Скачать:TXTPDF
Полное собрание проповедей и поучений. Схиигумен Савва

чтением. Он с радостью принимает это послушание как благословение Самой Царицы Небесной. С Божией помощью при участии некоторых духовных лиц отец написал «Уставные особенности чтения Неусыпаемой Псалтири».

Старец тщательно следил за тем, чтобы не было промежутков между ежечасными сменами, чтобы Псалтирь читалась непрерывно — неусыпно. Если же кто-то из братии по какой-либо причине не являлся на свой час, отец Савва заменял его сам.

Старцу разрешено было совершать Богослужения, говорить проповеди, исповедывать. Но скорби, напраслины, клевета и всевозможные искушения отразились на его здоровье, его телесные силы с каждым днем слабели. Он старался не показывать вида, что болеет, только чаще стал просить всех молиться за него. Он с удивительным спокойствием ожидал приближение своей кончины. По благословению архиерея отец Савва давно уже приготовил для себя место в Богом зданных пещерах, но однажды ему предложили уступить приготовленное место для погребения умершего схимника, а другое место для себя готовить не разрешили.

Старец стал часто говорить о смерти, все упование возлагая на Пресвятую Владычицу Богородицу. Чада просили старца молиться за них, чтобы Господь не отлучил их от него в будущей жизни.

— Если обрящу дерзновение, то буду молить Господа,- отвечал он.- А вы будьте всегда просты, незлобивы, искренни: простота и искренность приятны Богу. Подавайте милостыню, молитесь, кайтесь, причащайтесь Святых Христовых Тайн. Читайте чаще Евангелие, в нем все написано сладостно для сердца и научает смирению, а смирение истребляет все страсти и привлекает в душу благодать Божию. В этом и заключается спасение. Но не забывайте, что враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись. Берегитесь осуждать ближнего, а чтобы не впасть в искушение, не присматривайтесь к чужим поступкам. Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна для не готовых, не научившихся христианской любви.

По милости Божией, по ходатайству Царицы Небесной и по усердным молитвам духовных чад совершилось чудо: отец Савва стал быстро поправляться.

Заботливое попечение о здоровье игумена Саввы проявлял владыка, архиепископ Иоанн. Он всегда справлялся о его самочувствии, давал путевки на климатолечение в Грузию, несмотря на протесты со стороны монастырского начальства. В стране Иверской — втором уделе Матери Божией — старец находил теплый приют и заботу духовных чад, которых и там было много. Проездом же на юг он неоднократно посещал Овручскую Свято-Васильевскую женскую обитель (Житомирская область), о которой имел особое духовное попечение по благословению архиереев Псковского и Житомирского. Среди ее насельниц было много его духовных чад, некоторые из них были направлены сюда самим старцем. Проездом на юг он неоднократно посещал эту обитель.

Впервые он побывал здесь в 1953 году перед праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Обитель тогда только что открылась и была в крайней бедности в духовном и материальном отношении. Монастырь был выстроен на месте разоренного идольского капища, поэтому злой дух очень сильно мстил и строил всевозможные козни и пакости насельницам. Надо было иметь большую силу воли и духовную мудрость, чтобы отражать злую силу.

По прибытии в обитель отец Савва отслужил молебен и тщательно окропил святой водой всех и все. Он горячо молился о том, чтобы Господь помог возродить, поднять, возобновить ее во всех отношениях. Утешая и ободряя сестер, старец сказал игумении Лукии, что святая обитель благодатию Божиею должна возродиться, а казначее Анастасии предсказал ее будущее игуменство, что и сбылось после перевода игумении Лукии в другую обитель.

Года через два (к моменту его вторичного посещения) обитель уже имела другой вид: умножилось число сестер, развилось рукоделие, наладились полевые работы, и на всех участках достаточно было рабочих рук. Укрепился и молитвенный дух среди сестер, улучшилось пение, стали петь на два клироса. В обитель отовсюду стали приезжать богомольцы, много было пожертвований от благодетелей.

Много душеспасительных советов и наставлений давал старец игумении и сестрам. Он учил их, как легче приобрести навык в творении непрестанной Иисусовой молитвы, воспитывал в них смирение, безропотное и безоговорочное послушание, бдительность. Сестры этой обители в то время отличались простотой, нестяжательностью и чутким отношением друг к другу.

Сбылось предсказание старца о том, что игумения в обители будет другая. В этот его приезд управляла обителью игумения Анастасия, а игумения Лукия была переведена в другой монастырь. Надо заметить, что новая игумения неохотно приступила к великому, святому делу. Старец наставлял ее, как руководить сестрами, но игумения Анастасия тяготилась своими обязанностями, считая себя недостойной звания игумении, и потому теряла благодатную силу.

Еще при первом посещении обители отец Савва обнаружил на хорах древний образ Божией Матери «Знамение» в крайне запущенном состоянии. Он взял этот образ с собой, реставрировал его и прислал обратно с наказом, чтобы этот образ особо чтили и раз в неделю (по четвергам) читали перед ним акафист Пресвятой Богородице.

Ровно через год старец опять (уже в третий раз) проездом посетил Овручскую женскую обитель. Он был очень огорчен поведением игумении, которая по-прежнему не признавала своего назначения, не носила игуменской одежды и игуменского креста, не стояла на своем игуменском месте и никого не благословляла как мать-настоятельница, по ложному смирению считая себя недостойной. От этого стала расстраиваться духовная жизнь сестер. Акафист Божией Матери до сих пор не читали, жили нерадиво.

С болью в сердце батюшка просил:

— Возлюбленные! Живите благочестиво. Если вы не примете на себя надлежащий подвиг монашеской жизни, обитель закроется.

