Иоан.4:16).
Ст. 7. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские,
сернами или полевыми ланями: не будите и
не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно.
Она спит таинственным сном в этих объятиях помолвки, наслаждаясь ранее неведомым святым покоем. Раньше она, несомненно, покоилась в Его тени благодаря своей уверенности в Нем. Однако она еще никогда не спала на Его груди или в Его объятиях. Удивительно, с какой ревностью творения (даже духовные) стараются пробудить ее от этого тихого сна». Дочери Иерусалима верны и назойливы в своем желании разбудить ее, хотя и под ложным предлогом. Однако она настолько крепко спит, что не слышит их. Затем Жених заключает ее в Свои объятия, заклиная их не будить Его возлюбленную, не беспокоить ее покой, потому что она более любезна Ему в этом покое, нежели во всех внешних добродетелях. «Не будите ее, — говорит Он, — ни под каким предлогом и не используйте для достижения своей цели никаких уловок. Пусть она отдыхает, доколе ей угодно, а ей будет угодно всякий раз, когда будет угодно Мне».
Ст. 8, Голос возлюбленного моего! Вот, он
идет, скачет по горам, прыгает по холмам.
Итак, Невеста внимательна только к голосу своего Возлюбленного. Она слышит и сразу же узнает его.
«Голос Возлюбленного моего! — говорит она. — Я знаю его, я слышу его, и он убирает все мои сомнения. Но что говоришь Ты, о, возлюбленная?! Ты уснула от любви и проснулась в объятиях своего Жениха. Как же ты уверяешь, что Он скачет по горам и прыгает по холмам! Как это возможно? Жених обнимает Свою возлюбленную и пребывает в ней. Он погружает ее в Себя во время этого таинственного сна и соединяется с ней, но не так, как раньше, когда Он приводил ее душевные силы в гармонию, а в гораздо большей степени. Он поднимается на горы (то есть, проникает в глубину ее души), и там происходит их непосредственное единение. Она сразу же понимает, что это воздействие сильно отличается от того, которое она ощущала прежде, и что оно приводит к очень большим переменам, хотя и является всего лишь временным прикосновением.
Ст. 9. Друг мой похож на серну или на молодого
оленя. Вот, он стоит у нас за стеною,
заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку.
Принимая нежные ласки Жениха, она думает, что они будут длиться вечно, однако эти ласки являются не только подтверждением Его любви, но и символами Его ухода. Едва она начала испытывать вкус единения, как Он тут же ушел», и она сравнивает Его быстрое исчезновение с движениями серны или молодого оленя. Но, сокрушаясь о странном уходе Жениха и думая, что Он уже далеко, она внезапно осознает, что Он совсем рядом. Он просто скрыл Себя, чтобы испытать ее веру, и все это время не отводил от нее Своего взгляда, защищая ее более заботливо, чем когда-либо. В этот момент Он наиболее близок к ней. Возлюбленная всегда у Него перед глазами, хотя она может и не видеть Его. Она различает Его только время от времени, чтобы не усомниться в Его бдительности и иметь возможность однажды рассказать об этом другим. Следует отметить, что Он стоит, потому что сейчас не время отдыхать. Он стоит, готовый уйти в любую минуту.
Ст. 10. Возлюбленный мой начал говорить мне:
встань, возлюбленная моя, (6 английском переводе
Вульгаты здесь добавлено «голубица моя» — прим.
переводчика) прекрасная моя, выйди!
Бог, осуществив переворот в этой душе и приведя ее к кульминационному моменту, милостиво позволяет ей насладиться Своими объятиями, чтобы склонить ее к духовному браку. Он побуждает ее стать на путь, который, по всей видимости, имеет совершенно другое направление. Он Сам показал этот путь Своей загадочной смертью. Возлюбленный, обращаясь к душе, приглашает ее с поспешностью уйти от самой себя. Он больше не предлагает ей отдохнуть, но повелевает встать. Это в корне отличается от Его прежнего поведения. Тогда Он охранял ее сон, теперь же побуждает немедленно встать. Он призывает ее настолько нежно и убедительно, что она, даже если бы и не была ревностной в исполнении Его воли, все равно не смогла бы противиться этому призыву. «Встань, возлюбленная Моя, прекрасная Моя! Я избрал тебя,потому что нахожу тебя красивой и потому что нахожу в тебе отражение Своей собственной красоты. Встань, голубица Моя, простая и верная, и выйди, ибо у тебя есть все необходимые качества для того, чтобы уйти от себя. Я говорил с тобою в глубине твоей души, но теперь Я вышел, чтобы побудить тебя последовать за Мной. Ты должна уйти от себя».
Этот уход сильно отличается от того, о котором упоминалось ранее (глава 1, стих 7). Это более ответственный шаг, потому что в первом случае душа всего лишь отказывалась от природных удовольствий ради того, чтобы удовлетворить Возлюбленного, а здесь речь идет об отказе от самой себя, чтобы принадлежатъ только Богу. Это есть возвращение творения к своему истоку, как будет показано вскоре.
Ст. 11. Вот, зима уже прошла; дождь
мино6ал, перестал …
Зима может быть как внешней, так и внутренней .
