перед величием Божиим. Уклоняйтесь от нечестия и стремитесь к благочестию.
Старайтесь всегда пребывать в трудах, посте, бдении, непрестанной молитве. Бойтесь праздности, старайтесь исполнять все заповеди Божий.
От вашего благочестия будет радоваться дух мой. Для меня нет большей радости, как знать, что дети мои духовные держатся истины и благочестия.
Спасайтесь, чада мои возлюбленные! Будьте добры и милосердны, не делайте никому того, чего сами себе не желаете. Помните: спасение свое мы устрояем только тогда, когда счастье других не расстраиваем. Самое дорогое в человеке — душа и надо в человеке уважать душу (образ Божий). Прославлять Бога — значит не осуждать ближнего. Если просишь у Господа помощи, то сам помоги ближнему; если просишь прощения грехов — сам прости ближнему.
Имейте мир и любовь между собою, чтобы вселился Христос в сердца ваши, но любовь должна быть истинной, ищущей спасения ближних, а не льстивой. В духе кротости и любви помогайте друг другу освобождаться от грехов, но берегитесь осуждать и грубо обличать. Не будьте сами грубы и льстивы, но от других строгость, грубость и оскорбления принимайте с радостью, а лесть и человекоугодие отметайте. Терпите безгранично, прощайте бессчетно. Несите терпеливо каждый свой крест и немощи других, не унывайте и не ропщите и за все благодарите Бога. Благодушное перенесение скорбей и болезней и ласковый уход за больными — выше поста и молитвы, и за все это получают награду от Господа.
Не любите суетной чести и славы, возлюбите смирение и кротость. Смирение и любовь истребляют из души и тела все греховные страсти и привлекают благодать Божию. В этом и заключается спасение.
Больше всего бойтесь и помните час смертный, и Второе Пришествие Христово!
Когда находитесь в скорби или напастях, читайте Сладчайшему Иисусу Христу канон с акафистом и молебный канон Божией Матери «Многими содержимь напастьми». Чтобы освятить душу, чтобы открылись внутренние очи, со вниманием читайте 17-ю кафизму.
Не опускайте ни одного дня без исполнения Богородичного правила — 150 молитв «Богородице Дево, радуйся». Не забывайте целовать свой крестик утром и вечером, чтобы освятитъ свои души лучами благодати.
Любите Евангелие, чаще читайте его, в нем все написанное сладостно для сердца и спасительно для души. Особенно часто читайте Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5, 1-12), 15-ю главу Евангелия от Иоанна о любви и Послание апостола Павла к римлянам (гл. 13), где указано все, как надо жить христианину. По возможности читайте молитвы, которые я раздавал вам. Изучайте книги, которые я написал для вас. Они разрешат все ваши недоуменные вопросы.
Возлюбите простоту, не мудрствуйте лукаво. Внутренняя радость приходит через простоту, а высокоумие ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения. Не лукавьте… Если вас будут спрашивать: «Верующая?», прямо скажите: «Да, верующая!» Не отказывайтесь от Господа, не уклоняйтесь в лукавство.
И еще раз напоминаю вам, дорогие мои: нет спасения не покаявшемуся в этой жизни, а истинное покаяние заключается в очищении сердца от страстей и пороков, в исправлении порочной жизни. Механическое перечисление грехов на исповеди не спасает душу, это мерзость пред Богом и кощунство над таинством Святой Православной Церкви. Чаще причащайтесь Святых Христовых Таин.
Помните, что ваше старание стяжать Духа Святого, ваша любовь к Спасителю, Божией Матери и святым небожителям, а также к ближним и врагам, ваше смирение и покорность воле Божией возвеселят дух мой радостью неизреченною.
Мое последнее слово к вам — это просьба о молитве. Помните обо мне и молитесь, чтобы Господь упокоил душу мою в Своих обителях, но молитва должна дышать надеждою, а без надежды молитва грешна.
