как бы ангелы на земле, постоянно радующиеся и ликующие, ни в чем не нуждающиеся, все имеющие, всегда здравствующие и лишь свысока взирающие на землю и спускающиеся к ней; пища монахов — усладительная служба и частое причастие, от людей им почет и уважение и от Бога как бы прославление. Таковые и подобные бывают мечты у людей, неопытных в духовной жизни.
Случалось прежде, некоторые шли в монастыри на отдых, на почет и уважение (особенно когда принимали священный сан). Увы! Такие жили наподобие бар, не проходя пути креста, часто впадали в пороки и становились хуже других мирян. Так враг легко губит тех, кто ищет на земле легкости, приятности и радости и бежит от спасительных слез, целебных скорбей и всякого самоотвержения во имя Божие для снискания Царства Небесного.
Что же тянет к монашеству и должно тянуть? Конечно, не скорби, не напасти, это не цель, а вещь преходящая. Тянет взыскание Божьего, прекрасного, совершенного, благодатного, тянет любовь к Богу как к полноте и краю всех наших желаний, тянет жажда спасения от мучительного греха, жажда, блаженного и вечного общения с Богом, описать радости коего нет возможности и силы. Путь к этому скорбный: покаяние, терпение, смирение и т. п., но вместе с тем и радостный, животворный, потому что всякая скорбь на благо человеку, обновляет душу, приносит благодать и свет во тьму душевную.
Как мореплаватель забывает все труды и скорби, достигая желанного берега, как жена забывает все скорби и болезни, родив дитя, так и подвижники радуются, достигая и берега райской жизни, и рождая благодать, ни во что ставя все труды и скорби.
Благодать увеселяет душу подвижника и возносит его от земли на небо при всех скорбях и благодаря им. Кто не пребывает в покое и ждет радости (признак гордости и сластолюбия), в том не может пребывать Дух Божий. Путь Божий есть ежедневный крест, и никто не восходил на небо, живя прохладно (св. Исаак Сирин). Поэтому радуйся, когда у тебя есть скорби, и печалься, когда их нет, тогда заполняй пустоту слезами, чтобы не лишиться милости Божией.
Отсутствие искушений при хладности души показывает, что душа уже опутана врагом и он ее не очень беспокоит.
16. Как распознать козни вражии. «По плодам их узнаешь их», сказал Господь. Плоды духовные есть любовь, мир, радость, долготерпение… (Гал. 3). Плоды вражьего засилия обратные: раздражение, гнев, нетерпение, уныние, нечистота, блуд, буря помыслов (даже неверия и хулы) и т. п. Скорее тогда беги к покаянию и откровению помыслов, а главное — не разбирай помыслов, не беседуй с врагом, обнови в себе память смертную и в уединении с молитвой занимайся послушанием (трудом), возлюби духовное чтение — это для души как бы обед.
Читай авву Дорофея, Лествицу, Алфавит духовный, св. Димитрия Ростовского, Маргарит, «Путь по спасению» и др. аскетические творения.
Приложение к тексту из отеческих книг
Ст. I. Не огорчайся на ближних
Не огорчайся на ближних, встречая вместо любви холодность с их стороны, иначе огорчится на нас Дух Божий, а это великая беда. Чтобы не было огорчений:
1. Не ищи друзей на земле, а имей и стяжи другом Господа и святых во главе с Матерью Божией.
2. Если случится друг, благодари Господа, давшего его, но сам утешайся не им, а Господом, чтобы чувство одиночества у тебя не пропадало, и ты не будешь одиноким, а с тобою будет Господь.
3. Господа ни на кого не меняй и сердце не разделяй, а отдай его целиком Господу, и ближнего люби не самостоятельно, ради его хорошести, и не эгоистично, ради своего утешения, а ради Господа как Его чадо, люби во свете любви Божией, как любишь Пасху чисто и светло.
4. Старайся всем служить опять во имя Божие, а не по уважению и симпатии друг к другу, по возможности люби всех одинаково, по-братски, но ответной любви не жди и не утешайся ею, если она будет, чтобы сердце не потеряло любви к Богу и не променяло небесной радости с Господом на ревнивую муку и досаду с человеком.
5. Обращаясь с людьми, помни, что все люди немощные и могут несправедливо обидеть тебя, не смущайся этим и не соблазняйся: зло отнеси к диаволу, а обиду считай наказанием Божиим тебе за какие-либо грехи, особенно за гордость и самоцен, и нисколько не считай себя лучше обидчика: он ни при чем, простой передатчик воли Божией.
6. Если ты на кого огорчился, то знай, что ты горд, любишь себя, а не Бога и ближних, и забыл о своих грехах и о том, что бы смириться и терпеть. Кайся во всем этом и укоряй себя. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
7. Скажешь: все это трудно исполнить. Но с Божией помо щью возможно, а главное — стяжешь другом Господа и, утешаясь этим, станешь и сам тяготиться даже чистой дружбой, так как все Божие неизреченно сладостно, а человеческое тягостно и смрадно. Итак, не унывай, всех люби и от всех беги, дружбы не ищи, бойся ее, как огня поядающего. Всем служи, но награды жди не от них, а от Господа. Ты Ему дашь полушку, а Он в ответ тебе золотой. Путь к любви Божией — чистая молитва (удобна краткая Иисусова), молчание, воздержание во всем, духовное чтение и частое говение.
