доступен в сети Интернет по адресу: http://www.russia-talk.com.
299
свт. Филарет (Дроздов). Письма Андрею Николаевичу Муравьеву. К., 1869. Письмо 127.
300
свт. Феофан (Говоров) Затворник. Толкование 1-го Послания ап. Павла Коринфянам. ТСЛ, 1913. С. 213.
301
св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя Жизнь во Христе. СПб., 1899. Т. 1. С. 17.
302
св. прав. Иоанн Кронштадтский. Предсмертный Дневник. М.; СПб., 2003. С. 13.
303
Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978. С. 11.
304
Здесь св. Николай Кавасила имеет в виду евхаристический спор XII в. о том, является ли Христос в Евхаристии освящающим или освящаемым? Отцы на Соборе 1156 года пришли к выводу, что Христос есть и освящающий, и освящаемый, приносящий и приносимый, приемлющий и раздаваемый
305
св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии / Он же. Христос. Церковь. Богородица. М., 2002. С. 162.
306
Греч. текст: Audet J. P. (ed.) La Didache: Instructions des Apotres. P.,: 1958. P. 236.
307
Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния апостолов. М., 1997. С. 186-187.
308
Греч. текст: Acta Joannis / Ed. M. Bonnet // Acta apostolorum apocrypha. Leipzig, 1898; Olms, 1972r. T. 2: 1. P. 191.
309
Лат. текст: Lodi E. Enchiridion euchologicum fontium liturgicorum. R., 1979. P. 252.
310
Lodi. Op. cit. P. 290.
311
cвт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 5. 7 // Он же. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991р. С. 334. Греч. текст: Cyrille de Jerusalem. Catecheses Mystagogiques. P., 1966. (SC; 126). P. 156.
312
св. Николай Кавасила. Указ. соч. С.155.
313
Jустин (Поповик), архим. Догматика Православие Цркве. Београд, 1978. С. 567.
314
прп. Феодор Студит. Творения. СПБ., 1907. Т. 1. С. 126.
315
Молитва в скевофилакионе («на потребление Св. Даров»).
316
свт. Афанасий Александрийский. О Воплощении Бога Слова. I. 6.
317
Истолкование принадлежит Николаю и Феодору Андидским, «Изъяснение Божественной литургии».
318
свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 4. 9. / Указ изд. С. 332.
319
св. Николай Кавасила. Указ. соч. С. 155.
320
Jустин (Поповик), архим. Указ. соч. С. 567-568.
321
блж. Симеон Солунский. О покаянии. 254 // PG. 155.Col. 477.
322
3. 36. 4.
323
Педагог 1. 9.
324
Лествица. Слово 5.
325
γνωσιμαχησας και μεταμεληθείς — Слово нравственное. 10.
326
О богословии. Сотница 1. 23.
327
прп. Симеон Новый Богослов. Слова богословские. 1.
328
прп. Симеон Новый Богослов. Слова нравственные. 7.
329
прп. Иоанн Карпафийский. Главы утешительные. 57.
330
Например, И. Корнаракис: «Виновность (ένοχή) — это совокупность душевных расположений и состояний, которые появляются в результате совершенного греха» (Η νεύρωσις ως Αδαμικόν πλέγμα. Θεσσαλονίκη, 1977. Σ. 32-33).
331
прп. Симеон Новый Богослов. Слова нравственные. 13.
332
прп. Симеон Новый Богослов. Оглашение 32: «Взыщем Христа. Облекшись в Него через святое Крещение, мы совлеклись Его лукавыми делами. Посему снова воззовем себя через спасительное Покаяние.».
333
прп. Симеон Новый Богослов. Оглашение 5: «Возможно, братья, всем, не только монахам, но и мирянам всегда и постоянно каяться, и плакать, и умолять Бога, и благодаря таковым деяниям приобрести и все прочие добродетели».
334
Эрих Фромм (цит. по: Ангелопулос И. К. Покаяние в Православной Вселенской Церкви [на греч. яз.]. Афины, 1998. С. 80).
335
свт. Иоанн Златоуст. О милосердии. 3. 4 // PG. 49. Col. 297-298.
336
свт. Иоанн Златоуст. На 50 псалом. 2 // PG. 55. Col. 577.
337
Там же.
338
прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские. 70.
339
1. 7.
340
свт. Кирилл Александрийский. Fragm. in Matth. // PG. 72. Col. 409.