Прошу и молю вас, возлюбленные, не оставляйте свой час чтения Неусыпаемой Псалтири и прилежнее молитесь друг за друга, за сродников, за всех знаемых и за весь мир, за всех усопших, жаждущих наших молитв, ибо это есть великая помощь для душ их.
Подавайте милостыню. Поминайте о упокоении приснопамятного протоиерея Иоанна С, блаженной Ксении, моих почивших духовных отцов: епископа Вениамина, схиархимандрита Илариона, схиигумена Алексия, иерея Иоанна (крестившего меня), родителей моих Михаила и Екатерины и сродников: Веры, Евдокии, Иулиании, Лукии, Татианы, Григория, воина Василия, военач. Петра с его воинами, Михаила, Анны, Иосифа, Агафии, Иоанна, Анны, дев. Параскевы, млад. Родиона, млад. Варвары, млад. Феодоры, млад. Наталии.
Помните «Ежедневные правила христианской жизни» и «За что подобает благодарить Бога». Пусть все это будет храниться в памяти и сердцах ваших, ибо все это есть пища и жизнь души.
Живите мирно, терпите с радостью находящие скорби и болезни и сохраняйте все, что слышали от меня. Вручаю вас, дорогие мои чада духовные, Той, Которой от века предназначено стать Матерью Желанного Избавителя людей от плена адского — Пресвятой Владычице Деве Богородице. Она будет вашей Игуменией и Защитницей от всех стрел вражиих, врагов видимых и невидимых». Духовное завещание братии
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Преклонный возраст и болезни предвещают мне близкую кончину, мое переселение от временной жизни в жизнь вечную. Я не знаю, предопределен ли я ко спасению или обречен на вечные мучения… Но я не отчаиваюсь… Жил веруя в Бога, ожидая всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Перехожу в иной мир с надеждой на помилование за предстательство Пресвятыя Богородицы и всех святых. Высшим для себя служением почитал быть рабом всех православных христиан. Распаляясь Христовой любовью, я желал бы прижать к груди своей весь род человеческий и умереть в болезнях и муках за спасение всех.
Воистину, возлюбленные отцы и братия во Христе, не было и нет в моем сердце огорчения ни на кого из вас; если же злая сила внушала когда-либо кому-нибудь из вас сделать, сказать или помыслить худо, то я с любовию прощаю всем все;;простите и вы меня недостойного, искренне любящего вас, но от неискусства не умеющего доказать вам своей любви. Прошу вас, сотворите любовь, не лишайте меня последнего благодеяния — ваших святых молитв о мне ко Господу.
Если я обрету у Господа дерзновение, то и надеюсь ходатайствовать пред Ним за всех вас, и особенно за тех, кто будет поминать меня в своих молитвах.
Введенное по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, Митрополита Псковского и Порховского, чтение в обители Неусыпаемой Псалтири как было при мне, так и по смерти моей, надеюсь, будет продолжаться неукоснительно. Господь вознаградит за сие благочестивое делание всех усердствующих и взыщет с ленивых и нерадивых.
Прошу погребсти тело мое в Богом зданной пещере, когда бы и где бы Господь ни благословил мне отойти от здешней жизни.
Кресты, книги, личную одежду и прочее все завещаю в обитель.
Прошу исполнить мое завещание, и да поможет вам в этом Господь, а Матерь Божия и наши святые, преподобные Марк, Иона, мать Васса и преподобномученик Корнилий, исходатайствуют благословение Божие на всех живущих в обители, и обитель наша не оскудеет.
Свято-Успенский Псково-Печерский
монастырь. Просящий ваших святых
молитв многогрешный схиигумен Савва»
Духовно-нравственная литература нашей Православной Церкви очень богата руководствами для ищущих спасения души. Но так как творения святых отцов не всем доступны, к тому же не все имеют достаточно времени для чтения пространных сочинений, то и предпринято составление настоящей книги -«Духовно-нравственные поучения», в которую, как в сокровищницу, собрано много хорошего, ценного из поучений святых отцов, и особенно подвижников благочестия последнего времени. При составлении этой книги имелись в виду: краткость и ясность изложения, желание помочь в деле спасения, особенно тем, кто вверил мне свои души как духовному отцу для духовного руководства.
