любезно, нужно и дорого. Именно: любить Бога от всего сердца, от всей души, всею крепостию и всем помышлением значит мыслить всего чаще и охотнее о Боге и о том, что угоднее Богу.
Любить Бога от всего сердца — значит всего чаще, дольше и охотнее говорить о Боге. Любить Бога от всего сердца — значит всевозможно стараться узнавать волю Божию, т. е. то, что приятно Богу и что противно Ему, а потом всего охотнее, усерднее и радостнее делать то, что приятно Господу Богу, и всего внимательнее и заботливее — удаляться от того, что Ему противно, хотя бы это требовало от нас великого самопожертвования.
Любить Бога всем сердцем — значит всеусердно прославлять Его и всеми силами стараться прекращать и предотвратить все, что вредит Его славе.
Всего этого требует наша природа, ибо таково вообще свойство нашей любви, что, кого мы сердечно любим, тот непрестанно у нас в мыслях, о том говорим всего чаще, долее и охотнее, того волю всевозможно стараемся узнать и со всем усердием и удовольствием исполнять ее, как бы ни было для нас трудно исполнение ее, того везде хвалим и при всяком неприятном отзыве о любимом нами стараемся защитить честь любимого и его доброе имя.
Такова должна быть наша любовь ко Господу Богу, и Господь Бог совершенно вполне достоин, чтобы мы любили Его всею полнотою нашей любви. Ибо Бог есть высочайшая, неописанная красота, Красота всех красот, Существо Всесовершенное, а мы по природе, естественно, любим все прекрасное, всесовершенное; как же не любить Бога всею полнотою нашей любви? Бог даровал нам жизнь и все нужное не только для нашей жизни, но и для нашего удовольствия: Он непрестанно нам благодетельствует, а мы по природе любим своих благодетелей. Как же нам не любить Бога всею душою, всем сердцем?
Бог Сам в Себе есть Любовь. Нет существа, которое бы любило нас более, чем Господь Бог, Который и Сына Своего Единородного не пощадил для нас; а мы по природе, естественно, всегда любим того, кто нас любит. Поэтому любить Бога всем сердцем и всею душою должно быть самою первою потребностью сердца всякого человека, тем более что любовь есть чувство, для всех нас самое приятное. «Оскудение же в нашей душе любви к Богу есть самое несносное из всех зол»,- сказал св. Василий Великий. Как вести себя по отношению к людям
И на этот вопрос дал ответ Сам Господь, когда сказал: «Возлюбиши ближняго своего яко сам себе» (Лк. 10, 27), и вообше Господь Иисус Христос весьма настоятельно требует от всех нас любви друг к другу (смотри Ин. 15, 12, 17; 13, 34; 1 Петр. 1, 22; 1 Ин. 4, 7; 3, 11, 23; 2 Ин. 1, 5; Еф. 5, 2; 1 Сол. 4, 9; Иак. 2, 8).
Меру этой любви ясно определил Сам же Господь, когда сказал: «Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им» (Мф. 7, 12).
Итак, исполняй следующее: ты желаешь себе благополучия — желай же благополучия и всякому своему ближнему, Тебе приятно, когда о тебе отзываются хорошо,- отзывайся же и ты хорошо о всяком ближнем. Тебе неприятно, когда отзываются о тебе худо,- не отзывайся же и сам худо ни о ком.
Особенно же остерегайся клеветы на ближнего: и сам не клевещи, и о других не слушай клеветы.
Никогда никого ни в чем не осуждай, да и от других не слушай осуждения или сплетен.
Тебе неприятно, когда разглашают твои недостатки или пороки,- не разглашай же и ты недостатки и пороки ближнего. Тебе неприятно, когда с тобою обходятся грубо и чем-нибудь оскорбляют тебя,- обходись же со всеми человеками ласково, особенно берегись употреблять слова бранные и оскорбительные.
Если же от грубого с тобой обращения ближнего придется тебеe рассердиться, не говори ничего, пока не пройдет гнев твой.
Тебе приятно, когда тебе помогают в нуждах твоих, старайся же и ты, сколько и как можешь, помогать ближним во всех их нуждах. Особенно помогай родным твоим и близким, а также увечным.
Оказывая помощь всем ближним живым, не лишай своей помощи и умерших. Чаще поминай их и подавай для их спасения возможную милостыню. Им можем оказать помощь только мы, живые.
Всякому ближнему твоему, как и самому себе, содействуй, чтобы он получил твердую веру в Господа Бога, получил верное познание Его, приобрел любовь к Нему, ревностное старание об исполнении Его заповедей и, таким образом, непрестанно созревал для вечного блаженства. Эта духовная нужда без всякого сравнения важнее всех нужд телесных.
Ни в какой возможности телесной, а особенно духовной помощи не отказывай людям порочным, иноземным, иноплеменным, иноверным, еретикам, безбожникам и врагам, ибо все они люди, все созданы Богом с бессмертною душою по образy и по подобию Божию. Все искуплены бесценною кровию Спасителя, заповедавшего любить и врагов наших. Как вести себя в различных жизненных обстоятельствах
Положения, в каких находятся люди в настоящей жизни многоразличны. Видим людей счастливых и несчастливых богатых и бедных, видим, что одних хвалят, а других порицают. Часто люди заболевают, еще чаще бывают окружены худыми примерами.
Как же вести себя, например, в счастье?
Когда ты счастлив, все идет в жизни твоей по твоему желанию, тогда от всей души благодари за все Господа Бога и берегись оставаться неблагодарным Ему.
