воды. Когда кусок каменной соли бросают в воду, она растворяется в ней, и их уже невозможно разделить. Единство может иметь место и без какого-либо смешивания. В качестве примера можно привести единство сил и свойств души, которое мы называем гармонией души. Но в данном случае речь идет о неразрывном единении человека с Богом, и такое единение является высшим и абсолютным. Человек может воссоединиться таким образом только с Богом, потому что такова его природа творения. Именно это явление Святой Павел называет «преображением в тот же образ» (2 Кор. 3:18), а Спаситель — «единством» (Иоан. 17: 11,21).
Это происходит тогда, когда человек лишается свойственного ему бытия, чтобы существовать только в Боге. Я имею в виду полное отречение от своей плотской сущности, своего «я», и совершенное погружение в Бога. Это отнюдь не есть уничтожение личностного начала, предполагаемое в гипостатическом единстве. Это подобно падению капли воды в чашу с вином, в результате чего она теряет свойственные ей форму и характер. Однако ее сущность остается индивидуальной, и таким образом, если в этом есть Божья воля, ангел может в любой момент выделить ее из вина. Подобным же образом человек может быть обособлен от Бога, хотя и с большим трудом.
Таким образом, это есть возвышенное и интимное единение, в котором так сильно нуждается Невеста, находясь рядом с Женихом. Она просит об этом у Него, но так, как будто обращается к кому-то другому. Импульсивная вспышка любви дает выход ее страсти. «Пусть Он поцелует меня,- говорит она, — поскольку Он может сделать это. Я не могу довольствоваться никаким другим единением. Только такой союз может удовлетворить все мои желания, и это — то, в чем я нуждаюсь».
Ст. 1, 2. Ибо ласки твои (в английском переводе
Вульгаты — «ибо груди твои» — прим. переводчика)
лучше вина. От благовония мастей твоих …
О, Боже! Твои груди, из которых Ты вскармливал людей, такие сладкие и приятные! Они упояют Твоих детей — даже тех, которые все еще нуждаются в грудном молоке — сильнее, чем вино пьяницу, даже самого закоренелого. Они такие ароматные, что своим чарующим благоуханием привлекают души, готовые с радостью принять их. Они также подобны драгоценной масти, исцеляющей все внутренние раны. Ах! Если все обстоит так, то каких только радостей нет в этом брачном поцелуе — поцелуе Его уст!
Книга Песня Песней с самого начала объявляет о том, чем она закончится, — наградой и совершенством Невесты, — ибо вполне естественно, что перспектива и постановка цели должны предшествовать выбору средств ее достижения. Эти средства описаны в порядке последовательности, начиная с духовного младенчества.
Именно перспектива этой цели побудила Невесту просить о поцелуе Его уст, хотя это — последнее, что она получит, причем, только после того, как пройдет через многие испытания и трудности.
Ст. 2. Имя твое — как разлитое миро;
поэтому девицы любят тебя.
Ощущение благосклонности Жениха проникает сладостью в души тех, кого Он хочет наполнить Своей любовью. Это проникновение настолько сильно, что действительно напоминает распространяющееся и усиливающееся благоухание разлитого миро. Оно так восхитительно и ароматно, что юная душа оказывается полностью поглощенной его силой и нежностью. Это происходит без какого-либо принуждения и доставляет такое удовольствие еще юной и слабой душе, что та позволяет себя увлечь подобным невинным очарованием. Именно таким образом Бог рождает в юных сердцах любовь к Себе. Эти сердца пока еще знают о любви только то, что она приносит радость. Именно таким елеем радости Отец помазал Сына.
Ст. З. Влеки меня, мы побежим за тобою …
(в английском переводе Вульгаты здесь добавлено
«на аромат твоих мастей» — прим. переводчика).
Эта юная влюбленная молится Жениху, чтобы Он увлек ее всецело, полностью. Она как будто не удовлетворена сладостью благоухания, наполняющего ее душу, поскольку уже поняла через постоянно нарастающее расположение Жениха, что существует еще более возвышенный и интимный союз, предполагающий взаимное обладание. Это состояние ранее ей было неведомо. Вот почему у нее возникает такая просьба. «Влеки меня, — говорит она, — в самые сокровенные уголки моего сердца, чтобы моя душа и мои чувства могли также устремиться к Тебе. Влеки меня, о, божественный Возлюбленный! И я побегу за Тобой, постигая ту силу, которой Ты привлекаешь к Себе. Аромат Твоей любви будет направлять меня. Это — запах мира, уже излитого Тобой, чтобы исцелить мою душу от зла, причиненного грехом, и очистить мои чувства от проникшей в них порочности. Я буду стремиться к тебе, чтобы достичь Тебя — центра своего блаженства».
Это восхитительное благоухание дает начало молитве размышления, потому что чувства, также как и душа, следуют за этим ароматом, позволяющим человеку с восхищением увидеть, как благ Господь (Пс.33:9).
Ст. З …. Царь ввел меня в чертоги свои,
— будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить
ласки твои (в английском переводе Вульгаты –
«груди твои» — прим. переводчика) больше, нежели
вино; достойно (в английском переводе Вульгаты –
«честные» — прим. переводчика) любят тебя!
Она охотно пожелала оставить все земное, и сделала это не только для того, чтобы иметь возможность бежать к Нему, то и для того, чтобы получить награду за любовь, уже отчасти очищенную. Он вводит ее в Свои божественные чертоги. Эта Его благосклонность намного превосходит ту, которую Он проявлял к ней ранее, и которая выражалась всего лишь в мимолетном состоянии гармонии души.
Когда сердце человека проявляет достаточную верность, отказываясь от всех Божьих даров ради того, чтобы достичь Его Самого, то Бог в изобилии изливает их на такого человека. Однако Он с негодованием удерживает Свои дары от тех. кто жаждет только их.
Зная об этом, царь-пророк призывает всех людей искать Господа и силы Его, искать лица Его всегда (Пс. 104:4). Он как бы говорит: «Не останавливайтесь на милостях или дарах Божьих, которые, хотя и подобны лучам, исходящим от Его лица, но не являются Им Самим. Восходите к престолу Бога, и там ищите Его. Ищите лица Его до тех пор, пока не найдете и не получите Его благословений».
«Когда мы в Тебе, о, Боже! — говорит Невеста, радуясь, что ей открылась неописуемая тайна, — мы будем восхищаться и радоваться Тобой. Мы будем превозносить Тебя». Она восторгается тем, что Жених предпочитает ее всем остальным, и этот восторг есть проявление ее радости и удовлетворения. Она уже предпочла сладость Его молока вину удовольствий этого мира. Именно поэтому она говорит: «Будем превозносить груди твои больше, нежели вино». Здесь она избирает Бога, отдавая предпочтение Его духовным утешениям и переживая Его благосклонность.
Говоря слова «честные любят Тебя», она желает подчеркнуть, что истинная честность, ведущая человека к расставанию со всеми земными и небесными удовольствиями ради единения с Богом,- это И есть чистая и совершенная любовь. Воистину, о, мой Бог, ни один нечестный в таком смысле человек не может любить Тебя так, как Ты того заслуживаешь!
Ст. 4. Дщери Иерусалимские! Черна я, но
красива, как шатры Кидарские, как завесы
Соломоновы.
Величайшие милости