Скачать:TXTPDF
Таинства Церкви

доступен в сети Интернет по адресу: http://www.russia-talk.com.

299

свт. Филарет (Дроздов). Письма Андрею Николаевичу Муравьеву. К., 1869. Письмо 127.

300

свт. Феофан (Говоров) Затворник. Толкование 1-го Послания ап. Павла Коринфянам. ТСЛ, 1913. С. 213.

301

св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя Жизнь во Христе. СПб., 1899. Т. 1. С. 17.

302

св. прав. Иоанн Кронштадтский. Предсмертный Дневник. М.; СПб., 2003. С. 13.

303

Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978. С. 11.

304

Здесь св. Николай Кавасила имеет в виду евхаристический спор XII в. о том, является ли Христос в Евхаристии освящающим или освящаемым? Отцы на Соборе 1156 года пришли к выводу, что Христос есть и освящающий, и освящаемый, приносящий и приносимый, приемлющий и раздаваемый

305

св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии / Он же. Христос. Церковь. Богородица. М., 2002. С. 162.

306

Греч. текст: Audet J. P. (ed.) La Didache: Instructions des Apotres. P.,: 1958. P. 236.

307

Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния апостолов. М., 1997. С. 186-187.

308

Греч. текст: Acta Joannis / Ed. M. Bonnet // Acta apostolorum apocrypha. Leipzig, 1898; Olms, 1972r. T. 2: 1. P. 191.

309

Лат. текст: Lodi E. Enchiridion euchologicum fontium liturgicorum. R., 1979. P. 252.

310

Lodi. Op. cit. P. 290.

311

cвт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 5. 7 // Он же. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991р. С. 334. Греч. текст: Cyrille de Jerusalem. Catecheses Mystagogiques. P., 1966. (SC; 126). P. 156.

312

св. Николай Кавасила. Указ. соч. С.155.

313

Jустин (Поповик), архим. Догматика Православие Цркве. Београд, 1978. С. 567.

314

прп. Феодор Студит. Творения. СПБ., 1907. Т. 1. С. 126.

315

Молитва в скевофилакионе («на потребление Св. Даров»).

316

свт. Афанасий Александрийский. О Воплощении Бога Слова. I. 6.

317

Истолкование принадлежит Николаю и Феодору Андидским, «Изъяснение Божественной литургии».

318

свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 4. 9. / Указ изд. С. 332.

319

св. Николай Кавасила. Указ. соч. С. 155.

320

Jустин (Поповик), архим. Указ. соч. С. 567-568.

321

блж. Симеон Солунский. О покаянии. 254 // PG. 155.Col. 477.

322

3. 36. 4.

323

Педагог 1. 9.

324

Лествица. Слово 5.

325

γνωσιμαχησας και μεταμεληθείς — Слово нравственное. 10.

326

О богословии. Сотница 1. 23.

327

прп. Симеон Новый Богослов. Слова богословские. 1.

328

прп. Симеон Новый Богослов. Слова нравственные. 7.

329

прп. Иоанн Карпафийский. Главы утешительные. 57.

330

Например, И. Корнаракис: «Виновность (ένοχή) — это совокупность душевных расположений и состояний, которые появляются в результате совершенного греха» (Η νεύρωσις ως Αδαμικόν πλέγμα. Θεσσαλονίκη, 1977. Σ. 32-33).

331

прп. Симеон Новый Богослов. Слова нравственные. 13.

332

прп. Симеон Новый Богослов. Оглашение 32: «Взыщем Христа. Облекшись в Него через святое Крещение, мы совлеклись Его лукавыми делами. Посему снова воззовем себя через спасительное Покаяние.».

333

прп. Симеон Новый Богослов. Оглашение 5: «Возможно, братья, всем, не только монахам, но и мирянам всегда и постоянно каяться, и плакать, и умолять Бога, и благодаря таковым деяниям приобрести и все прочие добродетели».

334

Эрих Фромм (цит. по: Ангелопулос И. К. Покаяние в Православной Вселенской Церкви [на греч. яз.]. Афины, 1998. С. 80).

335

свт. Иоанн Златоуст. О милосердии. 3. 4 // PG. 49. Col. 297-298.

336

свт. Иоанн Златоуст. На 50 псалом. 2 // PG. 55. Col. 577.

337

Там же.

338

прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские. 70.

339

1. 7.

340

свт. Кирилл Александрийский. Fragm. in Matth. // PG. 72. Col. 409.

