путем Причащения Его Тела и Крови» — свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). М., 1993р. С. 208.
128
1 Ин 3. 9.
129
свт. Иоанн Златоуст. Творения. М., 1996р. Т. 9. Кн. 2. С. 636-643.
130
Жизнь и труды святого апостола Павла: Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. М., 2002. С. 401-403.
131
Рим 7. 23.
132
свт Иоанн Златоуст. Творения. М., 1996р. Т. 11. Кн. 1. С. 37.
133
Георгий (Тертышников), архим. Цит. соч. С. 271.
134
Еф 6. 12.
135
Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. Чернигов, 1865. С. 222.
136
2 Петр 2. 20.
137
Шмеман А., прот. Водою и Духом: О таинстве Крещения. М., 1993. С. 76-77.
138
свт. Иоанн Златоуст. Творения. М., 2004р. Т. 10. Кн. 1. С. 408.
139
свт. Каллист, архиеп. Константинопольский. Житие преподобного Григория Синаита. ТСЛ, 2005. С. 26.
140
прп. Симеон Новый Богослов. Творения. ТСЛ, 1993р. Т. 1. С. 48.
141
прп. Иоанн Дамаскин. Творения. М., 2002. С. 301.
142
Гал 4. 19.
143
Сергий (Страгородский) архиеп. Православное учение о спасении. Казань, 1898. С. 55.
144
Там же. С. 66.
145
Ратцингер Й. Введение в христианство / Пер. с нем. М., 2000. Стр. 233.
146
Помазанский М., прот. Православное Догматическое богословие. Рига, 1993. С. 104.
147
Цит. по: Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. М., 2005. С. 279.
148
Малиновский Н., прот. Очерки православного Догматического богословия. М., 2003р. С. 28.
149
Там же.
150
Теста Б. О таинствах Церкви / Пер. с итал. М., 2000. С. 73.
151
Цит. по: Давыденков. Указ. соч. С. 245.
152
Цит. по: Сергий (Страгородский) архиеп. Указ. соч. С. 185.
153
Цит. по: Сергий (Страгородский) архиеп. Указ. соч. С. 184.
154
Цит. по: Сергий (Страгородский) архиеп. Указ. соч. С. 185.
155
Сергий (Страгородский) архиеп. Указ. соч. С. 210.
156
Цит. по: Сергий (Страгородский) архиеп. Указ. соч. С. 185.
157
Цит. по: Сергий (Страгородский) архиеп. Указ. соч. С. 211.
158
См.: Сидоров А. И. Жизненный путь Оригена // Патристика. Н.Новгород, 2001. С. 290-332.
159
Платон. Федон // Платон. Собрание сочинений. М., 1999. Т. 2. С. 14.
160
Адо П. Что такое античная философия. М., 1999. С. 267.
161
Бибихин В. В. Язык философии. М., 2002. С. 284.
162
Там же. С. 285.
163
Гаврилюк П. История катехизации в Древней Церкви. М., 2001. С. 59.
164
См.: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001 С. 381-382.
165
Там же. С. 385-386.
166
См.: Там же. С. 386-388.
167
См.: Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV вв. М., 2004 С. 55.
168
См., напр.: Дидахи 7. 1.
169
Мюнье Ш. Крещение и общение в Древней Церкви (II-III вв.) // Крещение и общение Церквей: Сборник материалов. М., 1999. С. 33.
170
Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М. 1994, Т.2 С. 351
171
Так, на подобный вопрос префекта св. Иустин отвечал искушенно: «Где кто хочет и может; разве ты думаешь, что все мы собираемся только в одно место?». (Цит. по: Сагарда. Указ. соч. С. 240).
172
Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. М., 2001. С. 65.
173
См.: Гаврилюк. Указ. соч. С. 80.
174
Общая структура канонической огласительной практики того периода прекрасно изложена в монографии о. Павла Гаврилюка: Гаврилюк. Указ. соч. С. 10-12.
175
Scannel T. B. Catechumen // Catholic Encyclopedia. N. Y., 1914. Vol. 3.
176
Цит. по: Болотов. Указ. соч. Т. 3. С. 95.
177
Цит. по: Там же. С. 96.
178
Там же.
179
свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. СПб., 1898 Т. 9. С. 232.
180
Цит. по: Болотов. Указ. соч. Т. 3. С. 103.