341
прп. Марк Подвижник. О покаянии. 7 // PG. 65. Col. 976.
342
Филокалия [греч. изд.] Т. 4. С. 275.
343
Так, в молитве поставления епископа из т. н. «Апостольского предания» содержатся следующие слова: «Сердцеведче всех, дай рабу Твоему сему, егоже избрал на Твою святую епископию… духом священноначальническим иметь власть отпускать грехи согласно Твоей заповеди …».
344
См.: прп. Никодим Святогорец. Книга духовника (Экзомологитарион). С. 54. Прим. 2.
345
Раллис Г., Потлис М. О таинствах Покаяния и Елеосвящения [на греч. яз.]. Афины, 1905. С. 15.
346
прп. Симеон Новый Богослов. Послание 1, О покаянии. 11 // PG. 95. Col. 296 (под именем прп. Иоанна Дамаскина).
347
Ответы Гавриилу Пентапольскому. 13 // PG. 155. Col. 864.
348
Слово «елей» встречается в Библии более 150 раз.
349
Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. М.: 1993. С. 373.
350
Например свт. Афанасий Великий в толковании на Пс 132. 2 пишет: «Когда собрана будет Церковь. тогда подастся помазание Святого Духа». (свт. Афанасий Великий. Творения. М., 1994р. Т. 4. С. 402); Виктор, пресв. антиохийский (V в.): «Елей и болезни исцеляет и бывает причиною света и веселия. Потому елей, употребляемый для помазания, знаменует и милость от Бога и исцеление болезни и просвещение сердца» (цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. М., 1999р. Т. 2. С. 469); прп. Максим Исповедник прямо пишет: «Миро есть Дух Святой» (цит. по: Ефимий Зигабен. Толковая Псалтирь. С. 336); Ефимий Зигабен: «Помазание елея есть наитие Святого Духа» (Ефимий Зигабен. Указ. соч. С. 336).
351
свт. Василий Великий. Творения. М., 1993р. Ч. 1. С. 283.
352
блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка. М., 2000. С. 49-50.
353
Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. Чернигов, 18652. Т. 2. С. 319.
354
свт. Василий Великий. Указ. соч. Ч. 1. С. 283.
355
свт. Григорий Богослов. Творения. ТСЛ, 1994р. Т. 1. С. 194.
356
свт. Афанасий Великий. Указ. соч. Т. 4. С. 292.
357
Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992р. Т. 2. С. 385.
358
Цит. по: Вениамин, архиеп. Указ. соч. С. 385.
359
Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 315.
360
Согласно евангельскому синопсису, эти два стиха относятся к одному евангельскому событию — наставлению двенадцати апостолам при призвании их на проповедь.
361
Цит по: Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. К., 18923. Т. 4. C. 50.
362
блж. Феофилакт Болгарский. Указ. соч. С. 49-50.
363
Указанные черты таинств можно найти в учебниках по догматике: архиеп. Филарета (Гумилевского), митр. Макария (Булгакова), еп. Сильвестра (Малеванского) и др.
364
Сильвестр (Малеванский), еп. Указ. соч. Т. 4. С. 50.
365
Сильвестр (Малеванский), еп. Указ. соч. Т. 4. С. 51.
366
Филарет (Гумилевский), архиеп. Указ. соч. Т. 2. C. 311.
367
Сильвестр (Малеванский), еп.. Указ. соч. Т. 4. С. 52.
368
«Уврачевание телесных болезней и составляет самый первый благодатный плод этого таинства» — пишет митр. Макарий (Булгаков). (Указ. соч. Т. 2. С. 472). «Благодатное действие елеопомазания простирается преимущественно на состояние болящего тела и зависящее от того физическое состояние всего человека» — Филарет (Гумилевский), архиеп. Указ. соч. Т. 2. С. 317.
369
Сильвестр (Малеванский), еп. Указ. соч. Т. 4. С. 60.
370
Сильвестр (Малеванский), еп. Указ. соч. Т. 4. С. 62.
371
Георгий (Ярошевский), иером. Соборное послание св. апостола Иакова: опыт исагогико-экзегетического исследования. К., 1901. С. 289.
372
Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 2. С. 473.
373
Георгий (Ярошевский), иером. Указ. соч. С. 292.
374
Георгий (Ярошевский), иером. Указ. соч. С. 292.
375
Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 2. С. 473.
376
Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 2. С. 473.
