По условиям текущего момента преступление весьма тяжкое. Все касающееся отношения к государственной политике никогда не должно быть предметом раздора. Да, не имеем мы культуры и дисциплины. Это большая беда.»[648].
«Иосифляне», в свою очередь, считали богослужения и таинства митрополита Сергия и его духовенства не просто безблагодатным, но «мерзостью в очах Божиих», а участвующих в нем — подлежащих «сугубому осуждению»[649].
В определении от 6 августа 1929 г. Заместителя Патриашего Местоблюстителя Митрополита Нижегородского Сергия (Страгородскоо) и Временного Патриаршего Священного Синода об отношении к священнодействиям, совершенным «раскольничьим клиром» говорилось[650]:
«Таинства, совершенные в отделении от единства церковного оступившими от Патриаршей Церкви последователями бывшего Свердоловского архиепископа Григория (Яцковского) и бывшего викария Московской епарэхии Епископа Можайского Бориса (Рукина) и другими организовавшими ВЦС, как запрещенными в священнослужении, а равно и последователями бывшего Лениградского митрополита Иосифа (Петровых), бывшего Гдовского епископа Димитрия (Любимова), бывшего Уразовского епископа Алексия (Буя) как тоже находящихся в состоянии запрещения, также недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены в Ра сколе, принимать через таинств святого миропомазания; браки заключенные в расколе, также навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы «Отец, Сын и Святой Дух».
Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует совершать по них и заупокойную литургию Разрешать только проводы на кладбище с пением Святый Боже».
После восстановления Патриаршества в 1943 г. закончилась история большинства расколов. Воссоединялись с Православной Церковью как бывшие обновленцы, так и григориане, иосифляне и другие. Всегда при их приеме в лоно Церкви соблюдался установленный чин: хиротонии, совершенные в расколе признавались недействительными.
Одной из причин, по которой отделявшиеся от митрополита Сергия называли его еретиком, было понимание полной каноничности определений митрополита Сергия и его Синода о безблагодатности раскольнической иерархии.
Примечания
1
блж. Феодорит Кирский. Сокращенное изложение божественных догматов // Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. М., 2003. С. 55
2
Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого избранные творения. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 1993р. Кн. 2. С. 884.
3
блж. Августин Иппонский. Послания. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII вв. Новый Завет. Тверь, 2001. Т. II: Евангелие от Марка. С. 17.
4
сщмч. Ипполит Римский. О богоявлении. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Новый Завет. Тверь, 2001. Т. II: Евангелие от Марка. С. 13-14.
5
блж. Августин Иппонский. Трактат на Евангелие от Иоанна. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Новый Завет. Тверь, 2001. Т. II: Евангелие от Марка. С. 15.
6
прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 2004р. С. 280-281.
7
Требник. М., 2002. С. 23.
8
блж. Симеон Солунский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных // Сочинения блж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского. М., 1994р. С. 52.
9
Требник. Указ. изд. С. 24.
10
блж. Симеон Солунский. Указ. соч. С. 55.
11
Требник. Указ. изд. С. 31, 34-37.
12
блж. Симеон Солунский. Указ. соч. С. 68
13
св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе // Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М., 2002. С. 28.
14
Там же.
15
Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. 2. С. 327-328.
16
свт. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991р. С. 37
17
Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Беседы на Послание к Римлянам. М., 1994р. С. 600.
18
Там же.
19
Там же.
20
Требник. Указ. изд. С. 23.
21
блж. Симеон Солунский. Указ. соч. С. 53.
22
Требник. Указ. изд. С. 53.
23
свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово. К., 2003. С. 266.
24
свт. Геннадий Константинопольский. Фрагменты. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Тверь, 2003. Т. VI: Послание к Римлянам. С. 242.
25
свт. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Указ. соч. С. 37, 38.
26
Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: в 2-х тт. ТСЛ, 1994. Т. 1. С. 539-541.