181
Зарин С. Катехуменат // Православная Богословская Энциклопедия. СПб., 1911. С. 188.
182
В конечном счете, часть функций катехумената взяла на себя Империя в своих законах, поддерживающих церковные правила и нравственность.
183
Вейдле В. В. Крещальная мистерия и раннехристианское искусство // Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб., 1996. С. 180.
184
Там же. С. 181-182.
185
См.: Крещальная литургия. М., 2002.
186
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб., 1852. Т. 4. С. 164.
187
Там же. С. 164-165.
188
Также: «Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор 2. 7).
189
Цит. по: Отцы Церкви и подвижники благочестия о помощи Божией // ЖМП. 1984. №10. С. 30.
190
См., напр.: блж. Иероним Стридонский. Творения. К., 1901. Ч. 16. С. 41.
191
Флоровский Г., прот. Евхаристия и соборность // Путь. Париж, 1929. № 19. С. 3.
192
«Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев 17. 10-11).
193
Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 125.
194
сщмч. Игнатий Богоносец. Послания. Казань, 1857. С. 57.
195
Там же. С. 170.
196
свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991р. С. 246.
197
PL. 16. Col. 407.
198
PG. 94. Col. 1145. Рус. пер.: прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. IV. 13 // прп. Иоанн Дамаскин. Полное собрание творений. СПб., 1913. Т. 1. С. 312.
199
прп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 396.
200
св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии // св. Николай Кавасила. Христос. Церковь.
Богородица. М., 2002. С. 155.
201
Деяние 3: Acta Conciliorum et epistolae decretales. P., 1714. Col. 372. На I Вселенском Соборе отцы
исповедали: «На Божественной трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на священной трапезе лежит Агнец Божий, “вземляй грехи мира” (Ин 1. 29), приносимый в жертву священниками, и истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это суть знамения нашего воскресения» (Макарий (Булгаков). Указ. соч. С. 199-200). На III Вселенском Соборе было утверждено: «Причащаясь Святой Плоти и Честной Крови Христа.
принимаем не как обыкновенную плоть (да не будет!). но как Плоть воистину животворящую и
собственную для Самого Слова» (Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 1. С. 195).
202
Иустин (Попович), архим. Догматика Православной Церкви. Белград, 1978. С. 567.
203
прп. Феодор Студит. Творения. СПБ., 1907. Т. 1. С. 126.
204
св. Иустин Философ. I Апология. 66.
205
Напр., в «Дидахи» молитва направлена к Отцу Небесному и содержит благодарение за «жизнь и ведение, которое Ты даровал нам чрез Иисуса Отрока Твоего» (Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978. С. 11).
206
свт. Кирилл Иерусалимский. Указ. соч. С. 248. Греческий текст см.: Cyrille de Jerusalem. Catecheses Mystagogiques. P., 1966. P. 156. (SC; 126).
207
св. Николай Кавасила. Указ. соч. С. 155.
208
Там же. С. 194.
209
прп. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. С. 311-312.
210
Василий, архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Символические тексты в Православной Церкви // БТ. 1968. Сб. 4. С. 27.
211
См.: :ЖМП. 1969. № 4. С. 4-5.
212
Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996р. Т. 4. С. 538-539.
213
Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви: Тексты и комментарии. М., 1994. С. 105.
214
прп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1995. Т. 8. С. 324.
215
св. Николай Кавасила. Указ. соч. С. 170.
216
PG. 4. Col. 136.
217
PG. 155. Col. 512.
218
Шмеман А., прот. Исповедь и причастие: Доклад Св. Синоду Православной Церкви в Америке. Б/м., б/г. С. 4.
219
Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 578.
220
Мейендорф И., прот. Иерархия и народ в Православной Церкви // Вестник РСХД. 1955. № 39. С. 39.
221
сщмч. Игнатий Богоносец. Указ. соч. С. 69.
222
См.: сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. IV. 18. 5 // сщмч. Ириней Лионский. Сочинения. СПб., 1900. С. 365.
223
сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. V. 2. 2-3 // Там же. С. 449-450.
224
прп. Ефрем Сирин. Указ. соч. С. 333.
225
Там же.
226
св. Иустин Философ. I Апология. 65 // Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978.
227
сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. III. 18 // Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978.
228
Шмеман А., прот. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1984. С. 124.
229
Там же. С. 125.