Следи за языком и не разглядывай жизни окружающих и не осуждай, но за всех молись. Береги душу от суеты, ищи прежде Царствия Божия, и все приложится тебе. Возлюби Господа, получишь небо.
Молчи — и сохранишь душу от многих грехов.
Молись о душе непрестанно — и избежишь многих напастей.
Терпи скорбное с благодарением, этим очищаются грехи.
Будь в своем углу, как в келлии, или устрой келлию в своем сердце и в ней пребывай в молитве — будешь счастлив.
Проводи каждый день, как последний в жизни, и не будешь унывать.
Не разбирай своих помыслов, даже и добрых, не относящихся к делу: это враг отвлекает каждого от молитвы.
Ни к кому и ни к чему не привязывайся, иначе потеряешь Бога и небо. Люби Бога, и Он спасет тебя.
Ст. II. О внешнем благочестии
Бойся тщеславия и самоцена. Не ищи радостей и справедливости, не беги скорби.
1. Самолюбование и тщеславие, особенно своими подвигами (например, поста, молитвы), без всяких других страстей осудят человека, как осужден был фарисей, по жизни бывший праведником.
2. Все подвиги (пост, молитва, поклоны и т. п.), даже молитва Иисусова, суть только помочи для правильного хождения, суть орудия для возделывания нивы сердца, но не самая искомая вещь, не самый предмет. А предмет в том, чтобы достичь покаяния и очищения души, иметь сердце сокрушенно и смиренно. Это самая приятная жертва Богу, а далее жертва хвалы и благодарения за все дела Божий и за очищение души.
3. Все подвиги суть духовная азбука, а если ученик тщеславится азбукой, но не изучает науки и не приобретает познаний, то он теряет все. Так и христианин теряет, если кичится подвигами и придает им самостоятельную и оправдательную силу, но не заботится прийти чрез них ко спасению, т. е. к глубокому покаянию и смирению, к терпению обид и напраслин, к нелицемерной любви к ближнему, особенно несчастным и нуждающимся. Жизнь в духовном увеселении, как то: частота причащения Св. Таин, торжественные службы, прием и угощение духовных лиц, полные суеты и празднословия,- все это есть уклон от правильного настроения, и весьма опасный.
4. Услаждаться подвигами, хотя бы и молитвой Иисусовой, есть духовное сластолюбие, и погрешительное, так как источник сластолюбия кроется в похоти.
Правильный путь таков: всячески подвизайся, ищи через это не сладости, а душевного мира и очищения совести от болячек и ран. Проси у Бога исцеления, сокрушения, слез, но не веселия, не высоких экстазов, как у сектантов. Трепещи общения с Господом в Св. Тайнах и моли Его даровать тебе познание твоих немощей, спасительный страх, любовь к ближним, терпение и т. п., но не высокую радость, говори себе: я этого недостоин.
Кроме того, все указанные смиренные чувства сами по себе заключают радость.
5. Услаждающийся подвигом неизменно впадает в прелесть, считает себя угодным Господу, а в сущности еще более остается себялюбцем и гордецом, далеким от Бога и духовного очищения. Все подвиги являются для него как бы приятными развлечениями, наподобие музыки и концерта. У таких мало бывает и искушений — враг им подбавляет свою сласть и приятное ощущение, и они бывают в его власти, услаждая себя, но не заботясь о чистоте сердца.
6. Кто внешне спасается и ценит свои подвиги, тому полезно и даже необходимо эти подвиги сократить и увеличить служение ближним, особенно несчастным, приучать себя к памяти смертной и всяческому терпению. Нам тогда только начинается некоторая оценка на небе, когда мы что-нибудь невинно терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание. Только этим очищается душа в той или другой мере от духовного растления. Без невинного и глубокого страдания, без креста никто не войдет в рай.
Все услаждающиеся на земле наградами, похвалами, подвигами и т. п. суть безмездные работники, как говорят святые отцы, т. е. на небе мзды, награды уже не получат. Так же и все наводящие справедливость, оправдывающие себя и защищающие от напраслины получают должное, т. е. избавятся от напасти, но на небе не получат венца.
7. Итак, не ищи радости, а ежедневно готовься к смерти, проводи день молитвенно, все делай как бы в живом присутствии Бога, без легкомыслия, смеха, шуток, празднословия, а наоборот, в молчании, сердечном сокрушении, воздыхании к Богу чрез краткую молитву.
Кто правильно спасается, т. е. ищет покаяния, сокрушения, терпения и служения ближним, у того ежедневно бывают скорби и укоры от врага, ненавидящего правильный путь. Никто не восходил на небо, говорил св. Исаак Сирин, живя прохладно, и путь Божий есть ежедневный крест.
8. Главный рычаг духовной жизни — смиренная молитва и терпение. Враг этому больше всего противится и наводит на человека, например, на молитве, всякие помыслы, иногда добрые или богословские, но не относящиеся к делу спасения прямо и в данный момент, или побуждает разбирать жизнь и характер людей, вспоминать подробности пережитого и т. п.
У иных в этом проходят целые дни и часы, и настоящей молитвы не бывает. Вместо этого — крайняя рассеянность, сухость в душе, отсутствие слез и сокрушения. Это враг украл молитву, а человек и не заметил. Поэтому следи за душой, чем она занята.
Все лишнее, даже и доброе, гони от души. Пусть помыслы будут только деловые и молитвенные. Интересуйся жизнью, поскольку ты