Вскоре предсказание старца сбылось. В Овручском монастыре свили гнездо те, кто ускорили падение обители. Монастырь закрыли.

Некоторые сестры перешли в другие обители, другие подвизались в миру, строго выполняя иноческие обеты, молитвенные правила и неся послушания, назначенные старцем.

С первых же дней пребывания в Иверии начиналась его деятельная духовная жизнь. Не считая того, что с утра до позднего вечера к нему тянулась вереница людей, жаждавших его благословения и духовной поддержки, старец поставил себе целью сделать здесь много полезного для Церкви Христовой. Он очень скорбел о забытом и утерянном месте, где когда-то была обретена в третий раз глава святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Своей задачей отец Савва поставил отыскать в Команских горах это святое место.

Горы Команы находятся в нескольких километрах от Сухуми. Святое место никем не посещалось десятки лет и было всеми забыто и утеряно. Отец благословил двух своих духовных чад найти его. Две недели они бродили в горах, терпя голод и жажду, зной и ночную прохладу, и, по молитвам старца, нашли это место. Достоверность находки удалось подтвердить у одного старейшего местного жителя:

— Все так, как вы рассказываете,- сказал он.- А над скалой, где была сокрыта глава Иоанна Крестителя, на вершине горы стояла часовня.

И действительно, сохранились остатки этой часовни. Когда отец Савва в сопровождении своих духовных чад в первый раз пошел к этому месту, то всю дорогу над ними пела птица. Замолчала она только тогда, когда они пришли к цели. Путь туда шел вдоль крутого склона горы, а место, где хранилась святая глава Пророка, представляет собой большую, в рост человека, нишу в отвесной белой каменной скале и имеет форму огромной головы, лежащей на блюде. Можно было отчетливо увидеть на камне глаза, нос, подбородок. Кроме того, в «большой голове» внизу, у подбородка, выделялась «малая голова» величиной с обычную человеческую голову. Увидев все это воочию и чувствуя сердцем верность находки, отец Савва отслужил молебен и благословил одну из чад написать икону главы Иоанна Крестителя. Эта икона была приклеена в нише в правом верхнем углу. После этого сюда потянулся поток паломников и святое место стало предметом общего поклонения. Радовался старец и благодарил Бога и своих духовных чад, что они помогли ему в этом святом деле.

Побывал батюшка и в высокогорном местечке Псху (за перевалом), куда можно проникнуть только на вертолете. Это бывшее монашеское селение, где насчитывалось раньше до семидесяти церквей. Оно расположено в живописной долине, окруженной лесистыми горами. Неподалеку есть необыкновенные, таинственные горы: «Монашеская скуфья», «Серебряная» и «Святая», с которой стекают 12 источников прохладной целебной воды. На Пасху отсюда слышится колокольный звон. Местные жители часто ходят на эту гору за святой водой.

В Псху тоже есть духовные чада отца Саввы. Но, к великому сожалению, здесь не сохранилось ни одной церкви. У старца возникла мысль: открыть здесь храм. Епископ Абхазский и Сухумский Роман дал согласие и обещал направить туда священнослужителя. Нужно было только желание жителей поселка, которые должны были написать прошение епископу об открытии храма. И вот батюшка благословил.своих духовных чад слетать в Псху для оформления дела. Ждать пришлось недолго. В два дня было оформлено заявление, подписей оказалось больше чем достаточно. Народ радовался такой заботе о них, а один из жителей отдавал свой дом под храм. Прошение передали владыке. Таким образом, перед отъездом отца Саввы и.это доброе дело было практически решено. Уезжая, он просил своих чад содействовать открытию храма, а одну из них — быть там псаломщицей.

Побывав на Новом Афоне, старец узнал об открытии Иверских пещер. Попасть туда можно было лишь по веревочной лестнице через единственный входузкий отвесный колодец. Вместе с исследовательской экспедицией по благословению и молитвам батюшки одна из его чад спустилась на дно этой пропасти, где пробыла двое суток и получила исцеление от болезни (прекратились кашель и боль в груди). Она преподнесла отцу подарокчудный прозрачный хрусталь из пещеры.

В Сухуми было положено начало чтению Неусыпаемой Псалтири среди духовных чад схиигумена Саввы. Было составлено расписание — кто, в какой час по московскому времени и какую кафизму будет читать. Список начался с сухумских чад, а через несколько недель в расписание включились другие чада из разных городов и селений. В оставшиеся часы батюшка благословил читать 9, 17, 18 и 1-ю кафизмы повторно. При этом он просил:

— Только заполняйте чтением весь свой час: не запаздывайте и не кончайте раньше ни на пять минут, ни на две минуты, чтобы свеча молитвы не угасала, чтобы вы передавали ее из рук в руки горящею. Если остается время, читайте еще псалом 82 — за сохранение Церкви, обители; псалом 34 — за свое благополучие; псалом 139 — от нападения врагов. Читайте Евангелие от Иоанна — соответствующую своей кафизме главу, но никогда не кончайте чтение раньше положенного времени. Какова премудрость Божия! — восхищенно продолжал батюшка: — Наша земля, она ведь как неугасимая кадильница! Здесь заканчивается обедня, а где-то только зажигают лампадочки, приступают к службе, а еще где-то поют «Се, Жених грядет в полунощи». Значит, молитва на земле никогда не прекращается! Вот и мы должны составить свою неумолкающую молитву — Неусыпаемую

Скачать:TXTPDF

Полное собрание проповедей и поучений. Схиигумен Савва Христианство читать, Полное собрание проповедей и поучений. Схиигумен Савва Христианство читать бесплатно, Полное собрание проповедей и поучений. Схиигумен Савва Христианство читать онлайн