Скачать:TXTPDF
Полное собрание проповедей и поучений. Схиигумен Савва

Николая Чудотворца, а вдали виднелся величественный Михайловский собор. Щебетали птицы в кронах деревьев.

Пройдя под арку Никольского собора, отец Савва увидел слева, за каменной стеной монастырского хозяйственного двора, на крутой горе, монастырский сад, а справа раскинулись прекрасные каштановые деревья. Впереди красовался пятиглавый Успенский собор. К нему вела дорожка, называемая «Кровавый путь». По ней в 1570 г. царь Иван Грозный нес игумена Корнилия, убитого им вгорячах по клеветническому доносу. Двухэтажные корпуса братских келлий гармонировали нежной окраской с живым многоцветьем природы.

Старец полюбил этот рай земной. Из окон его келлии открывался прекрасный вид на Святую Гору с вкопанным в нее древним двухэтажным храмом Владычицы с престолами во имя Ее Покрова (наверху) и Успения (внизу), где находятся чудотворная древняя икона Успения Божией Матери и мощи преподобномученика Корнилия. Левее — храм с престолом Сретения Господня и храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Все это умиляло сердце отца Саввы и воодушевляло на благодарственную хвалебную молитву. Он чувствовал, что Сама Царица Небесная, утешая «изгнанника», взяла его под Свой Державный Покров.

Красота природы смягчила его скорбь. Явилось былое дерзновение в молитве, уверенность в близости Бога и Владычицы Пресвятой Богородицы. Но прочитав однажды изречения иеросхимонаха Парфения: «Украшение монаху — келлия его» и «Никто не возвращался в келлию свою таким, каким вышел из нее», он задумался над этими словами и решил понести подвиг затворничества. Но вдруг увидел сон: в пустынном месте демон втолкнул его в массивный железный шкаф, и дверь автоматически закрылась. Гибель казалась неизбежной, и им овладел страх. Вдруг он услышал, как духовные чада поют пасхальную стихиру «Да воскреснет Бог…». Стал читать и он эту молитву — дверь открылась. Все духовные чада обрадовались и потянулись к нему. После такого сновидения он укрепился в подвиге старчества. Отец Савва решил опять всем своим существом, без остатка, отдаться служению ближним, следуя Христовой заповеди о любви, а не замыкаться в своей келлии.

С первых же дней пребывания в Псково-Печерской обители старец приступил к труду во славу Божию. В это время на него было возложено и другое послушание — благочинного. С горячим усердием он приступил к его выполнению. По его инициативе был утвержден ежедневный братский молебен перед ракою с мощами преподобномученика Корнилия и установлено ежедневное чтение после вечернего богослужения акафистов особо чтимым иконам храмовых и местных святых.

Следует упомянуть о крайней бедности и скудости, какую испытывала в то время святая обитель: пожертвования монастырю от богомольцев были незначительны. Обитель тогда была мало известной, богомольцев было мало. Для вновь прибывшего неутомимого труженика открылось обширное поле деятельности и в этом отношении.

Паломники, знавшие его по Троице-Сергиевой лавре, и духовные чада из разных городов и селений устремились в Печоры, больные тянулись к нему и получали исцеление.

Старец не таил дарований, которыми щедро наградил его Господь. Он всегда искал случая, кому бы помочь, стремился не упустить ни одну человеческую душу, привести ее к искреннему покаянию.

Премудро врачевал он болезни души — для каждой язвы применял свой пластырь. Осторожно, как бы держа души в своих руках, он бережно освобождал их от пороков и страстей. Все чувствовали это и тянулись к нему.

С появлением отца Саввы в Псково-Печерской обители началось оживление: умножилось число богомольцев и значительно улучшилось благосостояние обители. Многочисленные духовные чада старца, по его благословению, старались помочь монастырю в материальных нуждах. Их добрые пожертвования и всевозможная помощь сравнительно быстро избавили монастырь от скудости и бедности. Хозяйство обители укрепилось, шились новые облачения, украшалась внутренность храмов. Московские духовные чада отца Саввы пожертвовали дорогую лампаду, которую он благословил повесить к мощам преподобномученика Корнилия. Отец Савва и сам был неутомимым тружеником, везде чувствовалась его забота.

В то время монастырь имел свои поля вокруг обители, но работать было некому, не хватало рабочих рук. И вот, бывало, батюшка просит богомольцев:

— Кто может и хочет помочь обители, поработайте на поле. А я за вас помолюсь! — И всем радостно станет от такого благословения.

Отрадно было смотреть, как усердно копошатся на поле люди, да батюшка и сам туда придет и еще больше всех воодушевит, а потом благословит в трапезную подкрепиться. Как радостно было на сердце у богомольцев в такой благодатный день!

Заботясь о благоустроении обители, старец проявил себя как истинный бессребреник. Он никогда не копил денег, всю надежду возлагая на Бога и Пресвятую Владычицу. Все пожертвования он тут же немедленно отдавал на нужды обители и раздавал нуждающимся. Но основной его заботой было духовное воспитание и окормление народа. Именно в этом отношении особенно сильно проявилась его деятельность. Ведь богомольцы собирались сюда отовсюду, и нужно было зажечь в них ту благодатную искру, которая могла бы воспламенить их сердца Божественным огнем, а через них возбудила бы святую жажду спасения и в сердцах родных и близких. Так и получалось в действительности. Побывав в обители и послушав поучения «доброго пастыря», люди пересказывали их домашним. Новые богомольцы тянулись в обитель, к старцу.