341

прп. Марк Подвижник. О покаянии. 7 // PG. 65. Col. 976.

342

Филокалия [греч. изд.] Т. 4. С. 275.

343

Так, в молитве поставления епископа из т. н. «Апостольского предания» содержатся следующие слова: «Сердцеведче всех, дай рабу Твоему сему, егоже избрал на Твою святую епископию… духом священноначальническим иметь власть отпускать грехи согласно Твоей заповеди …».

344

См.: прп. Никодим Святогорец. Книга духовника (Экзомологитарион). С. 54. Прим. 2.

345

Раллис Г., Потлис М. О таинствах Покаяния и Елеосвящения [на греч. яз.]. Афины, 1905. С. 15.

346

прп. Симеон Новый Богослов. Послание 1, О покаянии. 11 // PG. 95. Col. 296 (под именем прп. Иоанна Дамаскина).

347

Ответы Гавриилу Пентапольскому. 13 // PG. 155. Col. 864.

348

Слово «елей» встречается в Библии более 150 раз.

349

Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. М.: 1993. С. 373.

350

Например свт. Афанасий Великий в толковании на Пс 132. 2 пишет: «Когда собрана будет Церковь. тогда подастся помазание Святого Духа». (свт. Афанасий Великий. Творения. М., 1994р. Т. 4. С. 402); Виктор, пресв. антиохийский (V в.): «Елей и болезни исцеляет и бывает причиною света и веселия. Потому елей, употребляемый для помазания, знаменует и милость от Бога и исцеление болезни и просвещение сердца» (цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. М., 1999р. Т. 2. С. 469); прп. Максим Исповедник прямо пишет: «Миро есть Дух Святой» (цит. по: Ефимий Зигабен. Толковая Псалтирь. С. 336); Ефимий Зигабен: «Помазание елея есть наитие Святого Духа» (Ефимий Зигабен. Указ. соч. С. 336).

351

свт. Василий Великий. Творения. М., 1993р. Ч. 1. С. 283.

352

блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка. М., 2000. С. 49-50.

353

Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. Чернигов, 18652. Т. 2. С. 319.

354

свт. Василий Великий. Указ. соч. Ч. 1. С. 283.

355

свт. Григорий Богослов. Творения. ТСЛ, 1994р. Т. 1. С. 194.

356

свт. Афанасий Великий. Указ. соч. Т. 4. С. 292.

357

Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992р. Т. 2. С. 385.

358

Цит. по: Вениамин, архиеп. Указ. соч. С. 385.

359

Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 315.

360

Согласно евангельскому синопсису, эти два стиха относятся к одному евангельскому событию — наставлению двенадцати апостолам при призвании их на проповедь.

361

Цит по: Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. К., 18923. Т. 4. C. 50.

362

блж. Феофилакт Болгарский. Указ. соч. С. 49-50.

363

Указанные черты таинств можно найти в учебниках по догматике: архиеп. Филарета (Гумилевского), митр. Макария (Булгакова), еп. Сильвестра (Малеванского) и др.

364

Сильвестр (Малеванский), еп. Указ. соч. Т. 4. С. 50.

365

Сильвестр (Малеванский), еп. Указ. соч. Т. 4. С. 51.

366

Филарет (Гумилевский), архиеп. Указ. соч. Т. 2. C. 311.

367

Сильвестр (Малеванский), еп.. Указ. соч. Т. 4. С. 52.

368

«Уврачевание телесных болезней и составляет самый первый благодатный плод этого таинства» — пишет митр. Макарий (Булгаков). (Указ. соч. Т. 2. С. 472). «Благодатное действие елеопомазания простирается преимущественно на состояние болящего тела и зависящее от того физическое состояние всего человека» — Филарет (Гумилевский), архиеп. Указ. соч. Т. 2. С. 317.

369

Сильвестр (Малеванский), еп. Указ. соч. Т. 4. С. 60.

370

Сильвестр (Малеванский), еп. Указ. соч. Т. 4. С. 62.

371

Георгий (Ярошевский), иером. Соборное послание св. апостола Иакова: опыт исагогико-экзегетического исследования. К., 1901. С. 289.

372

Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 2. С. 473.

373

Георгий (Ярошевский), иером. Указ. соч. С. 292.

374

Георгий (Ярошевский), иером. Указ. соч. С. 292.

375

Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 2. С. 473.

376

Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 2. С. 473.

377

Филарет (Гумилевский), архиеп. Указ. соч. Т. 2. С. 318.