377
Филарет (Гумилевский), архиеп. Указ. соч. Т. 2. С. 318.
378
Архиепископ Филарет (Гумилевский), Митрополит Макарий (Булгаков), иеромонах Георгий (Ярошевский), иеромонах Илларион (Алфеев) считают недопустимым совершение таинства елеопомазания над физически здоровыми людьми. Так архиеп. Филарет указывает, что таинство не совершается над 1) неверующими; 2) здоровыми; 3) младенцами; 4) нераскаянными грешниками. Митроп. Макарий пишет, что оно «предназначено для христиан только больных и больных тяжело.» (Указ. соч. Т. 2. С. 471).
379
Указание на подобную практику видят в словах Оригена: «Есть еще и седьмое отпущение грехов через
покаяние, очень трудное и тяжелое, когда грешник омывает слезами ложе свое, и слезы делаются ему хлебом
днем и ночью, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику, и испросить у него врачевства… В этом исполняется и то, что апостол говорит: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров.» (цит. по: Венедикт (Алентов), иером. К истории православного богослужения. К., 20 042. С. 67-68). О том же пишет свт. Иоанн Златоуст, сравнивая родителей по плоти и священников: «Одни (родители) рождают для этой жизни, другие для той. Те не в силах защитить их (своих детей) и от телесной смерти, даже не всегда могут изгнать из их тела вторгшуюся болезнь; эти, напротив, часто спасали больную душу, долженствовавшую погибнуть, или подвергая ее кроткому наказанию, или удерживая в самом начале от падения не только учением и наставлением, но и помощью молитв. Ибо они не только возрождают нас, но имеют силу прощать грехи, сделанные по возрождении. Ибо сказано: болен ли кто из вас.» (свт. Иоанн Златоуст. Творения. М., 1991р. Т. 1. Кн. 1. С. 427).
380
Цит. по: Венедикт (Алентов), иером. Указ. соч. С. 71.
381
Венедикт (Алентов), иером. Указ. соч. С. 74.
382
На основании современной практики не допускаются к таинству дети до семи лет.
383
Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. К., 18974. Т. 5. С. 54-55.
384
Там же. С. 54-55.
385
Там же. С. 60
386
Там же. С. 59.
387
Антоний, митр. Сурожский. Труды. М., 2002. С. 149.
388
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. М., 1999р. Т. 2. С. 469.
389
Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. Чернигов, 18652. Т. 2. С. 320
390
Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. ТСЛ, 1908. Т. 4. С. 412.
391
Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992р. С. 384.
392
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. С. 600-601.
393
Там же.
394
«Скажу Вам пока кратко относительно совершения таинства Елеосвящения над здоровыми… Совершенно не соответствует фактам утверждение, будто обычай совершать таинство Елеосвящения и над не лежащими на одре болезни установился у нас после патриарха Никона, когда в некоторых кругах церковного общества возникла мысль о наступлении времен антихриста и о близости Второго пришествия. О совершении таинства Елеосвящения в Вел[икий] четверток и в Вел[икую] субботу над всеми присутствующими в храме говорит прп. Симеон Солунский. В записях соборных служб при первых наших патриархах о совершении общего елеосвящения в Велик[ий] четверток говорится как об одной из неотъемлемых, обычных, никаких вопросов не возбуждающих составных частей богослужения этого дня. О том же говорят сохранившиеся записи порядков богослужения Новг[ородского] Софийского собора, Холмогорского Преображенского собора и обиходники древних монастырей. Можно полагать, что Елеосвящение в Вел[икий] четверток имело широкое распространение в Древней Руси, и если не вошло во всеобщую практику, то только потому, что это священнодействие, получившее у нас название «соборование», удобнее было совершать в соборных и монастырских храмах, где легче, чем в приходских, можно было собрать «собор» пресвитеров. Не с того времени, когда у некоторых русских людей возникла мысль о близости пришествия антихриста, возникла мысль и о желательности совершения таинства Елеосвящения и над здоровыми, а как раз наоборот. С печальных времен начавшегося при Петре I обмирщения и русского общества, и Русской Церкви, с синодального периода этот благочестивый обычай мало-помалу вышел из употребления. С проникновением на Православную Русь многих католических взглядов и обычаев мало-помалу стали и у нас смотреть на таинство Елеосвящения как на самое последнее напутствие к смерти. И общее Елеосвящение в Вел[икий] четверток совершалось неотменно только в Моск[овском]