Служил ли отец Савва литургию, молебен или панихиду, он никогда не упускал случая сказать поучительное слово. На молебне, например, он пояснял:

— Когда мы молимся великомученице Варваре и просим ее о помощи нам, то святая идет к Престолу Божию и ходатайствует о нас пред Богом. А если мы еще и других святых призовем на помощь, то они все вместе умоляют Господа о нас, а общая их молитва еще сильнее!

Любил он читать акафисты.

Акафист — это наш восторг перед величием Божиим, Его Пречистой Матери и всех святых,- пояснял отец Савва.

Богомольцам не хотелось уходить, расставаться с храмом и с усердным молитвенником. Но храм закрывали на уборку, и надо было расходиться. Со стороны братии и начальства отцу Савве были неоднократные замечания за такие продолжительные службы.

А сколько радости было у богомольцев, когда старец ходил с ними по пещерам и по Святой Горе с молитвенным пением и духовной беседой! Кого-то утешит, а кого и построжит, обличит. Видно было, что он знает нужды и тайные запросы всех без исключения.

Однажды при выходе из пещер, когда все приложились к мощам первых подвижников — преподобных Марка и Иовы — отец Савва обратил внимание богомольцев на гробницу древнего подвижника иеросхимонаха Лазаря, над которой висели тяжелые чугунные вериги, обнаруженные на нем после его смерти, и рассказал историю с одной женщиной для общего назидания.

— Вот так же, как с вами, однажды мы с группой богомольцев прошли по пещерам. Все приложились к мощам преподобных Марка и Ионы, а потом, всех благословив и отпустив, я заметил одну женщину, плакавшую у гроба иеросхимонаха Лазаря. Я не мешал ей оплакивать свое горе, потом она вышла. Спустя некоторое время одна из приезжих просит меня отслужить панихиду у этой гробницы. Я узнал в ней ту самую женщину. Во время панихиды она опять безутешно плакала, а после службы поведала мне о том чуде, которое совершилось с ней. «Помните ли, батюшка, как в первый приезд мой я плакала у этой гробницы праведного Лазаря? Я давала тогда обещание, что надену на себя такие же вериги, чтобы обуздать себя, укротить свой вспыльчивый нрав, и просила у него помощи. Трудно мне жилось в семье: муж и сын неверующие, часто насмехались над моей набожностью, а я раздражалась, возмущалась и сетовала на них. Вот я и надумала сковать себе такие же вериги, какие были у этого подвижника. Нашла мастера, сняла мерку — и вдруг заболела, не могу подняться с постели. Муж ворчит: «Доездилась по своим святым местам!…» Время шло, а мое положение не улучшалось, по-прежнему не могла подняться. И вот во сне явился мне старичок и попросил отслужить панихиду на его могиле. «А где же твоя могила? Кто ты?» — спрашиваю его. — «Я Лазарь! По моему примеру ты захотела надеть на себя вериги».- «А как же я смогу съездить на твою могилу, когда я и встать не могу?» — «Оставь свое намерение и вставай! Не нужно тебе никаких вериг»,- сказал он строго, и я проснулась. После этого сновидения я бросила мысль о веригах и стала быстро поправляться, а теперь приехала сюда, к его могиле»,- закончила она свой рассказ.

— Так понятно о веригах? — обращаясь ко всем, спросил отец Савва.- Вериги наши — это безропотное несение жизненного креста. Преподобный Серафим Саровский тоже не советовал никому надевать на себя вериги. Если кто-то оскорбит нас словом или делом, а мы перенесем обиды по-евангельски, с радостью — это и будут наши вериги. Вот и власяница наша! Эти духовные вериги и власяница выше железных.

Много подобных примеров приводил старец, научая прежде всего смирению, терпению и христианской любви.

В Псково-Печерской обители так же, как некогда в лавре преподобного Сергия, старец с горячностью проводил исповедь богомольцев и призывал народ к покаянию. Те, кто был хоть раз на исповеди отца Саввы, могли сразу понять, что главная цель христианской жизни -спасение. Старец поучал, наставлял, предостерегал от ошибок и все это подкреплял живыми примерами не только из житий святых отцов, но и из жизни тех, кто стоял перед ним.

— Убоимся мнимой праведности, фарисейства,- говорил он.- Как только подумаем о себе хорошо, то беда! Такие мысли — мерзость для Бога. Будем сознавать свое негожество — и спасемся. А потому будем благодушно переносить клевету, укоризны, напраслины. Они помогают нам сохранять чувство своего негожества и, не отчаиваясь, пребывать умом во аде. Слава Богу, что мы пришли сюда, под Покров Самой Царицы Небесной! Она не оставит нас и покроет нас Своей милостью. Кто из нас в благодатные минуты усердной молитвы к Божией Матери не ощущал в своем сердце неземную радость, душевный мир, не источал слез умиления?

А богомольцы уже льют эти слезы умиления и сокрушения. Каждый в душе просит Владычицу быть ему Предстательницей и Споручницей, да умолит Она Сына Своего о прощении его, грешника. И трепетала душа каждого, веря в близость Пресвятой Владычицы, особенно здесь, в этом храме, в этой святой обители! Как много поучительного можно было услышать во время такой исповеди!

Чудесным образом отец Савва вел своих духовных детей и всех присутствующих на исповеди. Старец часто говорил к многочисленному народу слово, и кто-то видел себя в его словах, всю свою жизнь, все свои ошибки. Со всяким человеком он говорил просто, как с равным себе, поэтому все чувствовали себя около него свободно. Отчаявшийся грешный человек видел любовь к себе старца и верил, что если этот великий служитель Божий, которому открыты

Скачать:TXTPDF

Полное собрание проповедей и поучений. Схиигумен Савва Христианство читать, Полное собрание проповедей и поучений. Схиигумен Савва Христианство читать бесплатно, Полное собрание проповедей и поучений. Схиигумен Савва Христианство читать онлайн