Пользуясь земным благословением, не привязывайся к нему сердцем: твое сердце должно быть привязано только ко Господу Богу. Никогда не забывай Его слов: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч, 23, 26).
Чтобы сберечься от любви к радостям и утешениям твоего земного благосостояния, поступай, как поступали святые: пользуясь земными благами, они непрестанно вспоминали и воздыхали о благах небесных.
Когда чувствуешь, что, пользуясь земным благосостоянием, несколько забываешься, то всею душою молись Господу Богу, чтобы Он благоволил крепче привязать к Себе твое сердце.
Когда же постигает тебя какое-нибудь несчастье, никогда не предавайся неумеренной скорби, страху, ропоту или отчаянию: всякое из земных бедствий Премудрый и Всеблагий Владыка посылает нам к нашей пользе.
Напротив, когда постигает тебя несчастье и ты чувствуешь себя в чем-нибудь виновным, то представь себе Господа Иисуса Христа на Кресте, пострадавшего за тебя несравненно больше, чем ты можешь страдать,- пострадавшего совершенно невинно, без малейшего ропота и неудовольствия, и убедись, что заслужил гораздо большее несчастье.
После сего можешь ли роптать при своем несчастье? Если же при постигшем тебя несчастье чувствуешь себя невинным, то всем сердцем благодари Бога за то, что Он этим несчастьем желает сохранить тебя от чего-либо гибельного для спасения души твоей. Ибо постоянная радость делает душу легкомысленною, надменною и непостоянною; при всегдашнем счастье все мы весьма легко предаемся тщеславию, гордости, сладострастию.
Так поступай, откуда бы ни приходили твои несчастья, помня, что без Божией воли или без Божия попущения нигде ничего с нами не случается: даже волос с головы нашей не падает без воли Отца Небеснаго.
Говори: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно, сотвори же со мною по воле Твоей».
Если ты богат, то никогда не думай, что богатством твоим ты обязан себе, своей сметливости и деятельности. Твердо помни слова Духа Божия, что один только Господь богатит (1 Цар. 2, 7), и потому не гордись своим богатством, но будь смирен при богатстве, считай его Божиим даром и усердно благодари за него Господа Бога, но не прилепляйся к богатству своим сердцем, чтобы ты не сделался рабом своего богатства. Держи в отношении к нему свое сердце так, чтобы тебе спокойно можно было обходиться и без него, как скоро Господу Богу угодно будет отнять его у тебя.
Пользуясь богатством, особенно берегись поступать так, как поступал безумный богач, упомянутый в Евангелии (Лк. 16, 19 и далее). Сам веселясь во вся дни светло, он даже крохи со своего стола отдавал лучше собакам, чем нищему, истаивавшему от голода при воротах его дома. Такой богач по своей смерти тотчас оказался в аду.
Если ты беден, то переноси свою бедность благодушно. Благодушно неси эту тяжесть до тех пор, пока Господу Богу угодно будет снять ее с тебя,- неси ее, если Ему угодно, до самой смерти. Будь всегда бодр, не скорби, не ропщи, особенно не унывай и не употребляй каких-либо неправильных, противных воле Божией средств к избавлению себя от бедности.
Непрестанно помни слова Духа Божия: «Господь убожит и убогатит» (1 Цар. 2, 7). А что Господь ни делает с нами — делает для того, чтобы облегчить нам наше спасение. Помни, что Господь Бог никогда не наложит на тебя тяжести больше той, которую можешь нести (1 Кор. 10, 13), и что Он всегда при тебе, чтобы оказать Свою помощь (Мф. 28, 20). Он никогда не забудет и не оставит тебя и, если не будешь малодушествовать, непременно доведет тебя до спасения, до вечного блаженства.
Всевозможно чаще вспоминай о земной бедности нашего Спасителя, Который, живя на земле, не имел где и главу подклонити. Чаще вспоминай многострадального Иова. Всевозможно чаще вспоминай, что большая часть святых провели свою жизнь в бедности. Если при твоей бедности подавляют тебя еще какие-нибудь другие тягости, то не теряй духа и здесь, а утешай себя святыми мыслями. Например, тебя ненавидят, презирают? Думай: «Что за беда! Мой Господь и Спаситель был Бог, но ненавидели и Его, презирали и Его». Тебя теснят, обижают? Думай: «Что за беда! Кого больше всех теснили и обижали, как не Самого Господа!» Думай еще: «Если кого-нибудь не презирают и не унижают, то как он будет упражняться в смирении? Если кого не оскорбляют, то как он научится смирению? Если кого не оскорбляют, то как он научится терпению, кротости и другим подобным добродетелям христианским?»
Наконец, чаще вспоминай о благах небесных, которыми вечно будешь наслаждаться, если терпеливо будешь переносить свою бедность до конца. Нищий, упоминаемый в Евангелии, был на земле беден, как едва ли кто иной, но как славен был конец его жизни! Ангелы взяли и отнесли душу его на лоно Авраамово, где он вечно наслаждается благами «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Когда тебя хвалят, будь крайне осмотрителен, потому что тогда ты в опасном положении: можешь впасть в гордость, тщеславие, беспечность или иное пагубное обольщение.
Чтобы не случилось с тобой этого, старайся смотреть на сделанную тебе похвалу с недоверчивостью, а если хвалят в глаза, лучше всего приличным образом прерви разговор и обрати речь на другой предмет.
Твердо помни, что достойное в тебе