230
Там же. С. 126.
231
Послание к Диогнету. 9 // Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978.
232
сщмч. Киприан Карфагенский. Послание 63 к Цецилию.
233
свт. Иоанн Златоуст. Беседы о предательстве Иуды.
234
Михаил (Мудьюгин), архиеп. Евхаристия по учению Православной Церкви: Доклад на Втором Православно-Реформатском собеседовании. Л., 1976.
235
Там же.
236
Там же.
237
Там же.
238
Арсеньев Н. Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959. С. 244.
239
«Да молчит всякая плоть человеча» — песнопение литургии св. ап. Иакова, которое поют в Великую субботу за литургией свт. Василия Великого.
240
Михаил (Мудьюгин). Указ. соч.
241
Lampe G. W. H. Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 849-850.
242
свт. Василий Великий. Против Евномия II. 28 // Он же. Творения. ТСЛ, 1900. Ч. 3. С. 96-97.
243
PG. 29. Col. 636.
244
PG. 29. Col. 37.
245
PG. 18. Col. 100.
246
PG. 18. Col. 277.
247
Lampe. Op. cit. P. 850.
248
PG. 5. Col. 713.
249
PG. 6. Col. 429.
250
PG. 6. Col. 428-429.
251
сщмч. Ириней Лионский. Против Ересей V. 2. 3 // Он же. Творения. М., 1868. С. 581.
252
сщмч. Ириней Лионский. Против Ересей IV. 18. 5 // Там же. С. 468.
253
Там же.
254
сщмч. Ириней Лионский. Против Ересей II. 7. 6 // Там же. С. 150.
255
сщмч. Ириней Лионский. Против Ересей V. 9. 3 // Там же. С. 599.
256
сщмч. Ириней Лионский. Против Ересей V. 2. 3 // Там же. С. 581. Греч. текст: PG. 7. Col. 1125.
257
Сильвестр (Малеванский), еп. Догматическое богословие. К., 18972. Т. 4. С. 450.
258
свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 4 // Он же. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1824. С. 454. Греч. текст: PG. 33. Col. 1097.
259
свт. Кирилл Иерусалимский. Цит. соч. С. 440. Греч. текст: PG. 33. Col. 1072.
260
PG. 33. Col. 1097.
261
свт. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. К., 2003. С. 274-285.
262
Там же.
263
Там же.
264
Там же.
265
Там же.
266
Там же.
267
Там же.
268
Там же.
269
Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. Т. 2. С. 1507.
270
свт. Григорий Нисский. Указ соч.
271
свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелиста Матфея. М., 1859. Ч. 3. C. 421. Греч. текст: PG. 58. Col. 743.
272
Там же. С. 411.
273
свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. СПб., 1854. С. 145.
274
свт. Иоанн Златоуст. Письма к разным лицам. СПб., 1866. С. 305-306.
275
свт. Кирилл Александрийский. Творения. ТСЛ, 1906. Ч. 15. С. 272.
276
PG. 74. Col. 341.
277
свт. Кирилл Александрийский. Указ. соч. С. 324.
278
Там же. Ч. 13. С. 51.
279
Адамов И. И. Святитель Амвросий Медиоланский. ТСЛ, 2006р. С. 446.
280
De fide orth. IV. 10. 124.
281
De myst. IV. 50; ср.: 54.
282
De myst. IX. 53; ср.: VIII. 47, 48; in Ps. 43. 36.
283
PL. 75. Col. 53.
284
прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. СПб., 1894. С. 222. Греч. текст: PG. 94. Col. 1145.
285
Там же. С. 221.
286
Там же. С. 223-224.
287
Там же. С. 226.
288
прп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 388.
289
Там же. С. 396.
290
Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996р. Т. 4. С. 538-539.
291
Acta Conciliorum et epistolae decretales. P., 1714. T. 4. Col. 372.
292
Дворецкий. Указ. соч. Т. 1. С. 782.
293
PG. 86. Col. 1772.
294
PG. 160. Col. 372, 380.
295
PG. 160. Col. 351-374.
296
Малахов В. Я. Пресуществление Св. Даров в таинстве Евхаристии // БВ. 1898. Т. II: 6. С. 309.
297
PG. 160. Col. 372.
298
Хомяков А. С. Церковь одна. П. 8: Церковь и ее таинства. Текст