27
Церковная служба на Святое Богоявление. Нижний Новгород, 1995. С. 3.
28
Требник. Указ. изд. С. 40.
29
Там же. С. 45.
30
Дионисий Ареопагит. Сочинения / Толкования Максима Исповедника. СПб., 2003. С. 583.
31
Там же. С. 583, 605.
32
свт. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Указ. соч. С. 323.
33
свт. Григорий Нисский. Указ. соч. С. 262.
34
свт. Василий Великий. О Святом Духе. Цит. по: Клеман О. Истоки. Богословие отцов древней Церкви: Тексты и комментарии. М., 1994. С. 102.
35
Требник. Указ. изд. С. 45.
36
Там же. С. 47.
37
Православный молитвослов. ТСЛ, 1997. С. 4.
38
Требник. Указ. изд. С. 48 — 49.
39
свт. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Указ. соч. С. 325 — 326.
40
Там же. С. 55.
41
св. Николай Кавасила. Указ. соч. С. 47.
42
Требник. Указ. изд. С. 38.
43
Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. ТСЛ, 1995. С. 53.
44
Божественная Литургия. К., 2004. С. 82-84.
45
Требник. Указ. изд. С. 54.
46
Иустин (Попович), архим. Толкование на 1-е Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. М., 1999. С. 56. 18
47
Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о Православной вере. ТСЛ, 1995. С. 67.
48
Там же. С. 116.
49
Там же. С. 173-174.
50
Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). К., 1897. Т. 4. С. 422.
51
Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. С. 330.
52
Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М., 2004. С. 233.
53
Там же.
54
блж. Августин Иппонский. Против Юлиана. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Новый Завет. Тверь, 2003. Т. VI: Послание к Римлянам. С. 305.
55
Там же. С. 302.
56
Православный молитвослов. Указ. изд. С. 31 — 32.
57
Там же. С. 178.
58
Амвросиаст. Комментарий на Послание к Римлянам. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Новый Завет. Тверь, 2003. Т. VI: Послание к Римлянам. С. 305.
59
Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, Послание и слова. М., 2002. С. 55.
60
Блаженный Диадох, епископ Фотики в Епире Иллирийском. Подвижническое слово // Добротолюбие. М., 2004р. Т. 3. С. 68.
61
блж. Феодорит Кирский. Толкование на Послание к Римлянам // Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. М., 2003. С. 129.
62
блж. Симеон Солунский. Указ. соч. С. 70.
63
блж. Феодорит Кирский. Сокращенное изложение божественных догматов // Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. М., 2003. С. 55-56.
64
прп. Максим Исповедник. Избранные творения. М., 2004. С. 216-217.
65
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 100.
66
Об апостоле Варнаве и его послании // Писания мужей апостольских в русском переводе / Вступл. и примеч. прот. П. Преображенского. К., 2001р. С. 19-20.
67
Послание апостола Варнавы // Писания мужей апостольских. С. 42.
68
Высказывания святых отцов мы будем приводить не в хронологическом порядке их жизни, а в соответствии с содержанием приводимых нами цитат, чтобы, насколько это возможно, достичь цельности и связности повествования.
69
свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991р. С. 322.
70
свт. Григорий Богослов. Собрание творений. ТСЛ, 1994р. Т. 1. С. 547.
71
Там же. С. 549.
72
Тем же. С. 550.
73
Цит по: Лазарь (Абашидзе), архим. Грех Адамов. Возможно ли спасение некрещеных младенцев? М., 2001. С. 186-187.
74
прп. Симеон Новый Богослов. Творения. ТСЛ, 1993р. Т. 2. С. 533.
75
сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. М., 1999. С.408-409. Ср.: Рим 6. 4-13.
76
Там же. С. 410.
77
Там же. С. 617–618.
78
Там же. С. 545.
79
Там же. С. 546-547.
80
свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М.; СПб., 1995р. С.462-463.