378

Архиепископ Филарет (Гумилевский), Митрополит Макарий (Булгаков), иеромонах Георгий (Ярошевский), иеромонах Илларион (Алфеев) считают недопустимым совершение таинства елеопомазания над физически здоровыми людьми. Так архиеп. Филарет указывает, что таинство не совершается над 1) неверующими; 2) здоровыми; 3) младенцами; 4) нераскаянными грешниками. Митроп. Макарий пишет, что оно «предназначено для христиан только больных и больных тяжело.» (Указ. соч. Т. 2. С. 471).

379

Указание на подобную практику видят в словах Оригена: «Есть еще и седьмое отпущение грехов через

покаяние, очень трудное и тяжелое, когда грешник омывает слезами ложе свое, и слезы делаются ему хлебом

днем и ночью, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику, и испросить у него врачевства… В этом исполняется и то, что апостол говорит: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров.» (цит. по: Венедикт (Алентов), иером. К истории православного богослужения. К., 20 042. С. 67-68). О том же пишет свт. Иоанн Златоуст, сравнивая родителей по плоти и священников: «Одни (родители) рождают для этой жизни, другие для той. Те не в силах защитить их (своих детей) и от телесной смерти, даже не всегда могут изгнать из их тела вторгшуюся болезнь; эти, напротив, часто спасали больную душу, долженствовавшую погибнуть, или подвергая ее кроткому наказанию, или удерживая в самом начале от падения не только учением и наставлением, но и помощью молитв. Ибо они не только возрождают нас, но имеют силу прощать грехи, сделанные по возрождении. Ибо сказано: болен ли кто из вас.» (свт. Иоанн Златоуст. Творения. М., 1991р. Т. 1. Кн. 1. С. 427).

380

Цит. по: Венедикт (Алентов), иером. Указ. соч. С. 71.

381

Венедикт (Алентов), иером. Указ. соч. С. 74.

382

На основании современной практики не допускаются к таинству дети до семи лет.

383

Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. К., 18974. Т. 5. С. 54-55.

384

Там же. С. 54-55.

385

Там же. С. 60

386

Там же. С. 59.

387

Антоний, митр. Сурожский. Труды. М., 2002. С. 149.

388

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. М., 1999р. Т. 2. С. 469.

389

Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. Чернигов, 18652. Т. 2. С. 320

390

Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. ТСЛ, 1908. Т. 4. С. 412.

391

Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992р. С. 384.

392

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. С. 600-601.

393

Там же.

394

«Скажу Вам пока кратко относительно совершения таинства Елеосвящения над здоровыми… Совершенно не соответствует фактам утверждение, будто обычай совершать таинство Елеосвящения и над не лежащими на одре болезни установился у нас после патриарха Никона, когда в некоторых кругах церковного общества возникла мысль о наступлении времен антихриста и о близости Второго пришествия. О совершении таинства Елеосвящения в Вел[икий] четверток и в Вел[икую] субботу над всеми присутствующими в храме говорит прп. Симеон Солунский. В записях соборных служб при первых наших патриархах о совершении общего елеосвящения в Велик[ий] четверток говорится как об одной из неотъемлемых, обычных, никаких вопросов не возбуждающих составных частей богослужения этого дня. О том же говорят сохранившиеся записи порядков богослужения Новг[ородского] Софийского собора, Холмогорского Преображенского собора и обиходники древних монастырей. Можно полагать, что Елеосвящение в Вел[икий] четверток имело широкое распространение в Древней Руси, и если не вошло во всеобщую практику, то только потому, что это священнодействие, получившее у нас название «соборование», удобнее было совершать в соборных и монастырских храмах, где легче, чем в приходских, можно было собрать «собор» пресвитеров. Не с того времени, когда у некоторых русских людей возникла мысль о близости пришествия антихриста, возникла мысль и о желательности совершения таинства Елеосвящения и над здоровыми, а как раз наоборот. С печальных времен начавшегося при Петре I обмирщения и русского общества, и Русской Церкви, с синодального периода этот благочестивый обычай мало-помалу вышел из употребления. С проникновением на Православную Русь многих католических взглядов и обычаев мало-помалу стали и у нас смотреть на таинство Елеосвящения как на самое последнее напутствие к смерти. И общее Елеосвящение в Вел[икий] четверток совершалось неотменно только в Моск[овском]

Скачать:TXTPDF

Таинства Церкви Христианство читать, Таинства Церкви Христианство читать бесплатно, Таинства Церкви Христианство читать онлайн