Возлюбленные, читайте и перечитывайте предложенное здесь вам учение! Вы усмотрите в нем чудное свойство: оно переполнено жизни и силы, оно читается каждый раз, как бы читалось в первый раз, изливая в душу читателя обильно струи духовного разума и благодатных ощущений.
Призываю благословение Божие на малый труд сей и прошу, да отверзутся благодатию Его ум и сердца читающих, стремящихся ко спасению и заботящихся об исполнении святой воли Его, по реченному: «Пути Твоя, Господи, скажи ми и стезям Твоим научи мя».
Молитвенно с вами пребывающий ваш
Д.О.С Что такое спасение
«Направи мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей» (Пс. 85,11).
В православно-христианском вероучении особое место принадлежит учению о спасении.
Что такое спасение? От кого оно исходит? Почему оно необходимо?
На все эти вопросы православные христиане должны знать четкие и ясные ответы.
Спасение есть прежде всего избавление от греха, очищение от всякой скверны, избавление от власти обычаев мира, противных заповедям Христа, от насилия диавола, от рабства тлению, от грядущего гнева Божия, наконец от вечной смерти мучения с диаволом.
Спасение человека уготовано Богом от вечности. Своим источником оно имеет ЛЮБОВЬ Божию, милосердие и долготерпение Божие к человеческому роду.
Бог благоволил спасти человека Единородным Сыном, Которого мы называем своим Спасителем. Он есть Бог нашего спасения, пришедый в мир спасти погибшего человека. Таким образом, спасение есть дело Божие. Оно воссияло нам туне, т. е. даром.
Какая же роль отводится человеку в деле спасения? Принимает ли человек участие в своем спасении или нет? Несмотря на то, что спасение есть чистый дар Божией любви и оно не зависит от дел человеческих, однако Господь спасает человека в том случае, если человек имеет веру в пришедшего в мир Христа Спасителя, принимает с радостью благовествование, т. е. Евангелие, ищет примирения с Богом в своей совести и не враждует против Бога, молится Богу о своем спасении.
Вот необходимые условия нашего спасения: вера, надежда, любовь, молитва, чистота совести, нравственная жизнь, покаяние.
Хочу всем, возлюбленные, указать на некоторые правила, которые могут вам стяжать молитвенный дух и непорочность пред Богом.
Господь от нас многого не требует, т. е. не требует подвигов, превышающих наши телесные силы. Все свое внимание мы должны обратить на внутреннее состояние сердца, чтобы с помощью Божией изгнать из него все страсти и соделаться живым храмом для Духа Святого.
Чужд духовной мудрости, кто упражняется в подвигах телесных, а небрежет о заповедях Господних. Как во всем, так особенно в духовной жизни человека важна сущность дела, а не форма. Господь сказал: «Сыне, даждь Ми сердце твое».
Чтобы соделать сердце свое благоприятной жертвой Богу и уготовать душу свою для вечного блаженства, мы должны жить по заповедям Божиим, выполняя основные правила:
1. Утром и на ночь свой крестик целовать с молитвой Распятому Христу.
2. Молиться: день не начинать без молитвы и ночью не ложиться без молитвы.
3. Если нет времени на исполнение молитвенного правила, то прочитать краткое правило преподобного Серафима Саровского:
«Царю Небесный» — 1 раз
«Отче наш» — 3 раза
«Богородице Дево, радуйся» — 3 раза
«Верую» — 1 раз.
4. Не строить своего благополучия на несчастиях другого.
5. Иметь три основные добродетели:
1) Никого не осуждать.
2 Не иметь ни к кому