81
свт. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. М., 1993. Т. 1. С. 18.
82
Правило 110 (124) Карфагенского Собора. Цит по: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского. ТСЛ,1996р. Т. 2. С. 258.
83
Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.). Член 16 // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. ТСЛ, 1995р. С. 172173.
84
свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). М., 1993р. Ч. 3. С.197.
85
прп. Максим Исповедник. Подвижническое слово, в вопросах и ответах // Добротолюбие в русском
переводе, дополненное. ТСЛ, 1992р. Т. 3. С. 161.
86
прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.; Ростов-на-Дону, 1992р. С.286 [2 паг.].
87
Там же. С.280 [2 паг.].
88
Там же. С.210 [2 паг.].
89
свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения // свт. Феофан Затворник. Творения. М., 1994р. Т. 1. Ч. 1. С. 11.
90
Там же. Т. 2.Ч. 3. С. 18-19. Ср.: Еф 2. 3, 5; Рим 8. 17.
91
Там же. С. 19.
92
Там же. С. 19.
93
прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. М., 1998р. С. 62.
94
Там же. С. 13. Подробнее о сути первородного греха и о связи его с влиянием диавола на потомков падшего прародителя см.: Леонов В., свящ. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М., 2005. С. 33-95.
95
прп. Макарий Египетский. Цит соч. С. 62.
96
Там же. С. 183.
97
блж. Диадох Фотикийский. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного // Добротолюбие. ТСЛ., 1992р. Т. 3. С. 52-53.
98
Там же. С. 52.
99
Там же. С. 50-51.
100
прп. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова в русском переводе // Преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова Слова духовно-нравственные. М., 1995р. С. 78-79.
101
Молитва ко святому Иоанну Предтече // Канонник, или полный молитвослов. М., 1994. С. 160.
102
блж. Симеон Солунский. Сочинения. М., 1994р. С. 63.
103
Там же. С. 62.
104
Там же. С. 87. Ср.: Ин 3. 3, 5.
105
свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). М., 1993р. Ч. 1. С. 156. Ср. также со с. 139.
106
См.: Еф 1. 10; сщмч. Ириней Лионский. Творения. М., 1996р. С. 489; Лосский. Указ. соч. С. 281-282; Воронов Л., прот. Догматическое богословие (из лекций, прочитанных для студентов IV курса Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1991-1992 учебном году) / Учебник для Духовных учебных заведений. Клин, 20002. С. 96-97.
107
См. курсы Догматического богословия архиеп. Филарета (Гумилевского), архиеп. Антония (Амфитеатрова), митр. Макария (Булгакова), еп. Сильвестра (Малеванского), прот. Н. Малиновского.
108
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. М., 1993р. Т. 2. С. 253.
109
Ин 15. 1-6.
110
свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 1993р. Т. 1. С. 164.
111
Н. Малиновский, прот. Очерк православного догматического богословия. М., 2003р. С. 149.
112
свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 1993р. Т. 1. С.162.
113
сщмч. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 456.
114
Там же. С. 459.
115
Там же.
116
свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 1993р. Т. 1. С.163.
117
прп. Иоанн Дамаскин. Творения. М., 2002. С. 294.
118
прп. Симеон Новый Богослов. Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 23.
119
Там же. С. 30.
120
Там же. С. 48.
121
свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 1993р. Т. 1. С.166.
122
Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении: Магистерская диссертация. ТСЛ, 1989. С. 178.
123
1 Кор 15. 45-49.
124
Цит. по: Георгий (Тертышников), архим. Указ. соч. С. 10-12.
125
Еф 2. 3.
126
Рим 8. 23.
127
«Каждого же из нас верующих не только естество, но и ипостась Он новосоделал и даровал нам отпущение наших грехов: путем божественного Крещения, путем соблюдения Его заповедей, путем покаяния, которое Он даровал споткнувшимся, и