Это разные явления. Когда наступает внешняя зима, человек побуждаемый благодатью, проникает глубоко в себя и погружается в состояние размышлений. Внутренняя зима, сменяющая ее, заставляет человека выйти из этого состояния посредством более обильной благодати посвящения. Зима, которая прошла и о которой здесь говорит Жених, — это внешняя зима. Человеку холодно, он может замерзнуть. Он промок, утомился бурями и снегами грехов, которые так легко проявляются при соприкосновении с творением. Но, соединяясь с Богом, он становится настолько сильным, что ему уже нечего бояться внешних врагов. Дожди миновали, и он уже не может (разве только по причине неверия) находить удовлетворение во внешних благах.
Кроме того, выражение «зима прошла» указывает на то, что внешние ценности человека больше не интересуют. Они не могут больше удовлетворить его, так как зима уничтожает их. И если что-то и приносит ему удовлетворение, то это возврат к состоянию невинности.
Зимние дожди миновали, и Невеста может выйти, не боясь непогоды. Кроме того, холод уничтожил то, что раньше мучило ее. Суровая зима избавила землю от паразитов.
Ст. 12. Цветы показались на земле; время пения
(в английском переводе Вулыаты — «обрезания»
— прим. переводчика) настало, и голос
горлицы слышен в стране нашей …
Для того чтобы вынудить Невесту выйти, Жених дает ей понять, что Он рядом и что Он желает вести ее в Свои земли. Он называет эти земли «нашей страной», потому что приобрел их для нее Своей искупительной жертвой, и они принадлежат теперь им обоим. Он говорит, что там уже появились цветы. Эти цветы никогда не увянут, ибо зимы уже не будет.
Настало время обрезания винограда. Лоза, которая является символом Невесты, теперь должна быть обрезана и уничтожена.
«Голос горлицы, — говорит Жених, — это голос Моей человечности. Он приглашает тебя потеряться и скрыться на груди Моего Отца. Ты услышишь этот голос еще более ясно, чем сейчас, когда придешь в
~4
ту страну, в которую Я зову тебя, и о которой ты пока еще не знаешь. Мой голос — голос простоты и невинности — весьма отличается от твоего.
Ст. 13. Смоковницы распустили свои почки, и
виноградные лозы, расцветая, издают благовоние.
Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!
Эта вечная весна сопровождается осенними плодами и летним зноем, однако здесь нет никакого противоречия. Жених, упоминая о цветах и плодах, указывает на весну, лето и осень, однако Он больше не упоминает о зиме, потому что, как уже было отмечено, оказавшись в этой новой стране, он находит, что зима миновала, причем, не только внешняя, но и внутренняя.
Для души, достигшей Бога, больше не существу — никакой зимы. Прежде чем войти во внутреннюю зиму, человек прошел через все времена года духовной жизни, однако, в конце концов, он снова встречается с весной, летом и осенью. И что же он видит? Мягкость весны не мешает ни летнему зною, ни плодовитости осени. Летняя жара не препятствует ни красоте весны, ни изобилию осени. Осенние плоды не создают преград ни весенней радости, ни летней активности.
О, благословенная Страна! Счастливы те, кто сможет достичь тебя! Она обещана всем, и Тот, Кто обладает ею и Кому она принадлежит по праву, приобретенному Кровью, убедительно просит нас прийти туда. Он снабдил нас всем необходимым для этого. Так почему бы нам не поторопиться?
Ст. 14. Голубица моя в ущелье скалы под кровом
утеса! Покажи мне лице твое, дай мне
услышать голос твой; потому что голос
твой сладок и лице твое приятно.
«Голубица моя, — говорит Жених, — моя чистая, непорочная и невинная голубица! Ты спряталась в себе как в углублении стены, скрылась в Моих ранах — ущельях живой скалы. Покажи мне лицо твое».
Но почему Ты так говоришь, о, Жених? Разве Твоя возлюбленная не полностью обращена к Тебе? Почему же Ты просишь, чтобы она показала Тебе свое лицо? Не потому ли, что она полностью скрыта в Тебе, и Ты только слышишь ее голос!
О, восхитительное изобретение Божественной Мудрости! Эта бедная душа думает, что, дабы соответствовать своему Жениху, она должна, как и раньше, постоянно пребывать в размышлениях и все больше углубляться в себя. И она изо всех сил старается поступать так, однако от нее требуется нечто совсем другое. Жених взывает к ней, чтобы она оставила все свое. Именно поэтому Он говорит: «Покажи мне лицо твое, дай мне услышать голос твой, обратись ко Мне». Он заверяет ее, что ее голос сладок, тих и спокоен, и в этом она подобна Ему — своему Возлюбленному. «Лицо твое приятно, — добавляет Он. — Твоя душа уже приобрела прекрасные свойства. И Я ожидаю от тебя только одного: выйди!»
Если бы Он так мягко и убедительно не привлекал эту душу, то она никогда бы не оставила себя. Похоже, это влечение настолько же сильно, как внутреннее побуждение, испытанное ранее, а, возможно, еще более сильное. Чтобы побудить душу оставить себя, нужно приложить очень много усилий. Это гораздо сложнее, чем просто запретить ей углубляться в себя». Сладость, которую она испытывает в этом приятном погружении в себя, является сильным стимулом, и оставить это внутреннее удовольствие, не получая взамен ничего, кроме горечи, очень непросто. Пребывая в размышлениях, душа живет в себе и обладает собой, однако, выходя из себя, она гибнет и умирает.
Ст. 15. Ловите нам лисиц, лисенят,
которые портят виноградники,
а виноградники наши в цвете.
Верная душа молит своего Возлюбленного убрать лисенят – многочисленные мелкие изъяны, которые начали проявляться, — потому что они портят ее виноградники. Они в цвете, и она очень радуется этому цветению,